ФРАНЧАЙЗИНГОВЫЕ ГОНКИ
У газеты «Московский комсомолец» сменился региональный партнер в Казани. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», МК расстался с выпускавшей еженедельник с июня 2009 года компанией «АНТ-Медиа» Геннадия Наумова - влиятельного в 90-е журналиста, пресс-секретаря мэра Казани Камиля Исхакова. Новым франчайзи «Московского комсомольца» стал Наиль Адельбаев - владелец издательского дома «Коммерсант в Казани», экс-владелец крупной бугульминской телерадиокомпании «Бугульма-РТВ». Таким образом, у последнего в активе теперь две федеральные франшизы. Напомним, в конце 2011 - начале 2012 года Адельбаев стал франчайзи «Коммерсанта» в результате оптимизации региональных выпусков.
Интересно, что одним из претендентов на партнерство с издательским домом «Коммерсантъ» в Татарстане была именно компания «АНТ-Медиа». Однако франшизу она не получила, поскольку приоритетное право выпускать газету «Коммерсант Волга-Урал» на новых условиях было дано менеджменту регионального офиса. И вновь, но уже с МК, Адельбаев обошел конкурента.
За время выпуска МК в Казани местный партнер менялся уже 7 (!) раз. Первым учредителем «МК в Татарстане» был бизнесмен из Марий Эл Максим Басин. В 2003 году Москва сменила партнера, им стало ООО «Медиа-К» во главе с генеральным директором Иваном Морозовым. Вскоре, помимо «МК в Татарстане», стала выходить газета «МК в Закамье», распространявшаяся в Нижнекамске и Набережных Челнах. В том же году «Московский комсомолец» неожиданно отказался от прежнего партнера и переподписал договор с новым партнером – медиахолдингом «Эфир», а генеральным директором издания стал бывший финансовый директор ООО «Медиа-К» Андрей Кораблев. Затем газета перешла к партнерам холдинга – ее начала выпускать телекомпания «СТС-Казань». Предпоследним издателем «МК в Татарстане» была компания «Эпсилон-медиа», которая прекратила выпуск газеты с татарстанским контентом в декабре 2008 года. С июня 2009-го «МК-Поволжье» (газета распространяется не только в РТ, но и в Самаре) начала издавать компания Наумова.
С февраля коллектив казанской редакции МК во главе с Адельбаевым начал готовить два новостных разворота с местным контентом для 32-полостного еженедельного выпуска МК. С марта – уже 12 полос. Редакцию «МК-Поволжье» возглавил экс-главред журнала «Деловой Квартал в Казани» Андрей Григорьев – по иронии судьбы, полный тезка одного из прежних издателей газеты, совладельца медиахолдинга «Эфир». Тираж еженедельного выпуска «МК в Поволжье», по данным источников «БИЗНЕС Online», составляет 5 тыс. экземпляров. Тем временем по итогам подписной кампании на первое полугодие 2013 года и без того мизерный подписной тираж «МК - Поволжье» снизился со 159 до 114 экземпляров.
«ТИРАЖИ ОН УРОНИЛ, НЕ ПРОДВИГАЛ ГАЗЕТУ…»
Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось дозвониться до Адельбаева. По его словам, москвичи сами предложили ему взять на себя выпуск МК в регионе: «Мне Москва сказала: «Не хотите взять? У нас тут плохо все». Я ответил: «Ладно, давайте».
- Не боитесь, что проект будет нерентабельным?
- Все будет нормально.
- На какие тиражи планируете выйти?
- Сейчас трудно сказать, смотря насколько старый издатель здесь напортачил.
- Какие ошибки были, что планируете исправить?
- Не знаю, я же с Наумовым не работал, не знаю, что он там делал. Обсуждать его работу некорректно. Он что-то делал, работал. Москве его работа не понравилась, и они от него отказались. Если бы все было хорошо, они бы с ним продолжали работать. А так они на меня вышли и предложили.
- На каких условиях?
- Стандартные, как у всех.
- Не связана ли покупка франшизы МК со сложностями у "Коммерсанта"?
- Если бы были сложности у «Коммерсанта», зачем мне два тяжелых продукта? У "Коммерсанта" все хорошо.
- Еще собираетесь брать газеты?
- До конца года посмотрим, чем дело закончится с этим продуктом. Я не верю, что печатные СМИ умирают, все нормально будет.
- Почему, по-вашему, Москва отказалась от Наумова?
- Плохие результаты были. По крайней мере мне так объяснили. Тиражи он уронил, не продвигал газету, много чего, некорректно сейчас это обсуждать.
- Какие будут изменения, поменяется ли редакционная политика?
- Нет, ее по большому счету у Наумова и не было, что менять? Ничего не изменится.
«МНЕ ПРИХОДИТ ФАКС: «МЫ РАСТОРГАЕМ С ВАМИ ДОГОВОР»
Предыдущий казанский издатель МК - Наумов - рассказал газете «БИЗНЕС Online» подробности франчайзингового договора. По его словам, стоимость франшизы составляет 25 тыс. рублей в месяц.
- Франшиза от МК вообще уникальна. Дело в том, что МК поставляет вторичный товар – использованные презервативы, грубо говоря. Дело в том, что в регионах выходит еженедельник, который представляет собой дайджест московской ежедневки. Информация – это такие же пирожки, и они должны быть горячими. А тут их уже продали в Москве, а потом через несколько дней завезли в регионы. С точки зрения экономической науки я не знаю, как это называется, и есть ли еще где-то такое явление – продать уже проданный товар. Все остальные федеральные игроки одновременно один и тот же товар продают в Москве и регионах, с одним и тем же федеральным контентом. А здесь совсем другое, - рассказал Наумов газете «БИЗНЕС Online».
Гендиректор «АНТ-Медиа» подробно рассказал нашему изданию о своих отношениях с московской редакцией МК. По словам Наумова, в 2009 году, в самый разгар кризиса, он решил взяться за выпуск еженедельника, несмотря на то что до него «уже несколько партнеров грохнулись, включая «Эфир».
- Я посмотрел историю вопроса – мне стало обидно. Москва, Гусев (председатель союза журналистов Москвы, главный редактор «МК» Павел Гусев – ред.) не тем людям отдавали газету, непрофессионалам, случайным людям. Обидно, что бренд попадает случайным людям, в том числе «Эфир» - тоже случайные, они не профессионалы в печатных СМИ. И были, конечно, амбиции поднять и так далее, и я быстро увидел, как это можно сделать. Были ресурсы у этого бренда, я все это расписал, Гусеву предложил. Он дал команду, одобрил, но его окружение все застопорило. То есть модернизация газете нужна, у нее еще есть потенциал. Гусев – царь, он тоже в этом смысле на регионы забил давно. "МК-регион" – это отдельный проект, ему уделяют внимание ровно 15 минут один раз в год, на семинаре в Москве. Выступает перед всем франчайзер. 15 минут выступление - и до свидания. Все, - заявил Наумов.
По его словам, на итоговом семинаре в декабре минувшего года он предложил Гусеву модернизировать региональный выпуск газеты. «Я приводил в пример «Аргументы недели» (Наумов выпускает эту газету в Казани также на условиях франчайзинга – ред.), которые, стартовав в 2006 году, через два года вошли в пятерку самых читаемых газет России, я предлагал проанализировать этот вопрос. В ответ: «А мы такую газету не знаем», - рассказал Наумов. - После чего мы уехали на семинар в Египет. И те люди, которым он поручил создать некую группу творческую, которая занялась бы модернизацией продукта, они буквально бегали от меня эту неделю в Египте!»
В результате Москва приняла решение расторгнуть договор с «АНТ-Медиа». «Мне приходит факс: «Мы расторгаем с вами договор». Причем факс пришел на общий номер, мне лично никто не звонит, ничего не говорит, то есть не по-человечески поступили, на общий факс, чтобы сотрудники все увидели, от секретарши начиная», - негодует Наумов.
«МК В ТАТАРСТАНЕ ОЧЕНЬ СЛАБО ПРОДАЕТСЯ»
Смену регионального партнера «МК» газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали участники рынка и эксперты.
Зуфар Хакимзянов - руководитель ЗАО «Горпечать»:
- Очень редкие издания в Татарстане живут за счет продаж тиража, все живут за счет рекламодателя. Буквально недавно стало известно, что в «Комсомолке» на 30 процентов сокращается редакторский штат. Еженедельное издание, если в нем нет рекламы, генерирует только убытки. У МК тиражи были очень слабые, а это неинтересно рекламодателям. Если рекламодателя там нет, значит газета ничего не зарабатывает. Все доходы с продаж абсолютно не покроют себестоимость. Такой замкнутый круг. Тираж такой маленький, что они абсолютно не интересны для рекламодателя. Думаю, поэтому они и закрываются. Я не думаю, что это вина Наумова или еще кого-то.
У нас нет никакой поддержки печатной продукции. С одной стороны, мы декларируем, что это основное конституционное право на свободный доступ к информации, что на всех уровнях есть поддержка - и на государственном, и на республиканском. И есть такая структура, как "Татмедиа", которая должна поддерживать издания. Но, как мне кажется, есть определенные рычаги поддержки - издатели, распространители. Но, кроме декларации, никаких действий нет. Это приводит к сокращению. МК, скажем, будет выходить не 6 раз в неделю, а 3, или совсем закроется.
МК в Татарстане очень слабо продается. Возвраты большие. Чем меньше тираж издания, тем больше будет возвратов, и наоборот. Если говорить о тысячных тиражах, возврат составляет порядка 15 процентов. Если говорить о сотнях экземпляров, то возвраты достигают 70 процентов. Это естественно. Мы не можем послать на киоск меньше одной штуки, посылаем по одной-две газеты. Если вдруг кто-то не пришел, то вот… считайте. Возврат, соответственно, тоже влияет на издержки предпринимателей. Это лишний раз подтверждает, что на продажах никто не зарабатывает. Возвраты МК могли составить 50 - 70 процентов. Это нормально для их тиража. По одному экземпляру с киоска не всегда продается.
Спрос на это издание, скорее, в стагнации или даже регрессирует. Вообще, динамика продаж печатной продукции - 20 процентов в среднем по отрасли. То есть каждый год мы теряем 20 процентов продаж.
«У МК ЕСТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ, ЭТО ИЗВЕСТНЫЙ, УЗНАВАЕМЫЙ БРЕНД»
Ильдар Миргалимов – заместитель главного редактора газеты «Ватаным Татарстан»:
- Насколько я знаю, федеральные издания не могут похвастаться большими тиражами у нас в республике. Все-таки местные издания больше читаются. Все же они пользуются определенным спросом, через них мы прощупываем федеральную политику, более подробную информацию получаем о том, что происходит в Москве. Если говорить конкретно о МК, наверное, позиции этой газеты были заметно слабее, нежели у его прямых конкурентов, я имею в виду «Комсомольскую правду». Я думаю, что даже при смене владельца им будет непросто. Хотя, наверное, в свете последних событий, скандала интерес к этой газете вырос.
Чтобы завоевать сильные позиции на рынке, нужно собрать профессиональный компетентный коллектив. Интерес к газете будет в том случае, если они будут предоставлять эксклюзивные новости или свой индивидуальный взгляд на события в республике. Все, в конечном итоге, сводится к наличию опытных и сильных журналистов.
Мы с этой газетой, конечно, не конкуренты. Во-первых, у нас татарская газета и свой татарский читатель. Во-вторых, значительная часть нашей аудитории живет в районах, а МК – это городская газета.
Дарья Парфенова – редактор еженедельника «АИФ-Регион»:
- Насколько я знаю, это не первый приход этой газеты на республиканский рынок с желанием завоевать аудиторию. Предыдущие попытки не увенчались успехом. Я знаю, что во главе газеты встал известный в журналистских кругах Андрей Григорьев (он занимал должность замредактора «АИФ» в 2008 - 2009 годах – ред.), будем надеяться, что у него все получится. Позиции МК в Москве очень сильные, в нашем же регионе они были откровенно слабее «АИФ», «Комсомолки». Попытка не пытка. Могу пожелать только удачи.
Я не думаю, что мы в Татарстане с ними конкурируем, во всяком случае последние годы. В Москве нас с ними сравнивают, когда проводят анализ СМИ, идет сравнение показателей.
Чтобы поднять позиции издания в Татарстане, нужно громко заявить о себе в плане продвижения и злободневных материалов. Нужно привлечь внимание публики эксклюзивами. Универсальный рецепт: газета должна отвечать чаяниям своих читателей. У МК есть перспективы, это известный, узнаваемый бренд.
Печатная пресса, по-моему, имеет неплохие позиции, несмотря на то что сайты активно развиваются. У нас есть свой читатель. Наш читатель привык держать газету в руках.
Артем Тюрин – директор журнала «Татарстан»:
- За последние годы было много попыток издавать МК в Татарстане. По-моему, сначала за это взялся холдинг «Эфир», долгое время им занимался Геннадий Ильич Наумов. Думаю, это говорит о том, что если бы проект был выгодный, хорошо шел, он бы не переходил так часто из рук в руки.
МК фактически - это «желтая пресса». У нас немного другой рынок. В Татарстане такие издания сложно воспринимаются в силу менталитета местных читателей, в других регионах таких изданий существует масса. Несмотря на то что «желтая пресса» на российском медиарынке процветает, в Татарстане я не знаю ни одного популярного бульварного издания. Я это объясняю особенностями менталитета. Наверное, поэтому МК здесь не так хорошо идет. Возможно, у него есть своя какая-то ниша. Тем не менее я не вижу за этим проектом большого коммерческого будущего.
Справка Наиль Адельбаев родился в Бугульме. Закончил Московский энергетический институт по специальности «инженер-электрик» (1987), Татарский институт содействия бизнесу - по специальности «антикризисное управление» (1999). В настоящее время - генеральный директор ЗАО «Коммерсантъ» в Казани. До переезда в Казань владел и возглавлял ряд медиакомпаний в Бугульме и Закамье, в том числе крупнейшую в Бугульме телерадиокомпанию «Бугульма-РТВ». Геннадий Наумов – выходец из «Вечерней Казани» времен перестройки, в первой половине 90-х был пресс-секретарем Камиля Исхакова; создатель и главный редактор популярной во второй половине 90-х годы казанской газеты «Казанское время». После закрытия издания стал главным редактором регионального приложения газеты «Жизнь». В настоящее время является главным редактором газеты «Аргументы недели» (местной вкладки). |
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.