А ЧТО ДАЛЬШЕ?

Помнится, Владимир Путин на пресс-конференции перед президентскими выборами 2008 года заявил: "Эти 8 лет я пахал, как раб на галерах, с утра до ночи, и делал это с полной отдачей сил". Эвфемизм неплохо прижился – новый старый президент США Барак Хуссейн Обама остается на своей американской галере. Но после этого возникает вполне закономерный вопрос: а что же дальше? В какого рода сражениях придется ей участвовать?

Первая проблема, с которой придется столкнуться обновленной администрации США, – это, конечно же, т.н. "фискальный обрыв" (fiscal cliff), представляющий из себя запланированное на начало января 2013 года автоматическое прекращение действия ряда налоговых льгот и урезание некоторых статей бюджетных расходов. Появился он в результате баталий между демократами и республиканцами о повышении потолка госдолга США в июле-августе 2011 года. Тогда было достигнуто консенсусное межпартийное соглашение о повышении потолка заимствований на $2,1 трлн., до $16,4 трлн., при условии сокращения расходов на почти $1 трлн. в ближайшие 10 лет (из них $0,35 трлн. военных расходов), а также создание двухпартийной группы, которая должна будет решить, как еще сокращать дефицит на $1,5 триллиона (здесь могут участвовать как доходы, так и расходы). Однако, если соглашений достигнуть не удастся, то в действие автоматически вступит пакет фискальной консолидации объемом в $607 млрд. за фискальный год или же $808 млрд. – за календарный.

Более $500 млрд. (порядка 3% ВВП) должно принести повышение налогов, отмена налоговых льгот (например, 2% от налога на зарплату, он платится и работодателем, и работником), а также введение новых налогов для финансирования реформы здравоохранения, которой так гордится Обама. Оставшуюся сумму предполагается сэкономить за счет сокращения бюджетных расходов – в первую очередь социальных и оборонных. Среди прочего не будут продлены увеличенные сроки получения пособий по безработице, они снизятся почти втрое - с нынешних 73 до докризисных 26 недель, при этом в настоящий момент в США средняя длительность нахождения в статусе безработного – 40,9 недель, а 41,9% безработных являются таковыми 27 недель и более, и все эти люди, в случае активации пакета мер консолидации, будут лишены средств к существованию.

ОБАМА НАРАСТИЛ ДЕФИЦИТ БЮДЖЕТА США ПРИМЕРНО НА $1 ТРЛН. В ГОД

Проблема в том, что договориться межпартийной рабочей группе пока не удалось, и прогресса здесь не видно: демократы никак не хотят урезать программы соцзащиты и медобеспечения, а республиканцы категорически не желают повышать налоги. Так что на данный момент времени падение с обрыва представляется делом весьма вероятным; так, по мнению аналитика Barclays Барри Кнаппа, вероятность этого поднялась после выборов с 30 до 50%, видимо, он рассчитывает на оставшиеся полтора месяца (24 декабря конгресс уходит на рождественские каникулы) и договороспособность американских конгрессменов.

Здесь хотелось бы отметить фундаментальную проблему Обамы. За четыре года своего президентства он нарастил дефицит бюджета США примерно на $1 трлн. в год, и эти деньги через различные социальные программы распределяются среди беднейших слоев населения, поддерживая, таким образом, совокупный спрос граждан (составляющий порядка 70% от ВВП), каковой и обуславливал слабый, анемичный, но все же хоть какой рост. Любое, подчеркиваем, любое урезание располагаемых доходов людей (то же изъятие пособий у безработных), неважно, будь это его социалка или автоматические меры фискальной консолидации, немедленно приведет к падению конечного спроса домохозяйств (а там и так не все гладко – норма сбережений очень низка, а снижение показателя долга к доходу замедлилось) и соответственному падению ВВП. Со всеми вытекающими проблемами, в том числе и на политическом поле.

Во что же это выльется? Оценки разнятся, и все они, понятно, негативны. Ожидается рост безработицы до 10 - 10,5%, чисел, вполне схожих с худшими данными 2008 - 2009 годов. Падение ВВП США в первом квартале 2013 года может составить от 0,5% годовых по оценке бюджетного управления конгресса до 6% по оценке Citi, что представляет из себя угрозу рецессии по итогам 2013 года (они предполагают, что за этим падением быстро возобновится рост, что, по меньшей мере, сомнительно). Инвесторы, кстати, вполне опасаются обрыва – оба торговых дня после выборов, среда и четверг (7 и 8 ноября), закончились снижением индексов, так, DJIA рухнул на 3,11%, также просела цена нефти.

БАТАЛИИ В КОНГРЕССЕ НЕИЗБЕЖНЫ

Другой внутренней проблемой Обамы будет, судя по всему, повторение шоу с увеличением потолка госдолга. Выше было указано, что он поднят до уровня $16,4 трлн. ($16394 млрд., если быть точным), при этом в конце сентября подлежащий этому лимиту долг США преодолел планку в $16 трлн., и сейчас он составляет $16174 млрд. Элементарная экстраполяция показывает, что долг достигнет предела как раз к двадцатым числам декабря с.г., тем самым усугубив баталии в конгрессе (остающемся разделенным в близких пропорциях между демократами и республиканцами) по избежанию фискального обрыва, которые наверняка будут в самом разгаре к этому моменту. И это все – на фоне жестокого цейтнота, ведь рядом католическое Рождество, каникулы, Новый Год. Как из этой ситуации будет выпутываться страна, совершенно не понятно.

Стоит также отметить тот удивительный факт, что в американской профильной прессе достаточно много опасений по фискальному обрыву, но отсутствуют упоминания про вот эту надвигающуюся проблему с потолком госдолга. А ведь тогда, в 2011 году, американские законодатели целый месяц бодались, приходя к взаимоприемлемым формулировкам соглашения; сейчас им предстоит задача вдвое более сложная. И на фоне всего этого Обама выступает как в некотором смысле персонификация всех проблем страны.

ДО ПОЛНОЦЕННОГО ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ ИРАНЦАМ ЕЩЕ ДАЛЕКО, НО…

Сложная ситуация также ожидает Обаму во внешней политике. В какой-то момент в ближайшие четыре года ему как-то придется решать ситуацию с иранской ядерной программой. До полноценного ядерного оружия иранцам еще далеко, но и его противники (в первую очередь союзник США – Израиль) сидеть на месте не будут. Дипломатия, санкции, военный удар, "оранжевая революция" под президентские выборы 2013 года в Иране – вариантов много, но решать так или иначе придется. Вообще, придется разгребать последствия "арабской весны", а также иметь дело с Китаем, аккуратно противодействуя его амбициям и при этом не доводя дело до открытых конфронтаций, слишком уж США и Китай повязаны экономически и финансово.

Вообще говоря, по итогам президентской гонки в США складывается впечатление, что республиканцы, безусловно, хотели в ней участвовать, показывать себя, рекрутировать сторонников, утверждать свои взгляды, но ни в коем случае не побеждать. Чтобы не получить в итоге необходимость разгребания всех проблем страны – и это, повторимся, при разделенной законодательной власти: после парламентских выборов, прошедших вместе с президентскими, демократы расширили свое представительство в и так контролируемом ими Сенате, но Палата представителей осталась у республиканцев. Гораздо проще занять критическую позицию, а в 2014 году приложить максимум усилий на следующих парламентских выборах и уже после этого прицеливаться на выборы 2016 года. А Обама пусть работает, вытаскивает страну.