Мне не нравятся модные слова «блогер» и «колумнист». Они мне кажутся какими-то неприличными. Даже ежедневное упоминание во всех информационных каналах не превратило эти слова в простые и человечные понятия. Они не вызывают положительных эмоций. Представьте себе, как девушка заявляет подруге или матери о том, что она влюблена в блогера. Или кто-то цитирует гениальную мысль колумниста, хотя, конечно же, удачные мысли интернет-философов могут повергать в восторг их поклонников.
Некоторые блогеры вызывают презрение людей своими неправдоподобными гнусными суждениями и грязными сплетнями. Иногда их даже сажают за это в тюрьму, если блогер в экстазе неуместной откровенности забывает о 282 статье УК РФ или других преступлениях, предусмотренных законом...
Понимайте меня, как хотите. Если я консервативный, старорежимный тип, то все равно со мной надо считаться. Потому что на свете немало таких, как я, «не блогеров», а также тех, кто и вовсе не открывает (я к ним не отношусь) два-три раза в день свою электронную почту, ЖЖ или социальную сеть. Всех в овраг не выбросишь. Трудимся, налоги платим, внуков воспитываем и все такое. Блогером себя не осознаю, хотя частенько пишу на страницах глобальной сети. Некоторые даже обращаются ко мне за советами по этой части, хотя по данной специальности никогда не учился и даже инструктаж не проходил, о чем ничуть не жалею.
О НЕЙ, О НЕДОСТУПНОЙ СЕСТРЕ ТАЛАНТА
Пользователи интернета частенько кроют меня почем зря, иногда подвергая жестокой обструкции, как и принято в стихии анонимного виртуального Гайд-парка. Но ничего с собой поделать не могу, даже если хочу быть отвязным и безбашенным писакой, который от всей души размазывает по виртуальному забору все, что накопилось внутри, у меня это не получается. Прямо беда: не могу настолько расковаться и выражаться коротким словом, воспринимаемом как признак одаренности.
Может быть, краткость и сестра таланта, но эта особа для меня почти недоступна. Почти все члены союза писателей, и даже граф Лев Толстой или Оноре де Бальзак, не могли уложить свои наблюдения в два-три абзаца. Так что же, запретить их, что ли? Или книги сжигать?
Вообще-то, я пытаюсь исправиться. Вот хочу сказать что-то очень важное, сугубо личное, но при этом общественно актуальное, изложив это кратко – в 30 - 40 строк. Чтобы не отвлекать попусту людей. Безбрежный океан глобальной сети так насыщен короткими яркими сенсационными новостями, 15-секундными видеоприколами, эротичными телками, лихими сплетнями, что мои публицистические суждения с майонезом аналитики и кетчупом реалистичности не выдерживают конкуренции.
Есть еще сугубо техническая причина. Опять же, как читать 10-страничную статью, сгорбившись над монитором? Ведь большинство еще не освоило изобретенный мной метод чтения больших материалов с экрана планшетного компьютера, лучше IPad 2, лежа, давая отдохнуть отекающим ногам и уставшему позвоночнику.
Понимаю, что надо экономить время читателя и зрителя, и полагается врезать самое главное в первой же фразе и отвалить, уступая очередь другим новостям. Пока ничего не изобрел такого, чем мог бы очаровать сестру таланта.
СВОБОДА СЛОВА? НЕ СМЕШИТЕ МЕНЯ…
Правильно догадались! Трудно изжить «рабское» мышление советского журналиста, чувство «главлита» (так называлась цензура), когда душит внутренний цензор - совесть. И тогда потенциальный вольный блогер начинает бормотать, аккуратно подбирая слова. Если по капельке выдавливать из себя раба, на избавление от цистерны неразбавленного рабского чувства уйдет не один год. Значит, надо уступать место под солнцем новой породе людей, которые не читали труды Ленина о партийной литературе и программные документы партии большевиков? Это тоже вряд ли даст результат. Потому что сейчас тоже плодятся директивные документы и партийные программы, инструкции учредителей и вертикали власти. Московский начальник по фамилии Волин(!) недавно толково объяснил татарстанским медийщикам и студентам журфака МГУ: готовьтесь писать так, как прикажет хозяин.
Я тоже не очень большой сторонник увлечения экзальтированным понятием «свобода слова». Она, эта свобода, доступна политически и профессионально подготовленным людям. А по жизни этим магическим термином частенько пользуются не очень успешные маргиналы, компенсируя недостаток профессиональных навыков и политической культуры, превращая свободу самовыражения в сугубо правозащитный инструмент. Впрочем, это тоже не возбраняется.
ПОЧЕМУ Я НЕСВОБОДЕН?
Как и многие из вас, я тоже не очень-то свободен. Не могу забыть об уголовном кодексе, где говорится о клевете, разжигании розни, содействии терроризму и так далее. Трудно забыть суровый облик главного редактора, учредителя издания, у которых есть свои принципы и требования, планка качества. А другие еще крепче повязаны сотнями цепей. Как забудешь о товарищах, которые тебе платят зарплату? А ведь они и уволить могут. Просто так, беспричинно, скажут: формат не тот, стиль не подходит. И до свидания. Знаю немало коллег, которые на всякий случай не трогают наиболее сильных и крутых хозяев жизни, не обязательно законопослушных, которые при необходимости могут подключить и силовиков в погонах, и «законников», и «смотрящих», и бандитов с чисто конкретными понятиями. Иногда срабатывают блат, семейно-личные контакты, благополучие детей и внуков, трудоустройство снохи, просьба очаровательной знакомой с загадочными глазами, требование друзей по субботней бане или рыбалке. Или имидж и обязательства издания, рекламодателей… Одноклассники, друзья детства могут обнаружиться в любое время. Что там остается от свободы слова? Только не говорите мне о принципиальности, господа журналюги, заодно с ними чиновники, милиционеры с прокурорами.
Давно заметил: наиболее смелыми поборниками истины и справедливости становятся пенсионеры, которым почти нечего терять. В частности, военные пенсионеры, у которых и возраст не больно преклонный, а пенсия приличная, к тому же куча нереализованных идей, которые не нашли выхода, пока товарищ носил мундир и китель. Иногда подстегивает шанс на новую карьеру в штатской политической жизни. Не случайно их много среди лидеров общественных и национальных движений.
Я так думаю, все же именно блогерство и анонимное участие в интернет-форумах дает определенную свободу – пиши, что хочешь, как хочешь, ни редактор, ни судья с милицией тебя не контролируют. Пользуйся и пиши, но чтобы было кратко, свежо, честно и оригинально. Забудь насчет объективности, что у правды всегда как минимум две стороны. Тем более, если одна из сторон хоть разок в месяц наливает чечевичную похлебку. Ты лепи одну, свою позицию, не боясь перегнуть. С противной стороны другие блогеры дополнят. А публика сама разберется, не дураки же нас читают.
ПЕРВАЯ ПОПЫТКА БЛОГЕРСТВА
Уф… Решил попробовать кусочек блогерской воли на вкус. Не могу абстрагироваться от необходимости говорить правду или выражаться с учетом двух противоположных мнений. Поэтому, возможно, сразу настоящего блога и абсолютно вольной птицы из меня не получится. Есть зависимость от фактов, которые надо бы предъявить. Ох, как тяжело установить правду и добиться признания ее истинности. И все же, попробую выразить то, что хочется сказать. Может быть, не утруждая себя доказательствами, как и положено блогерам. А без уверенности в правоте не складываются в ряд слова, не находятся подлежащее и сказуемое. И хотелось бы, подобно настоящему художнику или поэту, просто так изрекать правду, да не суждено, видать. Итак…
РУССКИМ НЕТ ХОДУ В ТАТАРСТАНЕ? ЭТО СМОТРЯ КАКИМ…
В последнее время на некоторых казанских сайтах стали появляться восклицания о каком-то националистическом угаре, беспределе, но без указания на факты и адреса. А что, если кому-то не нравится соседство мечети Кул Шариф и Благовещенского собора, и хочется подзаработать на своей нетерпимости и мнительности? И на неосведомленности некоторых земляков.
Старый друг недавно заявил, что с его русско-украинской фамилией никаких перспектив в Татарстане нет ни у него, ни у его детей. Лучше при случае свалить. Мол, чтобы продвинуться по службе, сделать карьеру, надо быть татарином. Я очень удивился. Оказывается, у меня привилегированная национальность! Вот уж не догадывался.
А так я обычный житель Казани. В приватизации крупной собственности не участвовал, богатств не накопил, в теплых местах с большой зарплатой не работал. Кое-чего своими мозгами и трудом заработал и не мечтаю о дворцах и банковских счетах. Дети и внуки тоже пойдут по тому же пути – будут пролетариями умственного труда. Если удастся вырасти до высочайшего уровня квалификации, значит, будет достойное вознаграждение за эффективную работу и высокий класс, если получится. И национальность тут ни при чем. А вот социальная ступенька, капиталы, принадлежность к богатой и сильной семье или клану может вознести на Олимп или одарить привилегиями одних, других кинуть в яму безнадеги. Но это другое дело! Там полный интернационал, и бедняки, и богачи объединяются не по национальному признаку, а по классовому. Если уж случаются совсем резкий перебор и немыслимые контрасты, тогда происходит бунт, революция, жестокая и беспощадная. На то и государство существует, чтобы немыслимых перекосов не было.
Словом, такими железными аргументами откачал я старого друга от подозрения насчет национальной обреченности, - пускай не ищет счастья на стороне. Хотя он сам когда-то со стороны приехал и прижился.
А тут еще одна знакомая повторяет мне ту же сказку насчет того, как тяжело быть русским в Татарстане. Прошу конкретных доказательств. Их нет, конечно. Есть только предчувствие, мелкие наблюдения, подозрительность – вон в Прибалтике зажимают, ну и у нас тоже, мол, запросто могут.
Тут не обошлось без большой политики. Помните, Владимир Путин в Казанском кремле в 2002 году на встрече с делегатами конгресса татар сказал экспромтом насчет татар Башкирии, русских в Татарстане, чеченцев в Москве? С тех пор кое у кого крыша поехала от подозрений, будто их тут обижают. Между тем президент страны это сказал в ходе дискуссии, чтобы с помощью обобщений объяснить, почему некоторые татары испытывают дискомфорт, проживая в соседней республике. Для того, чтобы объяснить, что в инонациональной среде всегда приходится адаптироваться и терпеть, воспринимая другую культуру, привыкая к ней. В этом смысле я тоже солидарен с Путиным. А вы о чем подумали? Что русским по улицам Кремлевской или Баумана не дают пройти? Что надо спасаться, находить новые факты дискриминации?
По давно опробованной методике я выложил перед друзьями справочник ведомств и крупных предприятий и показал, что руководители КАМАЗа, Нижнекамского гиганта, Арбитражного и Конституционного судов, МВД, ФСБ, крупнейших банков (не всех), авиационного и вертолетного и многих других предприятий, НИИ, частных гигантов типа завода «Элекон» и других успешных фирм - отнюдь не татары. И это меня ничуть не расстраивает. Я не подозрительный и не жду подлянки по национальному признаку, хотя сразу увижу больного «на эту ногу», если встретится.
ТАТАРЫ ЗАКАЛЕНЫ УСЛОВИЯМИ ИНОНАЦИОНАЛЬНОЙ СРЕДЫ
Татары чаще встречаются там, где выручает сельское происхождение, труд с детского возраста, настырность и гуманитарная пассионарность, закаленные в условиях инонациональной среды, включая крупные города, такие, как Набережные Челны, Казань, не говоря уже о российских регионах. А русские чаще попадаются в крупной индустрии, там, где много техники, приборов, в юриспруденции и бизнес-структурах, хотя в эти сферы татары, в том числе и выходцы из села, тоже втягиваются. Русские гораздо чаще отправляются в Москву (как Николай Никифоров или Олег Морозов) или в Питер, в любой российский регион и даже за границу, потому что у них меньше привязка к родному району, селу – везде своя страна, свои люди, язык и привычный уклад жизни. Этого не скажешь о татарах или чувашах, потому-то в этнических селениях острее безработица, так как мало кто хочет покидать родной переулок.
И еще: многие господа чиновники с татарскими фамилиями так далеки от национально-гуманитарного самосознания, что принципиально сторонятся языка и культуры предков, и для татарской нации почти никакой ценности не представляют, и, увы, наверное, ничего хорошего соплеменникам не сделают. И гордиться ими татары вряд ли будут. Но по статистике будут числиться татарами. Кстати, таких, добровольно сменивших этническую идентификацию, становится все больше.
А еще есть смешанные семьи, где не поймешь, русские они или татары, а может евреи или украинцы. Зато есть настоящие русские люди, чья душа вместила и татарскую культуру, – это композиторы В.Виноградов, А.Ключарев, художница С.Кузьминых (выдвинута на Госпремию им. Тукая – надо дать!). Могу привести огромный список больших и не очень крупных деятелей, породнившихся с татарским миром и ничуть не жалеющих об этом. Есть братья Демидовы, включая действующих председателей Счетной палаты РТ и Конституционного суда. Хочу спросить у наиболее ретивых и обиженных татар: "Есть претензии к Алексею Ивановичу Демидову как к человеку и руководителю, а так же к его братьям?" И татары, и русские уважают, и православные довольны – вон какая красивая церковь в Алексеевском районе сияет.
А что, фамилии Демидов, Богачев, Бусыгин, Когогин, Федотов, Морозов (хоккеист Алексей и политик Олег), не звучат в Татарстане так же естественно, как летний дождь и шум троллейбуса в весеннюю ночь? Совсем не так, как Иван Грозный или Аркадий Столыпин, не правда ли? А императрица Екатерина II так авторитетна среди татар, что ее до сих пор называют ее «эби патша». А ведь уже два с половиной века прошло с тех времен, когда царица разрешила строить мечети в Казани…
Лена Анисимова - русская девушка, выучившая татарский язык в школе, окончившая татарский факультет, преподающая татарский язык и продолжающая образование в аспирантуре |
РУССКАЯ ДЕВУШКА – ЛЕНА АНИСИМОВА
Среди моих знакомых немало интересных, ярких людей русской и других национальностей, которые знают или хотя бы понимают язык, культуру населения, с которым соседствуют. Сегодня я пишу не о них, а об их антиподах, которые могли бы последовать их примеру. Особо хочу сказать о Лене Анисимовой, русской девушке из Казани, выучившей татарский язык в школе, окончившей татарский факультет, преподающей татарский язык в школе, продолжающей образование в аспирантуре по тому же татарскому языку. И в Челнах, и в других городах есть такие примеры. Я жду, когда таких людей выдвинут в руководители школ, роно и гуно, предприятий, районов и городов, в министры и вице-премьеры. Давно уже жду! Пора!
Знаю, опять меня будут песочить насчет многотемья и ухода в сторону. Прямо слово лишнее не скажи. И опять же объем превышает блогерские лимиты. Поэтому пускаю в ход последний, главный козырь. А что, если недугом национальной мнительности заболеют татары Казани и Татарстана? Большинство из них - выходцы села, и в городе часто ощущают себя неуютно. На предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях, на рынках, в банках говорят только по-русски.
Спасибо, в больницах и в некоторых школах на приветствие могут ответить по-татарски. Но в типичном продуктовом магазине о том, что означает «икмәк», «сөт» не догадываются. Даже в тех случаях, когда за прилавком стоят продавщицы с татарскими фамилиями. Потому что они в школе или в семье переняли чье-то глупое мнение, мол, татарский язык не так уж нужен, и после этого на уроке татарского ковырялись в мобильнике.
Результат плачевный. Человек без знания языка местного населения менее конкурентоспособен, как во время конкурса на желанную должность, так и на всевозможных выборах. Не может он сказать три слова по радио и телевизору на языке аудитории. А если на собрании или юбилейном банкете кто-то выступит на непонятном языке, «интернационалист» чувствует себя идиотом. Газеты, журналы, спектакли на «ненужном» языке так же изолируют от текущей жизни молодого человека, возможно, весьма перспективного, способного стать большим руководителем или политиком. И вообще ученые говорят, что освоивший хотя бы один дополнительный язык очень легко постигает и другие языки. Академик Роберт Нигматуллин недавно заявил с высокой трибуны, что использование и изучение разных языков служит профилактикой болезни Альцгеймера! А может, уже это случилось? И кое-кто из-за своей лени тихо, медленно втягивается в недуг беспамятства? Алла сакласын! Да пусть побережет нас бог от любых хворей! Особенно от страшнейшей социально-психической болезни, которая называется «национальная подозрительность» или «этническая мнительность».
СПЕШИТЕ УЧИТЬ ЯЗЫК СОСЕДЕЙ
Многие все равно не боятся, например, болезни Альцгеймера. Есть татарские или смешанные семьи, где дети и родители никогда не ходили на татарский спектакль, где татарский канал телевизора никогда не включается. И такие люди считаются интернационалистами! А я, выходит, националист, раз на своем языке пишу и говорю.
Как же так получается? Я, выросший в татарской семье, в татарской деревне, окончивший татарский факультет (и не только его), пишущий и говорящий преимущественно на родном языке, выступаю и пишу, когда надо, на русском языке, чему очень рад. Могу не очень лихо изъясняться на языках тюркской группы, а также на немецком и английском языках, пусть даже коряво. И все равно меня могут отнести к националистам. И главное, несмотря на мою «титульную» национальность, меня никто на работу не зовет, привилегии не дает. Обидно! А интернационалист, толерантный гражданин – это значит мой товарищ, сосед, родственник, который, прожив в Казани немало лет, ни знает и трех слов по-татарски. То есть на языке, который является родным для 500 тысяч человек в городе и еще для 2 миллионов в республике. Кстати, показательно, что коммерсанты почти никогда не заказывают рекламу на татарском языке, доступном 52 процентам покупателей. Потому что они тоже интернационалисты? Странный для коммерсантов бизнес-проект…
Что скажете на такие аргументы? Кажется, опять настоящий блог не получился. Хотел сказать свою субъективную правду, а все равно получается общественная, с доказательствами. Ну и ладно, если я не блогер, так нормальный журналист, с которого можно спросить за вранье. Но этого (вранья) еще я себе не позволял. А ошибки всегда можно исправить. И вам тоже.
Римзиль Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 84
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.