На 89-м году жизни скончался всемирно известный британский драматург и сценарист Том Стоппард. Как сообщает телеканал Sky News со ссылкой на литературное агентство United Agents, писатель ушел из жизни мирно, в кругу семьи.

Том Стоппард Том Стоппард Фото: © Daniel Hambury / imago stock& people / Global Look Press

Стоппард создал более 30 театральных произведений, включая пьесы «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Аркадия», «Леопольдштадт», трилогию «Берег утопии». Его работы отличались соединением интеллектуальной глубины и театральной зрелищности, а понятие «стоппардианский» вошло в Оксфордский словарь английского языка. Оно означает смешение философских понятий с иронией и остроумием.

Стоппард родился 3 июля 1937 года в чешском городе Злин как Томаш Штраусслер. В 1939-м семья бежала в Сингапур, а в 1941-м — в Индию. В 1946 году мать Томаша вышла замуж за английского военного и семья переехала в Англию, а Томаш взял его фамилию. Стоппард рано оставил школу, работал журналистом, прежде чем добиться международного признания в театре. Драматург был удостоен рыцарского звания (1997) и множества других наград.

Помимо пьес, драматург написал сценарии к нескольким известным фильмам: «Анне Карениной» Джо Райта, «Бразилии» Терри Гиллиама, «Империи солнца» Стивена Спилберга и др. Также он помогал в доработке сценариев «Индианы Джонса и последнего крестового похода», «Мести ситхов» и «Списка Шиндлера».

За сценарий к фильму «Влюбленный Шекспир» (режиссер Джон Мэдден) Стоппард получил премии «Оскар» и «Золотой глобус» в 1999 году. А в 1990-м картина «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» с Гари Олдменом и Тимом Ротом в главных ролях, которую Стоппард снял по собственной пьесе, получила «Золотого льва» на Венецианском кинофестивале.

Произведения драматурга активно ставились и продолжают идти в российских театрах. В частности, пьесы Стоппарда стали настоящей визитной карточкой Российского академического молодежного театра (РАМТ). Именно здесь была поставлена трилогия британца «Берег утопии», героями которой стали российские интеллектуалы и революционеры XIX века: Александр Герцен, Михаил Бакунин, Виссарион Белинский и др. А в октябре 2025-го московский театр им. Пушкина привозил в Казань на Качаловский фестиваль свой спектакль «Влюбленный Шекспир».

Но самая яркая страница в истории театральной Казани, связанная со Стоппардом, — это спектакль Казанского ТЮЗа «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», который в начале нулевых поставил в то время главный режиссер театра Георгий Цхвирава. Постмодернистское прочтение великого шекспировского «Гамлета» на казанской сцене принесло ТЮЗу номинацию на «Золотую маску», а сам спектакль, главные роли в котором сыграли по-прежнему работающие в театре Роман Ерыгин, Михаил Меркушин и Сергей Мосейко, стал культовым.

«Это спектакль, который, конечно, занимает отдельное место, он не собирал полные залы, но я знаю людей, которые по 12 раз его смотрели, — вспоминал в интервью „БИЗНЕС Online“ 2016 года Цхвирава. — Там была замечательная сценография Булата Ибрагимова, которого я мальчишкой привез. Это был хороший период».