С начала 2025-го доля новых тяжелых грузовиков из Китая на российском рынке снизилась до 53%, тогда как годом ранее она достигала 70%, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на расчеты аналитического агентства «Автостат».

 Фото: © Anton Belitsky / Global Look Press / globallookpress.com

За январь–ноябрь китайские производители потеряли около 17%, тогда как доля российских компаний выросла с 20 до 36%. Белорусские марки также укрепили позиции — с 5 до 7%.

Снижение влияния китайских брендов эксперты связывают с несколькими факторами. Главным из них называют утильсбор, который дает ценовое преимущество российским грузовикам и делает их конкурентоспособнее по сравнению с импортом. При этом рынок остается перенасыщенным: у дилеров и лизинговых компаний накоплены большие складские запасы, и, по оценке отрасли, их может хватить на весь следующий год.

На динамику также влияют отзывы одобрений типа транспортного средства по части моделей и сомнения клиентов в сервисе и поддержке. Одновременно китайские бренды продолжают агрессивную ценовую стратегию, в ряде случаев продавая технику в убыток, чтобы выполнять экспортные планы.

Напомним, что в ноябре 2025-го рынок новых тяжелых грузовиков в России сократился на 46% к прошлому году и на 21% к октябрю. Всего было продано почти 4 тыс. машин полной массой свыше 16 тонн. Лидером остался КАМАЗ с 1 314 автомобилями (минус 20% к прошлому году), а основными конкурентами выступили китайские бренды Sitrak и FAW с 717 и 461 проданными машинами соответственно, их совокупная доля рынка около 30%, в пятерку также вошли Shacman (302 штуки) и белорусский MAZ (266).