Раил Фазулзянов: «Три года назад виноградный эликсир «ЭМИЗ» вошел в золотую сотню России и получил высокую награду «Вкус качества»Фото: Андрей Титов

«Виноградный напиток» — это не романтика, а первый сигнал науки?

— Раил Наилович, недавний анонс китайских ученых о создании «таблетки долголетия» на основе экстракта виноградной косточки взорвал мировые медиа — об этом написала даже The New York Times. Препарат, по замыслу создателей, сможет продлить человеческую жизнь до 120 лет. На ваш взгляд, это действительно революция?

— Знаете, когда читаешь современные китайские работы про виноградную косточку — про влияние на микробиоту, обмен веществ, сосуды, окислительный стресс, — возникает ощущение дежавю. Это то, про что советские институты уже писали в 60–80-е годы. Просто в СССР это делали на биохимии и аналитике, а Китай сегодня использует геномику, масс-спектрометрию, клеточные модели. Но суть же осталась прежней — уникальные антиоксидантные свойства полифенолов, содержащиеся в кожице и косточке темных сортов винограда. Можно сказать, что мир догнал СССР!

Ученые лаборатории Lonvi Biosciences, специализирующейся на технологиях достижения долголетия, обнаружили, что процианидин C1 (PCC1), выделенный из виноградных косточек, способен увеличить продолжительность жизни мышей на 9,4% и продлить их жизнь после начала терапии на 64,2%. Исследователи выяснили, что экстракт виноградных косточек содержит особые молекулы, уничтожающие стареющие клетки, которые наносят вред здоровым тканям. Как пишет NYT, капсулы с высокой концентрацией этих соединений могут стать ключом к продлению жизни человека. «Дожить до 150 лет определенно реально. Через несколько лет это станет реальностью», — заявил главный технический директор компании Лю Цинхуа.

— Но тогда не употребляли даже такого слова, как «антиоксиданты»… Где-то их применяли?

— Мало кто знает, что на советских атомных подлодках морякам давали «виноградный напиток» — 100–150 миллилитров. Это не было про «развлечь моряков». Это была абсолютно прагматичная мера: поддержка сосудов, снижение стресса, борьба с гипоксией. На самом деле это был первый, пусть и интуитивный, шаг к пониманию того, что полифенолы винограда реально работают.

Пока флот использовал напиток как средство поддержки организма, параллельно советские биохимики в Магараче, Новочеркасске и Одессе изучали саму природу винограда. И вот тогда впервые было доказано: до 70 процентов антиоксидантов винограда сосредоточено в косточке. Именно эти вещества — проантоцианидины, катехины, антоцианы — и делали напиток полезным для моряков.

Иногда научные открытия удивительным образом перекликаются с божественным откровением. Яркий пример этому мы находим в Коране, в суре «Аль-Бакара» (аят 219), где Всевышний говорит: «Они спрашивают тебя о забродившем винограде и азартных играх. Скажи: „В них есть великий грех и [некоторая] польза для людей. Но греха в них больше, чем пользы“». Таким образом, аят тонко разграничивает: сама суть напитка (то, что дурманит разум) запретна, в то время как отдельные его компоненты могут быть полезны.

«На советских атомных подлодках морякам давали виноградный экстракт — 100–150 миллилитров. Это не было про «развлечь моряков» «На советских атомных подлодках морякам давали «виноградный напиток» — 100–150 миллилитров. Это не было про «развлечь моряков» Фото: commons.wikimedia.org

— Интересно, «виноградный напиток» и сейчас дают военным?

— Мне тоже стал любопытен этот вопрос. Три года назад виноградный эликсир «ЭМИЗ» вошел в золотую сотню России и получил высокую награду «Вкус качества». В Доме офицеров меня награждал один из командующих Военно-морским флотом. И я, пользуясь случаем, спросил его: «Правда ли, что в советское время с появлением атомных подводных лодок подводникам выдавали специальный „виноградный напиток“?» Он подтвердил: «Не только выдавали, но и до сих пор выдаем!»

Экстракт, кстати, использовали в советское время и для защиты организма даже в условиях повышенной радиации.

— После событий в Чернобыле?

— Да, когда в 80-х годах случилась авария на Чернобыльской АЭС, а тогда был сухой закон, для ликвидаторов последствий и пострадавшего населения как раз и применялись напитки на основе виноградной косточки. Одним из таких был, например, «Вин-Вита» — «виноград, дарующий жизнь». Это была целенаправленная государственная программа. Дело в том, что при брожении винограда вместе с косточкой и кожицей выделяется более 360 видов полифенолов. Эти вещества обладают мощным антиоксидантным действием. Они способны связывать и выводить из организма радионуклиды и токсины.

«Польза — в химическом составе косточки, а он, если мы берем темные сорта, — константа» «Польза в химическом составе косточки, а он, если мы берем темные сорта, константа» Фото предоставлено ООО «ЭМИЗ»

«Так часто и бывает: гениальное открытие делается в одной стране, а коммерческий продукт появляется в другой»

— Мы видим потрясающие результаты исследований, о которых вы рассказываете. Но почему наши советские ученые в свое время не продвинули этот продукт в массы? Не изобрели волшебных таблеток, которые сегодня пытаются создать китайцы?

— Они его продвигали, но в узких научных и военных кругах. А широкой публике это не было нужно. Причина лежит на поверхности: посмотрите на медицинскую статистику того времени. В Советском Союзе не было такого тотального распространения болезней, как сахарный диабет, онкологии, сердечно-сосудистые заболевания не достигали таких масштабов. Не было и такого количества людей с проблемами вроде хронически низкого гемоглобина.

— А китайский виноград отличается от отечественного?

— Если мы говорим о пользе для долголетия, о тех самых полифенолах в косточке и кожице, то разницы между китайским, дагестанским или крымским виноградом нет. Польза в химическом составе косточки, а он, если мы берем темные сорта, константа.

— Почему тогда напитки так отличаются по вкусу и цене?

— Вы путаете два понятия: польза и вкус. Вкус, аромат, сахаристость — да, они кардинально разнятся в зависимости от терруара, количества солнца, состава почвы. Из узбекистанского винограда, например, у нас получается в полтора раза больше готового продукта, он слаще и сочнее. Но если мы изолируем и проанализируем непосредственно косточку из ягоды, выращенной в Узбекистане, Дагестане или Китае, то полезные вещества — те самые проантоцианидины — будут одни и те же. Это как с яблоком: в косточках одного яблока, неважно, индонезийского или российского, содержится дневная норма йода. Вкус яблок разный, а польза косточек идентичная.

— Когда вы узнали, что китайцы создают «таблетку долголетия» на основе подобных компонентов, у вас не возникло чувства досады? Почему не мы это сделали?

— А я считаю, что первенство именно за нами! Наши советские ученые главное сделали — они обнаружили эту пользу, выявили механизм и доказали его на практике. Другое дело, что в те времена не было технологий для глубокой переработки, не было таких инструментов для выделения и очистки действующих веществ, какие есть сегодня.

Я не удивлюсь, если китайцы просто взяли за основу те самые советские наработки, доработали их современными методами и оформляют в виде таблетки. Так часто и бывает: гениальное открытие делается в одной стране, а коммерческий продукт появляется в другой. Но корни, я уверен, растут именно из нашей науки.

«За два года мы выросли в 8 раз. У нас огромное количество обратной связи от врачей и обычных людей» «За два года мы выросли в 8 раз. У нас огромное количество обратной связи от врачей и обычных людей» Фото предоставлено ООО «ЭМИЗ»

Виноградный эликсир «ЭМИЗ» — виноградная польза без алкоголя. То, что флот хотел бы иметь, но не мог

— Получается, история повторяется. А что сегодня? Где можно найти это советское ноу-хау?

— Сегодня эти технологии не просто живы, они активно развиваются. Наша компания «ЭМИЗ» как раз и стоит на этом фундаменте. Мы не открывали Америку, мы взяли за основу эти глубокие советские наработки и доработали их, создав вкусный и легкоусвояемый напиток, который сохранил всю пользу.

Сухая косточка, которую часто продают как БАД, усваивается организмом лишь на 10–15 процентов, ведь человек на 80 процентов состоит из воды. Наша же технология позволяет «вытянуть» все полезные вещества в жидкую форму, которая усваивается уже на 90 процентов! Это колоссальная разница в эффективности.

Раил Фазулзянов, ТД «ЭМИЗ»: «Я поставил себе цель – помочь миллиарду человек на планете»

— Насколько востребован этот продукт?

— Более чем! За два года мы выросли в 8 раз. У нас огромное количество обратной связи от врачей и обычных людей. К нам обращаются онкологи для своих пациентов, проходящих химиотерапию, чтобы снизить пагубные последствия облучения. Приходят диабетики, беременные с низким гемоглобином.

Мы значительно расширили географию присутствия, создали партнерские сети во всех регионах России и вышли на международный рынок — Саудовская Аравия и Малайзия, Индонезия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан. Идет работа по выходу на рынок Дубая.

«Наша стратегия — сначала укрепить позиции на тех рынках, где мы уже представлены» «Наша стратегия — сначала укрепить позиции на тех рынках, где мы уже представлены» Фото: Андрей Титов

— Учитывая последний хайп вокруг китайских исследований виноградной косточки, напрашивается вопрос: вы планируете выходить в Китай?

— Их громкое заявление — это скорее повод для гордости за наших советских ученых. А мы, компания «ЭМИЗ», — те, кто воплотил их теорию в жизнь и сделал этот продукт массовым и доступным здесь и сейчас.

Но, в отличие от многих других рынков, Китай — это совершенно другой рынок. Прежде чем завозить туда хоть одну бутылку, нужно пройти сложнейшую процедуру патентования своей технологии и формулы. Без этого тебя просто начнут подделывать, причем в промышленных масштабах. А мы не можем рисковать многолетними наработками. Наша стратегия — сначала укрепить позиции на тех рынках, где мы уже представлены. И потом, Китай — это не просто другая страна, это другая вселенная со своим пониманием о еде, пользе и даже о том, как должен выглядеть полезный напиток. То, что работает в Татарстане или Дубае, в Шанхае может не сработать. Нужна абсолютно другая упаковка, возможно, другая текстура, другой вкусовой профиль и абсолютно другая маркетинговая стратегия.

— Какие планы у вас по дальнейшему развитию?

— Наша миссия — принести пользу миллиарду людей на планете — и теперь она напрямую связана с экспортной стратегией страны. Наш президент Владимир Путин не раз призывал наращивать несырьевой экспорт. И сейчас мы активно расширяем границы и выходим со своими поставками в страны СНГ, на Ближний Восток и в Азию. А в ближайшее время перейдем на мультибрендовую стратегию. 

Для всего этого мы привлекаем инвестиции и сегодня строим новое производство в Татарстане . Окупаемость завода, по нашим расчетам, — от 2 до 2,5 года. Доходность — от 40 процентов годовых и выше. 

Мир идет к продуктам, которые одновременно вкусные, натуральные и функциональные. Китайские исследования это подтверждают. Всех, кто разделяет видение здорового питания и готов стать частью нашей миссии, а также общего дела по укреплению несырьевого экспорта России, могут обратиться за подробностями по телефону в нашу компанию.