460.jpg
 

"ЕВРО-5"  И 700 РАБОЧИХ МЕСТ

Заложенное новое предприятие – один из давно анонсированных и ожидаемых проектов крупнейшей непубличной компании России. Напомним, ТАИФ-НК еще в феврале 2012 года заключил контракт с американской инжиниринговой компанией Kellogg Brown and Root (KBR) на разработку базового проекта установки переработки тяжелых нефтяных остатков. Установка будет работать по лицензированной технологии Veba Combi Cracking (VCC), которая, как считают разработчики, в 2 - 2,5 раза превосходит по прибыльности все известные подобные технологии.

Комплекс планируется сдать в эксплуатацию в первом квартале 2016 года. Генподрядчиком строительства комплекса определена СПО «Казань». Теоретически, после введения в эксплуатацию установки, ТАИФ-НК сможет перерабатывать 7,3 млн. т татарстанской нефти и выдавать 7,1 млн. т нефтепродуктов в год.

Цель строительства комплекса, как заявляют в ТАИФе, - максимально увеличить глубину переработки нефти и тяжелых остатков и повысить долю производства светлых нефтепродуктов до 95%. Запуск комплекса, считают в компании, позволит увеличить производство и реализацию прямогонного бензина, являющегося сырьем для нефтехимических предприятий, а также увеличить производство дизельного топлива экологического стандарта «Евро-5». Кроме того, будет создано более 700 новых рабочих мест.

Общая стоимость строительства комплекса составит $1,8 млрд., сообщает пресс-центр ГК «ТАИФ». Срок окупаемости проекта – пять лет, внутренняя норма доходности (IRR) – 28%. Изначально, напомним, стоимость оценивалась в $1,5 миллиарда. Кроме того, как было отмечено в том же пресс-релизе, «финансирование строительства будет осуществляться за счет собственных средств ОАО «ТАИФ-НК» а также кредитов, обеспеченных экспортными кредитными агентствами».

Напомним, еще летом этого года у ТАИФа был план. Как тогда заявлял гендиректор ТАИФа Альберт Шигабутдинов на собрании акционеров, компания рассчитывала привлечь в результате IPO ТАИФ-НК до $1,5 млрд., то есть покрыть всю стоимость проекта глубокой переработки. Но, как позже выяснил корреспондент «БИЗНЕС Online», этот план реализован не будет. Но об этом чуть ниже.

460-1.jpg
 

ДИКОЕ ПОЛЕ И ЯПОНЦЫ

Впрочем, на открытии комплекса - закладке памятных капсул «с символическим посланием потомкам» - такие финансовые вопросы не поднимались. В Доме народного творчества Нижнекамска собрали гостей аж за четыре часа до начала мероприятия. В фойе расхаживали VIP-ы, охрана и ставшие уже традиционными гостями на всевозможных «закладках камней и капсул» священнослужители.

Тем временем народу все прибавлялось. Прибыла делегация из посольства Японии в РФ – напомним, именно японские и корейские специалисты будут строить новый объект. Японцы, по-видимому, прибыли прямо из аэропорта (один из менеджеров из Страны восходящего солнца сверил часы с корреспондентом «БИЗНЕС Online»), и на плохую погоду они явно не рассчитывали: в Нижнекамске дул пронзительный холодный ветер, на небе были сплошь облака, под ногами - слякоть. А между тем закладывать капсулы собирались практически на пустыре или, по меткому замечанию одного из приглашенных бизнесменов, «в диком поле». Узнав от переводчика подробности мероприятия, шокированный японский бизнесмен, поежившись в своем легком пальтишке, от изумления по-европейски широко раскрыл глаза.

460-2.jpg
 

ИНДЕКС НЕЛЬСОНА – 8, И ЛУЧШИЙ В МИРЕ НПЗ

Капсулы закладывали, конечно, не в «диком поле», но восточные (и не только) гости были открыты всем холодным ветрам. «Слава Богу, шатер!» - заметила какая-то бизнес-леди крытый павильон с горячим кофе и зашагала туда ждать президента Татарстана и гендиректора ТАИФа. Вслед за ней потянулись и остальные VIP-ы. Из шатра выходили наружу немногие: ледяной ветер бушевал вовсю. Горстка оставшихся, включая любопытных японцев, трудящихся ТАИФ-НК в форме и корреспондента «БИЗНЕС Online», после чашки кофе пошли на площадку, где должно было состояться мероприятие. 

Здесь тем временем развевались три флажка на фоне десятка дымящихся труб на горизонте. «А через пять лет и тут дымить будет. Дышать чем собираетесь?» - поинтересовался у одного из инженеров ТАИФ-НК священник. Тот заверил его, что один из плюсов новой технологии – в ее экологичности, и волноваться не стоит. «Дай-то Бог!» - вдохнул недоверчиво служитель церкви и тоже зашагал в шатер.

Рядом с камнем для закладки стояли сцена, два рекламных щита и один плазменный экран, по которому непрерывно прокручивался ролик о преимуществах глубокой переработки по технологии Veba Combi Cracking. Гостей, впрочем, больше привлекли цифры с рекламных щитов. Если верить им, через четыре года «дикое поле» превратится в суперсовременный завод. И из 3,9 млн. т сырья (включая углеводородный газ, вакуумный газойль, гудрон, водород) он будет производить столько же полезной продукции. Как то: 1,9 млн. т очищенного дизельного топлива "Евро-5", 700 тыс. т гидроочищенного вакуумного газойля, 600 тыс. т нафты и т.д. А главное, глубина переработки нефти станет не менее 95%. Кроме того, коэффициент сложности нефтепереработки, так называемый индекс Нельсона (подробно, почему он важен, читайте здесь),для ОАО "ТАИФ-НК" после пуска комплекса станет равен 8. Это один из лучших показателей в мире. Для сравнения: сегодня индекс Нельсона в нефтепереработке ТАИФа - 4,2. На фоне этой цифры еще одна фраза из пресс-релиза про конечную цель строительства комплекса как «получение к 2016 году лучшего по эффективности НПЗ в мире» перестала (в теории) выглядеть чересчур оптимистичной...

460-3.jpg
 

«СТАКАН НАДО БЫЛО ВЫПИТЬ»

Первым со сцены выступил замгендиректора ТАИФа Владимир Пресняков. По-видимому, Пресняков заготовил какую-то большую и красивую речь про «строительство первого в мире комплекса установки по сверхглубокой переработке нефти, к проекту которого шли 8 лет», и успел сказать, что он «будет завершающим этапом строительства НПЗ в Нижнекамске», но, увы, переволновавшись, потерял дар речи. «Волнуюсь, Рустам Нургалиевич», - виновато объяснил он. «Стакан надо было выпить!» - посоветовал, смеясь, президент.

Пересилив волнение, замгендиректора ТАИФа рассказал, что компания собирается из 1 тыс. кг татарстанской нефти получать 970 кг сверхкачественных светлых нефтепродуктов («высший показатель в мире!») и будет перерабатывать битумы и высоковязкую нефть сразу в светлые нефтепродукты. Вице-президент Kellogg Brown&Root (главный лицензиар проекта) Ананд Субраманиан, в свою очередь, заявил, что новый комплекс – «модель будущего для нефтепереработки». Вице-президент другой компании, Air Liquid, которая будет поставлять водород на предприятие, Ян Келлер заметил, что это уже четвертый инвестиционный проект компании в Татарстане. Минниханов, услышав это, улыбнулся и заявил, что «таких проектов (имея в виду в первую очередь технологию Veba Combi Cracking) вообще нет».

После официальных речей первые лица заложили капсулы. В отправлении «послания потомкам» приняли участие не только президент РТ, глава ТАИФа и мэр Нижнекамска, но и священник с имамом (стало понятно, что мерзли со всеми они все-таки не зря).

460-4.jpg
 

 ОТКУДА ДЕНЬГИ, ТАИФ?

На пресс-конференции Шигабутдинов заявил, что «пока все строится за счет собственных средств ТАИФ-НК», однако добавил, что «предложения от банков есть, и они даже превышают наши потребности в несколько раз, и поэтому проблем в финансировании мы не видим». А потом добавил еще, что соотношение собственных средств и заемных в проекте будет 20 к 80 (напомним, ранее планировалось вкладывать лишь 15% собственных средств).

Одного инвестора, впрочем, раскрыл Минниханов, отметив, что в строительство установки по производству водорода и воздухоразделительной установки вкладывает деньги ($350 млн.) компания Air Liquid. «Сегодня грамотная форма аутсорсинга. Air Liquid строит свой же завод на свои деньги, обеспечивая комплекс ТАИФ-НК водородом». Такая практика в мире есть, но в России это в первый раз. Еще один возможный инвестор – Сбербанк. По крайней мере от него, по словам гендиректора ТАИФа, уже есть заявка, «и она рассматривается».

«КОМПАНИЯ ГОТОВА К IPO. СТОПРОЦЕНТНО»

На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», отказались ли в ТАИФе от IPO (и соответственно, от займа средств на проект на мировых фондовых рынках), и если нет, то когда и на каких условиях оно будет проведено, Шигабутдинов заявил:

- Компания готова к IPO. Стопроцентно. И если будет необходимость, мы это сделаем. Сегодня такой необходимости пока нет…

Но тут в разговор вмешался президент РТ:

- Я хочу пояснить уважаемому журналисту, - обратился Минниханов к корреспонденту «БИЗНЕС Online». - Любой крупный проект – это синдикация разных финансовых схем. И конечно, неважно, какой банк – Сбербанк, наш татарстанский, западный – кто даст лучшие условия, дешевые длинные деньги, у того (ТАИФ - авт.) и возьмут. Сегодня на IPO с этим проектом выходить смысла нет. Когда будет серьезная капитализация, какую-то часть долговой нагрузки можно перебросить на IPO! – подробно объяснил причины временного отказа от IPO президент Татарстана.

А затем, немного подумав, вдруг добавил:

- Так что, если есть у вас (корреспондента «БИЗНЕС Online» - авт.) знакомый с хорошими деньгами, мы обязательно к нему присмотримся!