ЧАСТО НАСЕЛЕНИЕ НЕ ЗАМЕЧАЕТ РЕЗУЛЬТАТОВ УСИЛИЙ ВЛАСТИ

Проблема эффективности государственного управления является одним из актуальнейших вопросов современного общества – это определяет и качество жизни населения, и нашу удовлетворенность повседневной жизнью, надежды и планы на будущее… Безусловно, высокий профессионализм является основой успеха любого предприятия, не говоря о такой важной сфере жизни, как государственное управление. Будет несправедливым утверждать, что власть не предпринимает усилия в повышении результативности своей работы, более того, органы государственного управления проявляют активную заинтересованность в совершенствовании своей деятельности. Однако часто население не замечает результатов этих усилий и где-то справедливо, где-то по инерции критикует власть в бездействии и равнодушии к проблемам простых людей.

Основу нашего исследовательского подхода составляет понятие «общий социальный эффект государственного управления», означающее создание благоприятных условий для жизнедеятельности на территории региона или государства, выражающееся в качестве жизни населения. Следовательно, основным критерием результативности работы органов государственной власти и управления выступает удовлетворенность населения – основного потребителя государственных услуг.

ТАТАРСТАНЦЫ ОЦЕНИЛИ МИНСВЯЗИ, МИНМОЛОДЕЖИ И МИНКУЛЬТУРЫ 

Мы проводим регулярные исследования качества работы государственных органов управления начиная с 2007 года. Исследования 2012 года показали, что население республики наиболее позитивно оценивает деятельность таких министерств, как министерство информатизации и связи (42,5%), министерство по делам молодежи, спорту и туризму (41,7%), министерство культуры (41,5%). Среди федеральных органов управления высокую оценку деятельности получили учреждения пенсионного фонда (47,3%), Федеральной регистрационной (Регистрационной палаты) (43,1%), и налоговой служб (39,4%).

В то же время население менее удовлетворено деятельностью министерства экологии и природных ресурсов (положительно оценивают его работу 20,3% респондентов), министерства транспорта и дорожного хозяйства (20,7%), министерство внутренних дел (22,7%). По сравнению с результатами предыдущего исследования несколько снизилась доля позитивных оценок деятельности МЧС, министерства экономики, выросли положительные оценки у министерства труда и занятости, министерства земельных и имущественных отношений. Среди федеральных органов управления больше всего нареканий в адрес работы «Ростехнадзора», федеральной антимонопольной службы (менее четверти положительных оценок).

НАИБОЛЕЕ ОСТРАЯ ПРОБЛЕМА В РЕСПУБЛИКЕ - КАЧЕСТВО ДОРОГ 

Анализируя мнение населения о деятельности органов государственного управления, необходимо останавливаться на качественном содержании этих оценок. Население напрямую связывает оценку деятельности того или иного министерства или территориального учреждения федерального органа управления с полнотой и качеством решения их функциональных задач. Общественное мнение о деятельности республиканских министерств формируется, в частности, от успешности решения целого комплекса социальных, экономических, бытовых проблем, входящих в компетенцию данных органов управления. Исследования показали, что наиболее острой проблемой в республике является качество дорог – 65,6% (министерство транспорта и дорожного хозяйства). Примерно каждый второй участник опроса обеспокоен рядом проблем: это плохая борьба с преступностью (49,3%), ухудшение экологии (47,9%), недостаточное финансирование социальной сферы (47,4%), безработица и низкие зарплаты в сельскохозяйственной отрасли (47,2%).

40% респондентов считают, что в республике могла бы быть лучше организована высокотехнологичная медицинская помощь, больше было ожиданий от реализации национального проекта «Здоровье».

34,8% УЧАСТНИКОВ ОПРОСА ВЫРАЗИЛИ ТРЕВОГУ О СОСТОЯНИИ ДЕЛ В ОРГАНАХ МВД 

Несмотря на большой объем работы, проведенный по обеспечению жителей республики качественной питьевой водой, остается довольно высокой доля граждан, не удовлетворенных качеством водоснабжения (36,4%). На фоне негативных фактов, выявленных весной этого года в работе республиканской полиции, 34,8% участников опроса выразили тревогу о состоянии дел в органах МВД.

Значительная часть населения (31,3%) не удовлетворена качеством образования. В рейтинге проблем в системе дошкольного образования на первое место выходит высокая плата за содержание ребенка в детском дошкольном учреждении. Население положительно оценивает результаты работы по обеспечению детей дошкольными учреждениями и внедрению системы электронных очередей. Родители дошкольников считают, что плохое материально-техническое снабжение детских дошкольных учреждений толкает руководителей на постоянные поборы с родителей. Низкий уровень зарплат работников системы дошкольного образования не позволяет привлечь в эту сферу квалифицированные молодые кадры, что, в свою очередь, приводит к низкому уровню подготовки детей к школе.

В сфере школьного образования главной проблемой является качество образования (31,3% из опрошенных считают, что качество образования в школах не соответствует требованию времени) и связанная с ней проблема квалификации школьных учителей, обучение в школах сводится лишь к подготовке ЕГЭ (ГИА). Низкое качество среднего образования связано в том числе и с низкими зарплатами в данной сфере, не позволяющими набрать квалифицированных учителей. Население жалуется на постоянные поборы, а в некоторых школах не хватает оборудования и приборов. 25,2% опрошенных отметили низкое качество образования в вузах.

ОТСУТСТВУЕТ ВНИМАНИЕ К ИНВАЛИДАМ И СОЦИАЛЬНО НЕЗАЩИЩЕННЫМ ГРАЖДАНАМ 

В рамках реализации социальной политики федеральный центр и республиканские органы управления заявляют о необходимости оказания адресной социальной поддержки нуждающимся группам населения. Несмотря на это, четверть опрошенных (24,9%) считают, что со стороны профильного министерства отсутствует внимание к инвалидам и социально незащищенным гражданам.

Существует ряд проблем у сельских жителей. Кроме указанной выше проблемы низких доходов сельского населения, существует еще ряд проблем: так, по мнению 24,7% респондентов, в некоторых селах отсутствует устойчивая сотовая связь, а каждый пятый участник опроса (21,7%) отметил, что сельское население не имеет доступа к услугам культуры.

18,4% респондентов считают, что в республике не ведется планомерная, организованная работа с молодежью. Еще столько же участников опроса (18,4%) не удовлетворены качеством капитального ремонта в домах.

ОЧЕРЕДИ СОХРАНЯЮТСЯ 

Оценивая работу территориальных учреждений федеральных органов государственного управления, население отметило следующие изменения за последние годы. Так, федеральной регистрационной службе удалось добиться заметного сокращения очередей в пунктах приема документов, однако невозможно решить проблему за одно обращение. В территориальных органах пенсионного фонда сохраняются очереди на прием, а также существует необходимость улучшения условий приема граждан с учетом возрастных особенностей основного контингента посетителей: оборудование места ожидания приема сидячими местами. Наблюдается положительная динамика повышения качества работы налоговой службы, этому способствует, прежде всего, активное использование электронных средств связи с населением.

Население также выражает неудовлетворенность работой ряда федеральных органов. В частности, довольно критически оценивается работа военкоматов, что особенно тревожно, отсутствует положительная динамика в оценках населения. Основными проблемами в работе военкоматов, по мнению населения, являются большие очереди на прием, призывники вынуждены собирать большое количество документов (в основном медицинского характера). Возрастает неудовлетворенность профессионализмом сотрудников военкоматов и медицинских комиссий, отсутствием информации на интернет-сайтах (их низкой информативностью). Сотрудники позволяют себе грубое обращение с посетителями. Высоки показатели коррумпированности, причем большая часть коррупционных подношений составляют крупные денежные суммы.

КАК СНИЗИТЬ УРОВЕНЬ КОРРУМПИРОВАННОСТИ СРЕДИ ЧИНОВНИКОВ 

Таким образом, проведенное исследование позволило выявить проблемные места в работе как федеральных, так и республиканских органов государственного управления. Следует заметить, что многие проблемы, обнаруженные в ходе предыдущих этапов исследования, успешно решаются, довольно позитивную роль в этом сыграло внедрение электронных средств связи и использование в работе возможностей интернет-технологий. Прежде всего, это позволяет снизить уровень коррумпированности среди чиновников, а также способствует повышению оперативности и результативности взаимодействия между населением и чиновниками.

Социологическое исследование по изучению мнения населения об эффективности деятельности органов государственного управления проводилось с апреля по май 2012 года методом анкетного опроса в крупных, средних, малых городах и сельской местности. Все административные районы республики были охвачены опросом, в рамках которого было опрошено 1600 респондентов старше 18 лет.