ИНВЕСТПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТЬ РАЗВИТИЯ - РАЗНЫЕ ВЕЩИ

Часто мы используем ключевые термины, не отдавая себе отчета в их смысле. Так, инвестиционный потенциал республики (ИП) – что это такое? Представляется, его нужно определить в двух отношениях.

Как объект управления со стороны АИРа. Чем он таким для АИРа является и выражается (так как для других участников экономики и госорганов он может выражаться по-разному – исходя из их предмета деятельности и интересов). Тогда в какой степени он ему подвластен – где граница ответственности АИРа? Если АИР отвечает не за весь инвестиционный потенциал республики, то что тогда составляет другую ее часть, кто за нее отвечает, как и через кого части взаимодействуют и складываются воедино? И т.д.

Как сущность, особый феномен, параметр экономики и возможность к развитию. Но не само развитие. Тут важны такие вопросы: нам важно развитие республики, но ведь оно возможно не только за счет собственного потенциала; я могу с нуля «стартануть» и так, что меня никто не догонит (у меня появилась прорывная идея), но никакого инвестиционного потенциала у меня до этого не было и нет; нужно ли ставить задачу инвестиционной независимости (самодостаточности) Татарстана и что определяет ее уровень? Нам важен инвестпотенциал или возможность к развитию – между ними есть разница (на словах одно и то же, но, по сути, разные сущности и операционные возможности)? Потенциал может находиться в распределенном и концентрированном (сфокусированном) состоянии – каковы тогда технологии его сборки? И т.д.

ПОТЕНЦИАЛ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ТАТАРСТАНА СТАТЬ ТАКИМ, КАКИМ ОН СЕБЯ ВИДИТ
НА НЕКОЕМ ОТРЕЗКЕ ВРЕМЕНИ В БУДУЩЕМ

Если АИР сегодня способен нам определить и выразить ИП республики, то пусть это покажет на своем сайте – выразит кратко. Его обязанность – не утаивать разговор с обществом о потенциале. Мы же в статье обрисуем основные реперные точки этой проблематики ИП, чтобы не валить все в одну кучу и критически относится к отчетности АИР, если таковая на сайте когда-нибудь появится.

Первое. Сразу заявляю главное: инвестиционный потенциал республики – это фикция, мираж, объект словесной спекуляции и повод для псевдодеятельности госорганов, то, чем нас водят за нос. При одном существенном уточнении: это будет оставаться таковым, пока не будет определено – по отношению к чему мы этот потенциал определяем? Так, может оказаться, что по отношению к одной задаче и необходимости у нас потенциал достаточен, по отношению к другой – велик, по отношению к третьей – никакой. Поэтому потенциал – вещь очень относительная, потому что конкретная (не сочтите это за оксюморон). Он каждый раз плавает от задачи (планки) к задаче. Кто должен задавать планку? Президент в своих посланиях, минэкономики и сам АИР, если найдет что-то интересное на рынке, чтобы попробовать под это напрячься. Поэтому потенциал для начала – это способность Татарстана стать таким, каким он себя видит на некоем отрезке времени в Будущем.

Второе. Какие содержательные состояния инвестиционного потенциала существуют? Принципиальных несколько: «рассредоточенное – концентрированное», «накопление – расходование» (причем расходование не означает всегда снижение), «сложение (1+1≤2) – синергия (1+1≥3)»; «сборка платная – на основе «экономики даров» (коллаборативная)». Уже это показывает, что тут для АИРа – целая операционная матрица состояний всей структуры инвестиционного потенциала и, соответственно, различные возможности его наращивания, развития и управления им. Тут нельзя ограничиваться тупым оперированием средств бюджета и зазыванием к себе инвесторов (главный маркетинговый принцип указали еще наши предки – «инвестиционным слухом земля полнится», так что если надо – сами прибегут, создайте только условия, а инвестиционный рейтинг получите автоматом и нечего лишний раз мотаться по заграницам. В науке есть индекс цитируемости, в духовной сфере – стремление к мастеру, в экономической – к экономически обетованной территории).

ПОТЕНЦИАЛ РТ НАХОДИТСЯ МЕЖДУ ДВУМЯ КРАЙНИМИ ТОЧКАМИ – ТЕМ,
ЧТО ЗАДАНО, И ТЕМ, ЧТО ЕЩЕ НЕ ОПРЕДЕЛЕНО

Третье. Какие осмысленные и ключевые уровни ИП Татарстана существуют? Чем они принципиально отличаются и важны? Нужно выделять две разные, но пересекающиеся его области – «область воспроизводства» и «область Будущего».

Область воспроизводства – определяет нижнюю планку (лимит, предел, он же уровень инвестиционной безопасности) потенциала. Два назначения области и ИП в ней – это (1) воспроизводство уже существующих активов, их расширение и (2) обеспечение занятости населения. Главные ориентиры тут – кризис; некоторые цивилизационные параметры, которым республика должна соответствовать (быть в ряду с чем-то и кем-то); цена активов (цена полного владения становится выше покупки новых); цена инвестиционных ресурсов на рынке (задают дисконтирование снизу), необходимый уровень жизни. Повторим, в этой области задается планка ИП снизу – ниже нельзя. Для планки ИП снизу есть еще куча условий и параметров (по времени, месту и т.д.), но мы сейчас в них не углубляемся.

Область Будущего – задает планку сверху, вернее, открывает Путь в бесконечность, в Будущее. И оно – наступает. Кризис только ускоряет его наступление. Целей ИП здесь две. Во-первых, включить, позиционировать Татарстан в геополитическом проекте России в XXI веке, вычленить и реализовать особое место Татарстана в России как некоторой интеллектуальной, духовной и экономической площадки, по совокупности – реализовать место республики в мире. Но самое главное – дать возможность людям войти в экономику XXI века и Будущее.

Во-вторых, создать такие платформы для развития республики, которые вытащат и уберегут от кризиса и область ИП «воспроизводство» тоже. Будущее – драйвер настоящего.

Поэтому потенциал республики находится между двумя крайними точками – тем, что задано, и тем, что еще не определено. Не определишь Будущее – провалишь и сегодняшнее. В каждой области – свои драйверы развития и новой стоимости.

ЕСЛИ НИЖНЯЯ ПЛАНКА ИНВЕСТПОТЕНЦИАЛА – ЭТО НИЖНИЙ ПРЕДЕЛ,
ТО ВЕРХНЕЙ ПЛАНКИ НЕТ – ЭТО ВЫХОД В БЕСКОНЕЧНОСТЬ

Определить параметры Будущего и Образа новой экономики – отдельная интеллектуальная задача. И ее так просто не решить. Для этого нужно интегрировать разрозненно существующие в республике и вовне знания, применить специальные интеллектуальные, коммуникационные и организационные технологии генерации и сборки видения Будущего. Это из области когнитивных технологий XXI века, экономики знаний, о которой так все любят говорить.

Если нижняя планка ИП – это лимит, предел снизу, то верхней планки нет – это выход в бесконечность. Причем это не просто метафора. Это переход на иные технологии управления обстоятельствами (благоприятствованием), сборки и концентрирования распределенного ИП по схеме «1+1≥3», использование сетевых и виртуальных технологий, и т.д. Это – постиндустриальная экономика XXI века. Что тут нам продекларировал АИР? В чем его стратегирование?

Формы существования драйверов Будущего – проблемно-целевые программы (не путать с программно-целевым подходом – ничего общего) на основе фондового механизма хозяйствования (ФМХ). В США его применяют более 70 тыс. компаний, в России он применялся в основном до революции 1917 года, немного – в 90-х.

Четвертое. Кто определяет пределы ИП? Если понятно, кто нам определяет нижний («простой») уровень ИП – минэкономики, консультанты и прочие профессиональные счетоводы, то кто определит «верхний» (стратегический, пассионарный, миссионерский) – не так очевидно. Будущее – такая материя, которая не вычисляется трендами. Оно обладает совершенно другими свойствами и не «ложится» под тренды. Нам его могут подсказать:

- разумные люди республики, которые вбирают в себя токи этой земли, мысли и чувства людей;

- история этой земли (прошлое) и ощущение того, что Татарстан может стать опорой и в чем-то путеводителем России в новое, принять вызовы времени, предъявляемые не только России, но и человечеству в целом;

- история – как то, что «повторяется в цикле», как «история Будущего». То, о чем все время пишет Андрей Девятов на сайте «БИЗНЕС Online»;

- культура республики, как она сплелась «здесь и сейчас», на этой территории. То, как она именно сейчас и именно здесь готова «выстрелить». Она дает пассионарную энергию;

- постоянно поддерживаемое обсуждение Будущего обществом республики и людьми, которые специально для этого приезжают со стороны (футуристы, социологи, умные писатели (душу через слово лечат) и т.п.). Нужно все время проговаривать эту тему и держать плавильный котел в теплом состоянии.

ВУЗЫ НЕ ПРЕДСТАВЛЯЮТ НИКАКОГО ИНТЕРЕСА. НОВЫЕ ЗНАНИЯ СИДЯТ В ОТДЕЛЬНЫХ ГОЛОВАХ,
А НЕ В БЮРОКРАТИЧЕСКИХ СТРУКТУРАХ

И конечно же, верхний предел инвестиционного потенциала может подсказать нам молодежь. У меня заготовлена статья о новой роли молодежи при переходе в XXI век, в которой есть моменты, которые полезно развернуть и на тематику АИРа. Пока же укажу, что из трех стадий жизни молодежи – обучения (школа, вуз), армии и последующей активной жизни в возрасте молодежи – государство и старшее поколение специально выделяет свою деятельность и инфраструктуру только под первые две стадии. В третьей стадии, когда и происходит капитализация знаний и сил молодежи, она растворена в старшем поколении, его бюрократии и прорастает через него, беря на себя ненужные ей риски и стоимость бизнесов старшего поколения. Никакой специальной инфраструктуры для молодежи нет. Поэтому нужно менять цивилизационный способ инвестирования в Будущее с участием и через молодежь. И это наипрямейшая тема для АИРа, и никак – для минобразования.

Если пп.2-3 самодостаточны – История прошлого и Будущего в нас не нуждается, то пп. 1, 4 - 5 – заливают как бы ментальный канал, по которому поток Истории потечет, вообще выберет течь в Татарстане, а не в другом месте. Пункт 6 дает гарантии реализуемости, просто энергию и темп, когда дело может переходить в проектный режим. Вот тут-то АИР и может войти в резонанс с таким темпом.

Обратите внимание, я осознанно не упомянул науку и наши вузы в качестве подсказчиков Будущего. Вузы сейчас не представляют собой никакого интереса, новые знания сидят в отдельных головах, а не в бюрократических структурах, коими давно стали вузы и академинституты.

ЕСЛИ ИННОВАЦИОННОЕ БИЗНЕС-СООБЩЕСТВО НЕ УВИДИТ СВОИ ВЕКТОРА
ПРОРЫВА В БУДУЩЕЕ – ЕМУ НИЧЕГО НЕ СВЕТИТ

Пятое. Как должны быть выражены две области ИП? Как две матрицы – воспроизводства и освоения Будущего. Условно их можно назвать «Матрицы пределов инвестиционного потенциала республики». И только потом можно будет выводить из них межотраслевой баланс, необходимый бюджет и инвестиции в нем и прочее, как учили. И опять же при условии, что мы прислушаемся к тому, за что критикует минфин России депутат ГД РФ Оксана Дмитриева (супруга депутата от Татарстана Ивана Грачева) в части методологии бюджетирования.

Шестое. Что их между собой (кроме бюджета и программ) соединяет? Общая структура экономики Татарстана - сумма (сетка) всех ее драйверов. Особое место при этом занимают малый и средний бизнес – если он себя таковым осмыслит. Он же сейчас в своих мыслях и ментальных моделях ориентирован только на рынок. Не оспаривая этого, поделюсь только что подаренной мне мыслью Юрия Забродоцкого (цитата из письма мне): «...я попытался обосновать суждение, что умного решения без новых проблем не существует. Но разумные решения есть. Все они одинаковые (по логике природного операционализма), но разные по контекстуальным решениям вхождения в гармоничное развитие. Но что люди знают о гармонии? В большинстве случаев они вспоминают о золотой середине. Кто бы мне объяснил эту чушь...». Привожу свой ответ ему на это: «…по сути, это означает и то, что если хочешь развиваться и двигаться дальше, твое решение может быть только по отношению к задачам на вырост. Даже если решаешь вроде бы текущую серенькую проблемку. Но ее решение должно быть в русле твоего системного подхода с опорой на Будущее. А значит, и исходя из него». Имеющий уши да услышит.

Если инновационное бизнес-сообщество не увидит свои вектора прорыва в Будущее – ему ничего не светит. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Под лежачий камень вода не течет. Лозунг десантников: «Кто, если не мы». И т.д. Я все это – не о проектах. А о том, соберется ли в некое сообщество малый и средний бизнес в Татарстане или нет? Есть такая игра (или фильм, не помню), которая основана на теологической максиме «Все едино». В ней, вытаскивая из мешка разные вещи, стараются придумать, что их объединяет и чем их можно связать. Связь находится всегда. Представьте, что в этом мешке лежат «Будущее – крупные компании – мелкие и средние компании Татарстана».

Продолжение следует.
Игорь Козырев, Москва - Казань

Справка

Игорь Козырев - директор по консалтингу ОАО «Сервис-групп» (Москва) - консультационные услуги в области менеджмента; организация услуг обучения в области менеджмента.

Окончил Московский институт управления им. Орджоникидзе (квалификация - специалист по организации управления в энергетике), 1981 - 1986 гг., Московский институт управления им. Орджоникидзе (очная аспирантура), к.э.н. 1986 - 1989 гг.

Принимал участие в проектах в качестве руководителя проекта:

- Проекты приватизации различных предприятий Татарстана (НПО «Тасма», ПО «Татавтотранс», Альметьевский трубный завод и др., 1991 - 1994 гг.). Проектирование схем приватизации и минимизации ущерба от приватизации предприятию в связи с изъятием части средств из оборота на выкуп для трудового коллектива.

- Эксперт по проекту инвестиций в завод ЭЛОУ-АВТ "Нижнекамскнефтехима" (1994 год). Оценка целесообразности предлагаемых схем инвестирования иностранным партнером – по заказу правительства Татарстана.

- Член антикризисной группы управляющих в КНИИРЭ (в качества зама по экономике), 1994 - 1996 гг. (финансирование разработок в области ВПК).

- Руководитель департамента (потом - управления) ценных бумаг «АК БАРС» Банка. 1996 - 1999 гг. Запустил несколько программ и проектов, в том числе торговую площадку на бирже.

- Начальник аналитического отдела в ПОЭ «Татэнерго», в РАО «ЕЭС России» (департамент электрический станций, департамент управления капиталом) – разработка аналитических инструментов и программ (1999 - 2001 гг.).

- Начальник управления ситуационного анализа УК ВоГЭК (РАО «ЕЭС России»: разработка аналитических программ и участие в проекте (методология) создания аналитического центра по управлению безопасностью и надежностью ГТС (плотин), по переходу к сервисному типу обслуживания объектов ГЭС, по реорганизации сметной деятельности.

Читайте также:

Как нам реорганизовать АИР РТ? Часть 1-я
Как нам реорганизовать АИР РТ? Часть 2-я