Айрат Насыбуллин: «В Набережных Челнах ежегодно образуются более 700 тысяч тонн промышленных и бытовых отходов, в том числе более 130 тысяч тонн ТБО от населения» |
ПО 300 СВАЛОК ЕЖЕГОДНО
Сегодня на деловом понедельнике в мэрии Набережных Челнов растущую проблему с несанкционированными свалками отходов и строительного мусора поднял руководитель Прикамского территориального управления министерства экологии и природных ресурсов Айрат Насыбуллин.
«Несмотря на то что в городе организованы и эксплуатируются два полигона строительных отходов - «Элеваторный» и «Вахитовский», ежегодно мы выявляем более 300 свалок и навалов мусора», - заявил он.
По словам Насыбуллина, сбрасывают отходы буквально везде, где придется, - в прибрежных полосах Камы и различных озер, вдоль автодорог и в местах массового отдыха, в садоводческих обществах, гаражных кооперативах и на территориях частного жилого сектора. В результате с начала года были пересечены 1,2 тыс. нарушения в сфере охраны окружающей среды, составлены 987 протоколов, наложены штрафы на сумму 4,5 млн. рублей.
«Только с 1 апреля по 1 ноября обнаружены 165 свалок и навалов мусора», - описывал масштабы проблемы главный эколог Набережных Челнов.
В городе ежегодно образуются около 700 тыс. т промышленных и бытовых отходов, из них более 130 тыс. т составляют отходы от населения. При этом для вторичной переработки пригодны лишь 15% отходов.
Основным причинами образования несанкционированных свалок Насыбуллин назвал отсутствие совершенной организационной системы управления отходами, в том числе крупногабаритного мусора, и отсутствие должного его учета.
«ЭТО БУДУТ СУМАСШЕДШИЕ ДЕНЬГИ»
На этой фразе докладчика перебил мэр, предложив подробнее рассказать об организационной системе.
«Что это должно быть?» - спросил Шайхразиев.
Насыбуллин не преминул сделать реверанс в адрес исполкома, отметив, что этот вопрос уже решается. «Фархад Флоритович (руководитель исполкома города – прим. ред.) по нашему предложению уже выпустил постановление, запрещающее поступление крупногабаритного мусора на городскую свалку. Это позволит нам этот мусор - а там и дерево, и пластик, и коробки, и телевизоры, и холодильники - начать сортировать и производить из него топливные пиллеты. Сейчас мы отводим для этого три участка, первый уже начали им заполнять в районе старой городской свалки. Вторым этапом предусматривается переработка этих отходов, для этого уже закуплено оборудование на 30 миллионов рублей», – доложил Насыбуллин.
«Появился инвестор-переработчик?» – поинтересовался Шайхразиев.
«Совершенно верно», - подтвердил Насыбуллин.
«А что с отсутствием должного учета образования и движения промышленных и строительных отходов до мест санкционированного захоронения?» – поинтересовался мэр.
Шайхразиев неожиданную идею о покупке беспилотника в общем и целом поддержал |
Из ответа эколога следовало, что строители сегодня не учитывают свои отходы, и по ним может быть начислен дополнительный платеж за загрязнение окружающей среды.
«Мы начинаем сегодня проводить ревизию всех строительных организаций и будем предъявлять им счета. Это будут сумасшедшие деньги, – заявил Насыбуллин. - Те организации, которые не учитывают образовавшиеся отходы, просто закапывают где-то или с каким-то «левым» предпринимателем заключают договор на вывоз, а те не довозят до места назначения и выбрасывают где-то на полпути. И мы сегодня начинаем вести учет этих строительных организаций!»
Всего же на сегодня ликвидированы 130 свалок на общей площади 18 тыс. кв. м объемом почти 1,5 тыс. кубометров. Однако свалки продолжают появляться. Поэтому Насыбуллин предложил принять на вооружение технологии военных и использовать беспилотный летательный аппарат. С помощью него можно было бы вести контроль и выявлять экологические нарушения, как он выразился, в «злачных» местах города, а также приобрести и установить аппаратуру для фото- и видеофиксации в местах образования несанкционированных свалок, запечатленные нарушения придавать огласке на разработанном сайте no svalka.
Шайхразиев неожиданную идею о покупке беспилотника в общем и целом поддержал, обратившись к начальнику управления информатизации Фариду Шарипову, чтобы тот предоставил всю информацию по имеющимся вариантам на рынке.
«У нас сегодня и МЧС, и миграционная служба применяют беспилотные летательные аппараты, у МВД есть. Дайте мне всю информацию, где что покупают, и мы примем решение», - заявил мэр.
БЕСПИЛОТНИКИ ПЕРЕХОДЯТ НА СЛУЖБУ В ЖКХ
Эксперты, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», подтверждают, что сегодня заказы на беспилотники перестают быть прерогативой только военных структур.
«Беспилотники заказывают в основном министерство обороны, структуры МЧС, однако они все больше начинают быть востребованными в сельском хозяйстве, у нефтянников, у тех организаций, которые занимаются обслуживанием магистральных линий, - рассказал нашему изданию Игорь Петухов, главный конструктор ООО «Аэрокон». – И теперь вот для борьбы с несанкционированными свалками это очень действенный способ».
По словам Петухова, беспилотники хороши своей стоимостью и значительно дешевле вертолетов. Есть тяжелые машины за 12 - 13 млн. рублей, но можно найти модели и за 2 - 3 млн. рублей. Их эксплуатация также значительно дешевле, чем аппаратов, эксплуатируемых человеком: беспилотнику не требуется комплекса для базирования, площадок для хранения, сертифицированного оборудования для ремонта и контроля.
«Сейчас практически все беспилотники оснащены аппаратурой, позволяющей передавать данные в режиме online. Как раз эта функция будет очень удобной для борьбы со свалками», - говорит главный конструктор «Аэрокона».
С ним соглашается Сергей Побежимов - руководитель отдела перспективных разработок ЗАО «ЭНИКС». «Идея хорошая, выявлять свалки можно и в режиме online, это простая задача даже для самого младшего нашего беспилотника из серии «Элерон-3СВ», - говорит он.
По словам Побежимова, их беспилотники, помимо военных целей, использовались для выявления незаконного строительства объектов вдоль федеральной трассы М7.
НА ПРОБЛЕМУ «СВЫСОКА»
Отметим, что в Казани на проблему в сфере обращения с отходами тоже пытались посмотреть «свысока», но уже постфактум. В столице Татарстана проблем было – целый ворох: от банальной нехватки мусорных урн, контейнеров и бункеров до «мусорных кукушек», подбрасывающих свой хлам в контейнеры населения. Оценку чистоты Казани мэр Казани этой весной провел с высоты – из кабины вертолета. По словам Ильсура Метшина, масштабная борьба со свалками все же дала в столице Татарстана свои плоды. «Сверху видно, что такого бардака, как в прошлом году, нет», – сказал Метшин.
Однако после этого облета в Казани была создана специальная комиссия, чтобы подход к «свалочной» проблеме оставался системным. С одной стороны, в Казани сильно выросли штрафы за нарушения правил благоустройства, а с другой – власти столицы думают о создании «площадок подскока» для строительного мусора, персонально работают с руководством крупных компаний вроде Госжилфонда, РЖД, «АС-Менеджмента», «Татстроя» и так далее. На комиссии приглашают руководство рынков, вокруг которых постоянно происходит концентрация мусора, представителей управляющих компаний, экологов, представителей прокуратуры, а также активных жителей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.