Конечно, продажей водки быстрее можно заполнить бюджет. Но разве она открывает рабочие места, дает людям зарплату? Эта отрасль лишь спаивает их и за­бирает из семей последние деньги. Я понимаю, что оборонку так сразу не поднимешь с колен, и если КАМАЗы не покупают по причине мирового кризиса, так сразу производство не переведешь на ширпотреб. Но ведь людей можно занять в сфере услуг в районных центрах и на селе, чтобы население не ездило за три­девять земель в парикмахерскую или химчистку.

Малый бизнес надо всемерно поддержать именно во время кризиса. Сегодня и банкирам не стыдно занять­ся ремонтом обуви. В Москве десятки из них остались без работы, и один банкир, кстати, занялся организаци­ей сети мастерских по ремонту обуви. Прибыльное дело. У меня жена недавно купила сапоги, на другой день безнадежно заело молнию на них. И оказалось, что в Казани ремонт обуви — проблема. Я призываю: организуйте небольшие мобильные производства. Дай­те налоговое послабление на начальном этапе станов­ления бизнеса. Дайте людям работать и зарабатывать, а не ждать, когда цена на нефть поднимется. Пусть она поднимается, деньги лишними не будут.

Но посмотрите: казанцы одеты в чебоксарский три­котаж. Фирменный магазин "Чебоксарский трикотаж" на улице Островского торгует прямо напротив наше­го Министерства торговли! А ведь пятнадцать лет на­зад в каждом районе республики было свое трикотаж­ное производство. Раз в месяц белорусы продают у нас, в актовом зале Нацбанка, свой трикотаж и другие швейные изделия. Идут нарасхват, потому что и каче­ство хорошее, и цены приемлемые. Вот вам ответ на вопрос, что делать с нашими запасами денег, которые есть в коммерческих банках. 420 миллиардов рублей — это пять консолидированных бюджетов республики.

БЕРИТЕ КРЕДИТЫ И ОТКРЫВАЙТЕ НОВЫЕ ПРОИЗВОДСТВА!

В республике в недавнем прошлом насчитывалось до 2 млн. голов овец, из них половина в своих подво­рьях. Сегодня осталось 350 тысяч голов. Этот пробел "успешно" заполняется привозом баранины из Авст­ралии и Новой Зеландии. В пригороде Казани, в по­селке Мирном, раньше разводили буквально все по­роды рогатого скота (были доступные комбикорма — сейчас никто не хочет их производить). "Необходимо предусмотреть льготы самым обычным частным пред­принимателям, которые занимаются животноводством и сельским хозяйством, а не только "Красному Восто­ку" и "Золотому Колосу". Депутатам Государственной Думы от республики необходимо серьезно порабо­тать над этим вопросом. С учетом девальвации нацио­нальной валюты и ростом цен на импортные товары и продукты питания легче возрождать свои производ­ства. Как говорится, нет худа без добра...

ЦИТАТА

"Вот я смотрю в зал и вижу милые женские лица. Но невольно хочется встать по стойке смирно. Мундиры и погоны налоговой службы делают их суровыми и взыскательными. А может быть, во время кризиса надо с большим пониманием относиться к налогоплательщикам и их проблемам?"

Сегодня крайне важно, чтобы производство не оста­новилось, чтобы предприятия поддерживали оборотный капитал за счет кредитов. Но большая проблема с их возвратом. Сегодня порой их просто некому давать! К сожалению, не восстановлено доверие банков к кор­поративным клиентам, кредиты дают только тем, кто вернул предыдущий кредит. Это и понятно, но с дру­гой стороны, я был в Зеленодольске на заводе Серго, завод не мог получить кредиты даже на зарплату. А ведь он работает, производит нужную продукцию, все показатели неплохие, но ему платежи задерживают дилеры, торговая сеть — сотни миллионов рублей! Что делать? Мы помогли. В результате выплачено 180 млн. рублей задолженности по заработной плате.

Сегодня, когда во всем мире и в России продолжа­ется спад производства, снижение спроса на продук­цию и услуги, сложно рассчитывать на исполнение бюджета по всем источникам доходов. Сейчас, на мой взгляд, стоит задача — снизить давление налогового пресса, дать возможность промышленности, банкам и другим хозяйствующим субъектам стабилизировать свое финансовое положение, выйти из кризиса с наи­меньшими потерями.

Вот я смотрю в зал и вижу милые женские лица. Но невольно хочется встать по стойке смирно. Мундиры и погоны налоговой службы делают их суровыми и взыскательными. А может быть, во время кризиса надо с большим пониманием относиться к налогоплательщикам и их проблемам?

Мы, в Национальном банке, в свою очередь, напра­вили рекомендации кредитным организациям по кон­тролю за полным и своевремен­ным поступлением платежей в бюджет. В связи с девальвацией рубля и размещением пассивов в иностранной валюте, есть пред­ложение. Раньше в кризисные периоды практиковалось пере­числение налогов в бюджет в ино­странной валюте. Почему бы это не возобновить?

Итак. На вечный российский вопрос ЧТО ДЕЛАТЬ? предлагаю следующие меры:

1.    Необходимо реанимировать капитальное строительство (без поддержания строительных фирм и организаций невозможно вос­становление развития   ипотеки жилья).

2.   Для создания собственного рынка продовольствия и товаров необходимо возродить пищевую, легкую и текстильную промышленность, что, в свою очередь, даст возможность со­здать новые рабочие места и поможет выжить насе­лению.

3.   Расширить список 260 промышленных предпри­ятий, которым будет оказана государственная финан­совая поддержка (только 11 предприятий в этом спис­ке — татарстанские).

4.   Предложить рефинансирование Банком России кредитных организаций под их валютные ресурсы, на­ходящиеся на валютных счетах в ЦБ.

5.    Поддержать своих сельхозпроизводителей, а именно частные подворья и личные хозяйства путем предоставления Правительством республики льгот, субсидий и компенсаций.

6.   Необходимо ускорить решения и конкретные схе­мы компенсации по автокредитам на приобретение отечественных автомобилей.

7.    Возродить малое и среднее предприниматель­ство, которое работает на отечественном сырье и вы­пускает товары   народного   потребления.

8.    Необходимо восстановить доверие между бан­ками и предприятиями, между банками и населением и между самими банками.

О доверии между банками говорят ставки по меж­банковскому кредитованию, которые достигают 36%! Так банки пытаются заработать на межбанке. В связи с этим вспоминается старый еврейский анекдот.

Скучают в тюремной камере Абрам и Мойша, вот Мойша и говорит:
—   Абрам, купи у меня часы, всего за полкуска!
—   Так у меня денег нет.
—   В кредит бери, в долг.
— Ну, давай.
Ночью Мойша не спит, думает: продешевил. Утром говорит Абраму, что хочет часы выкупить.
— Ладно, но за тысячу, — соглашается Абрам.
К вечеру сомнения замучили уже Абрама: часы они как-то реальнее. Предлагает Мойше две тысячи. И тот не может устоять. И так день за днем. Но однаж­ды Абрам отказал Мойше:
—   Я в другую камеру толкнул часы за 40 кусков!
—   Что ты наделал! Какой бизнес погубил! Бог с ними, с часами! Но мы ведь с тобой каждый день по 500 долларов наваривали!

Нам такой бизнес не нужен. Надо кончать с финансо­выми казино, с играми на биржах. Банкам надо зараба­тывать по-другому — инвестировать в реальный сектор экономики, в котором работают реальные люди с их реальными нуждами и проблемами. И мы сделаем это!