УГРОЗА ДЛЯ ВМС США

Обращает на себя внимание «непотопляемость» информации. Первым ее в канун Нового года опубликовал портал «Военный паритет». Перевод из американского источника гласил: китайские сайты в очередной раз сообщили, что Китай и Россия договорились о закупке Пекином производственной линии по сборке модернизированного варианта бомбардировщиков Ту-22М3 (Backfire – «Встречный огонь», как его называют в НАТО) и 36 соответствующих машинокомплектов.

Собранные в Китае самолеты поступят на вооружение ВМС НОАК под индексом H-10. Ту-22М3 будут использоваться для нанесения ударов по морским целям. Контракт может серьезно изменить баланс сил в регионе, говорится в заметке. Ту-22М3 - скоростные платформы для запуска крылатых ракет как с обычным, так и ядерным снаряжением - дадут новые возможности Китаю действовать в Южно-Китайском море и на Тихом океане в различных сценариях региональных конфликтов. Иными словами, это новая угроза для ВМС США в этом регионе мира.

В первой декаде января заметку перепечатал ряд российских сайтов, специализирующихся на оборонной тематике. На этом все, вроде бы, и завершилось – в постпраздничном настроении никто не обратил на нее особого внимания. Но на этой неделе информация всплыла в ряде федеральных СМИ и собрала богатый урожай читательских комментариев.

ОЧЕНЬ МУДРОЕ РЕШЕНИЕ? ПРЕДАТЕЛЬСТВО?

Среди наиболее распространенных высказываний: китайцы хотят Ту-22М3, чтобы приструнить американцев и наращивающую силы Японию; нет дыма без огня; в регионе готовится передел сфер влияния; это цена, которую платит Россия за поддержку Китая в сирийском вопросе.

Одни комментаторы считают, что продавать дальние бомбардировщики – предательство: «Руководство страны давно исчерпало к себе всяческий кредит доверия, и продажа в этом свете Китаю сверхзвуковых ракетоносцев (которые у самих в страшном дефиците) можно рассматривать как продолжение политики продажи Китаю российских земель и углеводородов по многократно заниженным ценам».

Вторые полагают, что это просто не очень умное решение: «Продавать ударные системы соседу не очень разумно... Даже рассчитывая на то, что системы несколько устарели, ничто не мешает китайцам провести определенную модернизацию бортового оборудования и вооружения. Опыт у них есть. И потом как со всем этим бороться? Во второй мировой войне западные страны тоже мечтали направить Гитлера на Восток, но он предпочел сначала разобраться со «стимуляторами». У нас есть уверенность, что китайцы направят свои усилия на Тайвань и Японию? У меня, поскольку я не работаю в МИДе, – нет». «В Китае еще живы люди, которые помнят, как их страна требовала отдать им пол-СССР как «исконно китайскою территорию», об этом тоже нельзя забывать».

Третьи пишут, что все правильно: «В планируемой поставке самолетов в Китай гораздо больше политики, чем во всех предыдущих поставках туда других видов вооружений. Все мы с вами - доморощенные эксперты в области геополитики, не располагаем той информацией, которая есть у руководства страны. Вероятно, угроза безопасности страны на среднесрочную перспективу со стороны НАТО гораздо выше, чем мы думаем, и нам необходима поддержка Китая, даже за такую высокую цену». «США так хочет выйти из кризиса через военное противостояние с Россией и с Ираном, а получит противостояние с Китаем. Очень мудрое решение с нашей стороны».

Четвертые упирают на техническую сторону: «Всего в наличии Ту-22М3 - 213 штук: 115 + 8 учебных + 90 на хранении. Еще немного и дохранимся до того, что нужно будет эти самолеты списывать. Может, действительно, нужно продать, пока есть покупатель?» Некоторые при этом указывают на то, что Китаю все равно хотят продать бомбардировщики Су-34: «Формально Су-34 относится к фронтовой авиации, и на этом основании его нет в перечне стратегической авиации в соответствующих договорах с США, на деле он превосходит Ту-22. Об этом мы сами, не стесняясь, говорим».

ТУ-22М3 ПОЛУЧАЕТ ВТОРУЮ ЖИЗНЬ

Чтобы понять причину страстей, надо сказать пару слов о Ту-22М3.

Бомбардировщик и носитель крылатых ракет Ту-22М3 начал разрабатываться в 1974 году и заменил Ту-22М2 (в свою очередь, до него были «пробные» партии из 10 Ту-22М0 и 9 Ту-22М1). Первый полет состоялся 20 июня 1977 года. Серийное производство было развернуто в Казани в 1978-м. В 1981 году Ту-22М3 начали поступать в ВВС. Но из-за множества доработок официально машина была принята на вооружение лишь в марте 1989 года. До прекращения в 1993-м серийного производства было выпущено 268 Ту-22М3. Как вспоминают ветераны авиатсроения, в Казани была проделана огромная конструкторская работа по Ту-22М3.

Предполагалось развитие самолета – Ту-22М4 и Ту-22М5. Есть неподтвержденные данные, что один самолет был переоборудован под требования Ту-22М4. Но тут началась перестройка. Однако в начале прошлого года минобороны РФ объявило о планах модернизации Ту-22М3 - до 2020 года 30 ракетоносцев должны быть кардинально обновлены до модификации М3М. От предыдущей модели модификацию отличают расширенная номенклатура вооружения, современное оборудование на новой элементной базе и улучшенные эргономические показатели кабины. Сообщалось, что в рязанском центре боевого применения и переучивания летного состава Дальней авиации уже проходят переподготовку на Ту-22М3М. По данным портала militaryrussia.ru, испытания прототипа Ту-22М3М начаты в 2009 году, и на начало 2012 года в ВВС есть как минимум один Ту-22М3М. Модернизация должна проводиться на КАПО им. Горбунова.

К «ТРОЙКЕ» ПРИМЕРЯЛИСЬ И ИНДИЯ, И ЛИВИЯ, И ИРАН

Накал страстей в СМИ достиг такого уровня, что был вынужден высказаться даже «Рособоронэкспорт». «Рособоронэкспорт» не располагает какой-либо информацией об обсуждении этой тематики двумя сторонами, - заявил вчера "ИТАР-ТАСС" официальный представитель корпорации Вячеслав Давиденко. - Никаких переговоров по данному вопросу с Китаем не велось и не ведется… Данный комментарий сделан в порядке исключения – «Рособоронэкспорт» строго придерживается практики комментировать сообщения только официальных источников информации, к каковым указанные китайские сайты не относятся».

Источник "ИТАР-ТАСС" в «Рособоронэкспорте» на условиях анонимности заявил, что эта информация – чистой воды газетная утка: «Кто-то всеми правдами и неправдами отчаянно хочет выдать желаемое за действительное. Между тем, поставки Ту-22М3 зарубежным странам в принципе невозможны, поскольку эти самолеты относятся к стратегическому оружию».

Как видится, представители «Рособоронэкспорта» несколько ошибаются. В ОАО «Туполев» газете «БИЗНЕС Online» сообщили, что вопрос о продаже Ту-22М3 Китаю поднимался, но это было достаточно давно, а комментировать нынешние новости не стали. Первые новости о возможной продаже Ту-22М3 за границу можно отнести к 1992 году – как сообщает портал militaryrussia.ru, тогда велись переговоры о продаже 12 машин Ирану. В 2001 году на авиасалоне в Бангалоре было объявлено о намерении поставить Индии в лизинг четыре Ту-22М3. В 2004-м о достигнутых договоренностях (на этот раз - о продаже) по Ту-22М3 сообщал тогдашний министр обороны России Сергей Иванов. Велись переговоры с Ливией.

Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», в коллективе КАПО обсуждают то, что слухи по Ту-22М3 прояснит заместитель министра обороны РФ по вооружению Юрий Борисов. Сегодня его ждут на закладке малого ракетного корабля в Зеленодольске, также, насколько известно, Борисов посетит казанский авиазавод. И то, что такие слухи ходят по находящемуся в упадке предприятию, понять можно. В конце концов, Ту-22М3 своего рода фирменный знак КАПО - сегодня казанцы могут видеть этот самолет возле завода в виде памятника. Кстати, в год первого полета Ту-22М3 завод №22 и был переименован в КАПО.

«ОСТРОВ ДАМАНСКИЙ ПОМНИТЕ?»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила отраслевых специалистов прокомментировать информацию о возможной продаже Ту-22М3 Китаю.

Михаил Ковбасенко - заслуженный летчик-испытатель России, бывший шеф-пилот КАПО:

- Наши власть предержащие никогда не ставили вопрос о передаче за границу наступательного вооружения (если только не считать танки). Всякое наступательное оружие повернется против нас, тем более, если речь идет о Китае. Считаю, ему можно передавать истребители, но ни в коем случае не истребители-бомбардировщики. Остров Даманский помните? Говорят, что китайцы с Хрущевым поссорились. Но причем тут Хрущев? Не так давно были в мировой прессе разговоры о том, что не мешало бы у России отобрать Дальний Восток, все равно там народу нет. Китаю при его населении терять нечего, он не боится даже атомной бомбы. А на этот самолет можно подвесить все что угодно, работающее по любой цели, которая даст радиолокационное отражение на земле, на воде и в воздухе.

Возможно, это утка, возможно, это проверка реакции. А может, замысел старого министра и его «женского батальона». Никогда не было такого разговора, чтобы дальние бомбардировщики передать кому-то. Тем более, дальность хотят увеличить за счет экономичных двигателей. Кто это подпишет? Тот, до кого он не сможет долететь? До Москвы он, может, и не достанет, а до Урала – запросто.

Впрочем, мы люди взрослые, а политика – вещь грязная. Деньги за вооружение, хотя, может, они и на благое дело пойдут, тоже дело грязное. Но если продавать, то так, чтобы между собой воевали. Как мы раньше в Советском Союзе говорили: капиталисты пусть между собой воюют.

Назир Киреев – советник премьер-министра РТ:

- Вообще передача таких самолетов всегда была запрещена. А, во-вторых, Китай никогда не купит 36 Ту-22М3. Он, как всегда, купит три штуки, максимум – пять, а потом найдет причины отказаться. А эти начнет даже не копировать… Сегодня не копирование для китайцев важно, а важно получить знания. Если они их получат, то спроектируют свой ракетоносец, и будет не хуже. Сегодня у них нет таких знаний. В этом самолете все такое… особенное, и китайцы могут очень многое получить сразу. Они сразу получат информацию по стратегическому самолету.

Игорь Коротченко - директор центра анализа мировой торговли оружием:

- Производство Ту-22М3 прекращено. Никаких машинокомплектов нет в природе. Машинокомплекты мы поставляем только для Су-30МКИ в Индию, где их собирают на базе соответствующего авиационного производства. У китайцев нет такой площадки.

Возобновление производства? О чем вы говорите! Это неактуально абсолютно. А самое главное, это средний бомбардировщик и носитель ядерного оружия. Поэтому думаю, что мы Китаю таких систем оружия поставлять в принципе не будем. Это не совсем, мягко выражаясь, корректная и достоверная информация.

Василий Кашин – эксперт центра анализа стратегий и технологий:

- Эта утка на протяжении последних лет всплывала не раз. Но на практике такая продажа нереальна. Производство данного типа самолетов в России отсутствует с начала 1990-х годов. Более того, отсутствует даже производство двигателей для них. У нас есть какое-то количество избыточных Ту-22М3, которые находятся в запасе ВВС, но они нуждаются в модернизации и вряд ли китайцам нужны, а вот в модернизированной форме…

Если говорить о физически возможной поставке, то это могут быть только подержанные избыточные Ту-22М3. Если же говорить о поставке машинокомплектов, то для этого Россия должна сначала осуществить очень дорогостоящий проект восстановления производства этих самолетов и восстановления производства двигателей. Но если производство модификации этих двигателей для поддержания парка (прежде всего, Ту-160) будет восстановлено, то восстанавливать производство Ту-22М3 никто не собирается. Это был бы огромный проект. Известно только, что ВВС России хотят часть своих Ту-22М3 модернизировать. То есть поставки в Китай физически невозможны… Известно, что вопрос поставок Ту-22М3 обсуждался в 1990-е годы с китайцами. Но, в итоге, Россия решила им бомбардировщик не поставлять.

У китайцев есть потребность в новом бомбардировщике, потому что они сейчас используют свой аналог Ту-16, который модернизируют своими силами. Но это старая конструкция. Однако Россия, по всей видимости, готова (это было видно, например, на выставке в Джухае) обсудить возможность поставки Су-34. Если это так, то надо помнить: у нас нередко заявляется, что Су-34 частично может выполнять многие из задач Ту-22М3.

Словом, это почти наверняка байка, и физически исполнить этот контракт Россия сегодня не может – для этого потребовалось бы снова разворачивать производство, что нереально.