«МЫ НЕ РАБОТАЕМ НА ЧЕЛНЫ – ВОТ НАС И НЕ ЗНАЮТ»

Михаил Давыдов – один из двух учредителей студии «PRFilm», содружества предпринимателей, занятых в производстве презентационного видео. Он трудится в видеорекламе 12 лет, а графический проект «Комикс», по словам автора, стал для него и творческой отдушиной, и попыткой заявить о себе.

- За первый коллаж я взялся без задней мысли – для себя, - рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Давыдов. - А затем серия вылилась в молодой проект с неизвестными перспективами. Сейчас в нем 10 работ. Конечно, хотелось и ответить на популярный вопрос: «Если ты такой молодец, то почему о тебе никто не знает?» Наша студия не ангажируется в Челнах с 2008 года. С приходом кризиса мы поняли, что город нас не прокормит, работать здесь бесперспективно. Сейчас работаем в основном под заказы для российских и международных выставок. Каждый наш специалист является индивидуальным предпринимателем.

- А что, челнинский бизнес не хочет рекламироваться?

- Не хватает бюджетов. Рекламисту, который научился рисовать и выполнять пожелания заказчика, дальше нужно расти в творческом плане. Но провинциальному заказчику творчество кажется рискованным. Кто хочет расти, тому остается только уезжать из города, пока не уперся в тупик.

– Михаил, ваш проект неоднозначен. Некоторые работы воспринимаются как сарказм в адрес Василя Шайхразиева, другие – как реклама мэра. Что закладывали вы?

Насмешку над властью я точно в них не закладывал. Моя позиция – никакого заведомого отношения, я стараюсь высказаться по существу. И скажу прямо – все подписи и надписи к коллажам следует воспринимать всерьез, без подвоха.

Как быстро «Комикс» стал популярным?

Первый коллаж я сделал около месяца назад, выложил на своей странице в соцсети. Неделю никто не обращал внимания, хотя за это время я опубликовал 6 работ. А когда был выложен «Супермен», картинку через два часа утащили на челнинский паблик, который сейчас бурно развивается. С этого момента и пошла «движуха». После второй работы, появившейся в городском сообществе, ко мне постучалась электронная газета.

Думаю, полную версию комикса видели человек триста, потому что она выложена только на моей странице. А, допустим, «Супермена» – тысяч пять только на паблике, и она тут же разошлась по ресурсам и репостам. Эта работа пока стала самой популярной. Вообще, их можно «клепать» по штуке за два часа. Были бы фотографии и темы. Дайте мне список реальных проблем города, и я воспользуюсь ими для концепта.

Значит тема, подпись к коллажу – первичны?

Да, как правило, работы рождаются из идеи. Проблемы со средствами выражения нет. Есть проблема с тем, что выражать. У меня они иссякли, теперь приходится ждать информационных поводов, связанных с жизнью города, не с личностью мэра. Я хочу подчеркнуть: неверно считать, что на картинках изображен Василь Шайхразиев. Это отдельный герой, через которого я пытаюсь транслировать свои идеи.

Откуда фото, кстати? Все портреты мэра такие выразительные, эмоциональные…

С фотографиями проблема. Мы как-то попросили в администрации города побольше портретов Василя Гаязовича для работы. Это еще до проекта было, и нам отказали со словами: «Мэр – не клоун». Но нам удалось обратиться к мэру лично, и он сказал своим сотрудникам: «Дайте». Правда, прислали в итоге всего три фотографии. Все их я использовал уже по несколько раз, а всего у меня восемь фотографий. Одна, кстати, «стянута» из «БИЗНЕС Online» – для «Хеллбоя»… Некоторые портреты дорисованы, некоторые – нет.

«МНОГОЕ ВЫЗЫВАЕТ УЛЫБКУ. И ПОЯВЛЕНИЕ НА ЛОШАДИ ВО ВРЕМЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ КАМПАНИИ,
И ЭТА СКАНДИНАВСКАЯ ХОДЬБА…»

– «Супермен» – в чем секрет его популярности? Не сказать, что это самая яркая работа, она больше похожа на шарж, чем на коллаж.

В том то и дело: успех «супермена» для меня как индикатор. Показатель отношения горожан к мэру. Любят ли его Челны? Положительный образ, выраженный в «супермене», получил гораздо больше поддержки со стороны аудитории, чем негативный, например, в кадре из «Назад в будущее». Неуклюжесть некоторых решений муниципалитета, отраженная в этом коллаже, не была воспринята аудиторией «на ура»: положительный образ мэра люди воспринимают охотнее.

Коллаж из «Хэллбоя» с подписью о том, что запреты и карательные меры работают – это, выходит, тоже всерьез?

Да, для меня в этом смысле образцом служит Китай. Жесткий строй вывел китайцев в лидеры. В Челнах можно привести в пример КБК и его бывшего директора Сергея Титова: о дисциплине на заводе до сих пор ходят легенды, предприятие является российским лидером в своей отрасли.

– Вы сейчас создаете мэру определенные имиджевые образы. Как вы оцените тот имидж, над которым он работает сам?

Ну конечно, многое вызывает улыбку. И появление на лошади во время предвыборной кампании, и эта скандинавская ходьба, и приемка дорог на велосипеде со стаканом воды… Но ведь он действительно человек спортивный, и эти образы ему вполне соответствуют. Мне импонирует то, что политик не боится выглядеть смешным.

- Ну как сказать. Лишь грань не переступал как с мобильниками, когда уже сквозит пошлостью… Кстати, вы не знаете, он видел ваши работы?

- Не в курсе. Если увидит, надеюсь, ему понравятся. Я пытаюсь сделать что-то полезное для города. Наша студия доросла до этого желания, но самостоятельно нам не осилить социальных проектов. Мы бы хотели продвинуть Челны как город, в котором интересно жить. Творческие люди уезжают в Питер не только из-за работы, а именно полагая, что «Челны – это дыра». Я многих таких знаю. Мы хотим доказать обратное: челнинцы сохранили духовные ценности, и у нас есть свои преимущества. Хотя бы шаговая доступность каких-то мест сбора, реки – разве это не ценно?

- Но это же признаки любой провинции, причем здесь Челны?

Я рассуждаю как рекламист: пускай во всех маленьких городах это есть, но пока никто об этом не заявил. Для создания имиджа достаточно застолбить то, что лежит на поверхности.

Иван Антипов