Пострадавшим предложили соципотеку на квартиру и 1 млн рублей в подарок на первоначальный взнос Пострадавшим предложили соципотеку на квартиру и 1 млн рублей в подарок на первоначальный взнос Фото: «БИЗНЕС Online»

Решение готовили год

Сегодня кабинет министров РТ выставил на антикоррупционную экспертизу проект порядка поддержки обманутых ижээсников путем субсидирования покупки квартир по соципотеке. Произошло это за 7 дней до прямой линии и пресс-конференции с президентом Владимиром Путиным. Год назад на аналогичной встрече корреспондент «БИЗНЕС Online» Елена Колебакина-Усманова задала вопрос, касающийся ситуации с мошенничеством на рынке ИЖС. Президент РФ поручил «разобраться в этом конкретном случае» и выработать решение.

Проблему, как оказалось впоследствии, зафиксировали в 85 регионах. В течение года появлялись разного рода инициативы по этой теме. Например, зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Александр Аксененко предлагал создать федеральный реестр пострадавших в сфере ИЖС, а депутат Госдумы от Татарстана Илья Вольфсон писал главе ЦБ Эльвире Набиуллиной с просьбой предоставить кредитные каникулы обманутым ижээсникам. В итоге в конце апреля Банк России выпустил рекомендации для банков, в которых говорилось об «индивидуальном подходе» к такого рода заемщикам, а в ряде случаев и вовсе разрешалось списывать весь долг. Тем не менее единого для всей страны решения по теме так и не было до сих пор выработано.

Путин – Хуснуллину о проблеме с ИЖС: «Речь идет о жульнической операции без эскроу-счетов!»

В Татарстане еще в январе придумали механизм помощи пострадавшим. 9 января вице-премьер РФ Марат Хуснуллин отчитался главе государства. Обманутым пообещали соципотеку на квартиру и 1 млн рублей в подарок на первоначальный взнос. На конец октября обратились только две семьи, но и им суммы в 1 млн рублей не перечислили, поскольку не было нормативно-правового акта, принятого на уровне правительства РТ.

«Заявителей ставят на учет по текущим действующим программам ГЖФ при условии соответствия требуемым критериям (нуждаемость, возраст, место работы и т. д.), — пояснили тогда в пресс-службе Госжилфонда при раисе РТ. — Постановкой на учет занимаются исполкомы городов и районов республики».

Одно из двух заявлений еще весной написала семья Регины Зариповой, но с тех пор никаких подвижек не было — денег не выделяли, выяснил у пострадавшей «БИЗНЕС Online». Семье предложили два варианта — квартиру без первоначального взноса в «Салават Купере» (правда, при этом повышается ежемесячный платеж) или со взносом, но в микрорайоне «Гаиле» (в районе РКБ). А поддержку от республики пообещали потом — когда будут деньги, но не в этом году, рассказала Зарипова. Но пока ни то ни другое семья не тянет: они потеряли примерно 4 млн рублей, и обещанного миллиона, конечно, недостаточно.

Жилые помещения в системе социальной ипотеки РТ распределят в объеме, согласованном высшим коллегиальным органом управления специализированной организации Жилые помещения в системе социальной ипотеки РТ распределят в объеме, согласованном высшим коллегиальным органом управления специализированной организации Фото: «БИЗНЕС Online»

Кому положена субсидия?

И вот появился проект порядка выплаты обещанного миллиона. В опубликованном проекте нормативно-правового акта 13 страниц с приложениями. Порядок предоставления субсидии состоит из 11 пунктов, опишем главные из них:

  • предоставляют однократно в размере ущерба, определенного решением суда, но не более 1 млн на одно домовладение.
  • Право на получение — у граждан, пострадавших от действий недобросовестных подрядчиков при строительстве индивидуальных жилых домов на территории РТ, изъявивших желание приобретения жилого помещения в системе социальной ипотеки как нуждающиеся в жилом помещении и заключившие договор социальной ипотеки со специализированной организацией, которой выступит Госжилфонд при раисе РТ.
  • Субсидию направляют на оплату жилого помещения по договору социальной ипотеки или остатка неоплаченной суммы основного долга и процентов по договору целевого денежного займа, заключенному со специализированной организацией на основании решения суда.
  • О принятом решении о предоставлении субсидии либо об отказе в предоставлении субсидии (с указанием основания для отказа) заявителя уведомят в письменной форме в трехдневный срок со дня его принятия.
  • В случае недостаточности в текущем финансовом году бюджетных лимитов, доведенных до министерства строительства архитектуры и ЖКХ РТ для предоставления субсидий, министерство примет решение о предоставлении субсидии в очередном финансовом году при условии наличия соответствующих лимитов, о чем в трехдневный срок в письменной форме уведомляет заявителя.
  • В случае расторжения договора социальной ипотеки субсидия подлежит возврату в бюджет РТ.

Жилые помещения в системе социальной ипотеки РТ, предназначенные пострадавшим от действий недобросовестных подрядчиков при строительстве индивидуальных жилых домов, распределят в объеме, согласованном высшим коллегиальным органом управления специализированной организации. Контроль за исполнением постановления возложат на министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства РТ.

Обманутые ижээсники Марий Эл: «На встрече глава региона Зайцев сказал, что людей нельзя бросать»

В Татарстане ущерб — 752 млн рублей: кому придется за это ответить?

К середине ноября в Татарстане возбудили 9 уголовных дел по разным преступным группам в сфере индивидуального жилищного строительства. По республике 260 потерпевших, сумма ущерба — 752 млн рублей, сообщала пресс-служба раиса РТ.

Правоохранительные органы также работают над возмещением денег потерпевшим, ищут имущество у подозреваемых. «Второе, что в обязательном порядке я держу на контроле, — чтобы оперативные подразделения и следователи проводили все мыслимые и немыслимые мероприятия по выявлению имущества этих людей, — подчеркивал в августе в интервью „БИЗНЕС Online“ прокурор РТ Альберт Суяргулов. — Потому что самое главное для меня — это не обвинительный приговор и отправление их в пенитенциарные места. Для меня главное, чтобы по результатам уголовного дела мы могли возместить деньги потерпевшим».

Но, конечно, изначально обманутые ижээсники в РТ хотели тех же мер поддержки, что ранее получили в Татарстане обманутые дольщики многоквартирных домов, для которых фонд поддержки обманутых дольщиков РТ достраивал объекты. Всего с 2013 года было построено 212 домов для более чем 13 тыс. пострадавших! Но в случае с МКД были ответственные лица, региональная или муниципальная власть, которые выдавали разрешения на строительство. В сфере ИЖС государство разрешений не выдает, а значит, и по обязательствам вроде как не отвечает?

И все же в России есть примеры, где регион намерен завершить строительство домов пострадавшим — это соседняя Республика Марий Эл. Там после встречи инициативной группы пострадавших с главой Юрием Зайцевым уже определили конкретного застройщика (ООО «Арматура 12»), готовится реестр обманутых ижээсников. Но, возможно, такой ход объясняется тем, что там количество пострадавших от действий недобросовестного застройщика, который под брендом «Строй с нами» с 2023 года обещал дома, всего 30 человек. «Свой дом больше не роскошь» — гласили баннеры, которые были установлены во многих офисах Сбера в Йошкар-Оле…

Есть и заявления чиновников разного уровня по поводу ответственности банков, аккредитовавших недобросовестных застройщиков. К примеру, заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Никита Стасишин на VIII международном форуме «Малоэтажная Россия – 2025» заявил, что «им придется за это ответить!». Но пока механизма этой ответственности нет.

Наталья Дементьева: «Республика мне предлагает взять социальную ипотеку под 7 процентов. То есть мои обязательства на сегодня построить дом своими силами — это взять 6 млн рублей по потребительскому кредиту (это ставка 30-35 процентов), платить ипотеку семейную и взять ипотеку социальную. Грубо говоря, платеж в месяц будет около 200 тысяч рублей» Наталья Дементьева: «Республика мне предлагает взять социальную ипотеку под 7 процентов. То есть мои обязательства на сегодня построить дом своими силами — это взять 6 миллионов рублей по потребительскому кредиту (это ставка 30–35 процентов), платить ипотеку семейную и взять ипотеку социальную. Грубо говоря, платеж в месяц будет около 200 тысяч рублей» Фото: «БИЗНЕС Online»

«Если бы я воспользовалась мерой поддержки в качестве социальной ипотеки, это неизбежно бы меня привело к банкротству»

«БИЗНЕС Online» предложил оценить проект поддержки самим потерпевшим, а также экспертам.

Наталья Дементьева — руководитель инициативной группы пострадавших ижээсников в РТ:

— Я как работник в бюджетной сфере в 2006 году получила квартиру по социальной ипотеке, которую продолжаю оплачивать до сих пор. За это время моя семья значительно расширилась — я мама троих детей, и мы приняли взвешенное решение о необходимости улучшить наши жилищные условия. Я благодарна президенту за поставленные цели по национальным проектам и возможность воспользоваться семейной ипотекой под 6 процентов.

К сожалению, моя ситуация осложнилась из-за мошенничества: я стала жертвой обмана и потеряла всю сумму в 6 миллионов рублей, что оставило меня в крайне тяжелом финансовом положении. В результате у меня нет средств для завершения строительства, которое находилось на нулевом этапе, и я оказалась с огромным долгом.

«Проблема зафиксирована в 85 регионах!»: в Госдуме решили помочь обманутым ижээсникам

Теперь мне нужно взять минимум 6 миллионов рублей для завершения строительства дома своими силами. Однако потребительская ставка составляет 30–35 процентов, что делает ситуацию еще более сложной. На фоне этого я должна продолжать оплачивать семейную ипотеку и одновременно рассматривать возможность получения социальной ипотеки под 7 процентов. По мнению властей, средний доход многодетной мамы в республике должен покрывать платежи по минимум трем ипотекам с учетом ставок — это порядка 200 тысяч рублей в месяц. При этом я должна содержать и воспитывать троих детей, что делает такую нагрузку совершенно невыносимой.

Если бы я воспользовалась данной мерой — банкротство стало бы неизбежно для меня и последствия были бы катастрофическими.

Что касается социальной ипотеки, то такая мера существует в республике уже давно, и среди пострадавших есть люди, которые уже стоят на учете и у них долги. Погашение этих задолженностей было бы замечательным решением, однако, насколько мне известно, республика отказывает в этом.

Я надеюсь, что власти учтут наши проблемы и предложат более гибкие решения для поддержки многодетных семей и пострадавших от мошенничества, которыми смогут воспользоваться все пострадавшие, а не только те, кто прошел под жесткие условия нуждаемости по социальной ипотеке.


Анастасия Гизатова — генеральный директор АН «Счастливый дом»:

— Есть несколько ключевых моментов. Первый — что будет с платежами пострадавших ижээсников по ипотеке? Как правило, все обманутые дольщики брали объекты на стройку ИЖС в ипотеку в Сбербанке. Если у них параллельно будет платеж по повышенной ставке Сбербанка, им будет тяжеловато тянуть ипотеку за недостроенный дом и социальную ипотеку. Второе — что происходит с их недостроенными домами и участками? Они консервируются? Мне пока вот это непонятно. У всех разная степень готовности дома, и у кого-то дома уже почти под ключ.

Я не обманутый дольщик, я же юрист. Мне кажется, что тут нужно спрашивать у них. И наверное, такой универсальный подход в этом вопросе не совсем уместен, потому что у кого-то высокая степень готовности дома, а у кого-то еще только фундамент сделан. Может быть, тем, у кого высокая готовность дома, эти средства лучше направить в виде адресной помощи, стройматериалами например.


Владислав Копица — создатель и фронтмен проекта Open Village:

— Я скажу, что это лучше, чем ничего. Для меня это неожиданное решение. Честно скажу, я от вас услышал первый раз об этом. И никак не представлял, что тема с ИЖС перейдет на квартиры. Но решение абсолютно правильное, потому что квартиры — это более ликвидный продукт, чем ИЖС. ИЖС — понятие очень растяжимое, и в одном и том же месте один дом может быть ликвидным, а другой — неликвидным. Поэтому переход на квартиры — это правильно. Это лучше компенсации тех денег, которые они когда-то вложили, потому что та сумма как минимум уже потеряла 20 процентов, а то и больше.

Я много думал над этим, пытался найти решение, которое можно было бы озвучить вслух, предложить как выход из данной ситуации. Но до этого я не дошел. Это, безусловно, закроет вопрос для тех людей, которые еще только вчера начали смиряться с тем, что они потеряли деньги.

Я не слышал ни о каких мерах поддержки в других регионах. Как я понимаю, государство очень плотно изучает происходящее. Изучить и выдать правильное решение очень сложно. Одно дело, когда банкротятся и попадают в сложную ситуацию застройщики, у которых тысяча квартир в одном месте. И совсем другое, когда это десятки строительных компаний с сотней потерпевших. Как правило, с этих строительных компаний взять нечего. У них даже имущества нет.