Власти Казани молниеносно отреагировали на трагическое ДТП, произошедшее сегодня утром на остановке «Ул. Гаврилова», где от вылетевшего на остановку автобуса пострадали семь человек, трое из которых впоследствии скончались. Первый заместитель руководителя исполкома Казани Рустам Нигматуллин на специально созванном импровизированном брифинге в исполкоме заявил: в городе начинается внеплановый техосмотр всех городских автобусов.

- Мы провели совещание, по результатам которого было принято решение - вне зависимости от исхода следствия, которое уже началось, дать указание всем автотранспортным предприятиям провести внеплановый технический осмотр всего подвижного состава. Дано поручение также провести внеплановый инструктаж всего водительского состава, - заявил Нигматуллин.

Он выразил слова соболезнования родственникам погибших и сообщил, что исполком поможет в организации погребения, а перевозчик окажет пострадавшим материальную помощь.

Пострадавший в аварии ребенок (Сергей Мальков 2007 г.р.), по словам Нигматуллина, с переломами конечностей находится в палате реанимации, опасений за его жизнь нет. Всего, напомним, пострадали семь человек, из них трое - мужчины 1944, 1942, 1968 годов рождения - впоследствии скончались в больнице скорой медицинской помощи. По нашим данным, это Анатолий Куршин (1944 г.р.), Владимир Анищенко (1942 г.р.), Владислав Мальков (1968 г.р.). Двое первых были доставлены в горбольницу №15, последний – в горбольницу №12. Также в результате ДТП пострадали Гульшания Файзрахманова (1954 г.р., горбольница №15), Рафаэль Гиззатуллин (1951 г.р., горбольница №15), Ольга Новикова (1957 г.р., горбольница №15). Имя седьмого пострадавшего не сообщалось, так как он обратился за медицинской помощью самостоятельно и был госпитализирован позже.

- Если в ходе следствия будет доказана вина перевозчика, речь будет идти о расторжении контракта и об отзыве лицензии, - заявил Нигматуллин. - Компания ИТЦ, которой принадлежит автобус, более 10 лет работает на рынке и в настоящее время имеет базу в Авиастроительном районе Казани. У них более 100 машин подвижного состава, достаточно современная техническая база. 10 процентов подвижного состава, которые сегодня обеспечивают пассажирские перевозки в городе, принадлежит им, - сказал первый зам.

По словам Нигматуллина, автобус марки Higer был 2007 года выпуска, в декабре прошлого года прошел технический осмотр. Подобных автобусов сейчас в автопарке Казани около 100, все находятся во владении разных компаний и ежедневно выходят на линию.

- Сейчас идет плановая замена подвижного состава, и на сегодняшний день мы заменили 428 автобусов из 1 тысячи. Но это плановая замена, автобусы, в принципе, по нормативным срокам еще могут ездить, - рассказал Нигматуллин.

НАЛИЧИЕ «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА» УСТАНОВИТ СЛЕДСТВИЕ

Водитель «автобуса-убийцы», уроженец Кыргызстана Улубек Азимов, на время следствия будет отстранен от работы. Более того, следственные органы, которые до конца дня должны будут возбудить уголовное дело по факту ДТП, могут заключить водителя под стражу на время следствия.

- В 2011 году после падения пассажира в салоне автобуса этот водитель уехал с места ДТП – его лишили права управления транспортным средством на один год, - сообщил корреспонденту «БИЗНЕС Online» Рустам Ибрагимов, начальник отдела ГИБДД управления МВД России по Казани. - Срок лишения прав истек 22 марта 2012 года.

По словам Ибрагимова, все необходимые документы, которые должны быть в соответствии с правилами дорожного движения у водителя, находились в наличии. Утром он прошел медицинский осмотр, а сам автобус - предрейсовый контроль. Во время предварительного следствия, которое будет длиться как минимум два месяца, будут назначены все необходимые технические экспертизы, которые помогут установить, был ли в этой трагедии «человеческий фактор».

«ОТВЕТСТВЕННОСТИ Я НЕ СНИМАЮ, НО…»

Тем временем корреспондент «БИЗНЕС Online» побывал на автобазе ООО «ИТЦ» на ул. Химическая, 48. На территории строго соблюдается пропускной режим, поэтому попасть на автобазу удалось только с разрешения руководителя - директора ООО «Инженерный технический центр» Роберта Гилязова.

- Причем тут все предприятие? На мой взгляд, сыграл человеческий фактор, - заявил он газете «БИЗНЕС Online», услышав о намерении властей исполкома Казани. - За случившееся я не снимаю ответственности. Но это человеческий фактор!

«Первоначально в СМИ проходило, что отказал руль, но это версия самого водителя, - продолжил Гилязов. - Сейчас сотрудниками ГИБДД проводится экспертиза на месте ЧП. Но могу сказать - у нас автобус выезжал технически исправный, в декабре было проведено очередное ТО-2. Мы сейчас поднимаем документы, будем смотреть, какие работы производились. Водитель говорит, что проблемы с рулевой. Но рулевую рейку сменили на новую, тормозную систему проверили - она идеальная, тормоза, накладки поменяли».

Гилязов заверил, что необходимый технический регламент был соблюден, что подтверждает сертификат соответствия на проведение этих работ.

- Что именно произошло? Водитель ехал пустой. На остановочном кармане стоял автобус другого маршрута. Из-за автобуса выходит пассажир, машет рукой. Наш автобус делает резкое движение направо, чтобы забрать пассажиров, - предположил Гилязов. - В этот момент то ли до столба (потому что водитель поворачивает направо, а пассажиры выходят на дорогу) он боком задевает его, сшибает столб, после этого столба проезжает еще несколько метров и «догоняет» еще одну легковую машину.

ГЛАВА ПРЕДПРИЯТИЯ НЕ ВЕРИТ В ОТКАЗ ТОРМОЗОВ И СЛОМАННОЕ РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ

- Водитель утверждает, что ехал со скоростью 30 - 40 километров в час, - продолжает Гилязов. - Но и это большая скорость, потому что автобус тяжелый. Если же ты едешь на остановку, скорость должен явно сбавлять. Первые слова были: «Я растерялся». Только потом, когда подъехали сотрудники ГИБДД, он стал говорить, что тормоза отказали. Все что хочешь, только не винить себя.

Однако версию с тормозами Гилязов тоже ставит под сомнение. «У автобусов такой модификации воздушная система тормозов. Если воздуха нет, тормоза не работают, и автобус просто блокирует, он просто не едет. Поэтому сама возможность отказа тормозной системы во время движения автобуса, если он завелся, исключена! С рулевым управлением могло что-то случиться, если бы автобус «поймал» большую яму, получил сильный удар. Это возможно. Но очевидцы утверждают, что он ехал прямо», - сказал он.

При этом Гилязов заверил корреспондента «БИЗНЕС Online», что проблем с закупкой и доставкой запчастей нет, финансовое состояние предприятия позволяет своевременно проводить ремонт. «В декабре прошлого года парк обновили наполовину, также купили 46 автобусов «МАЗ». Прежние 50 процентов автобусов работают с 2007 года», - сказал он.

Глава предприятия рассказал, что Азимов работает на предприятии уже 7 месяцев. Ему 48 лет, водительский стаж – почти 25 лет. Медсправка имеется – оформлена 10 октября 2012 года.

«ПОЧЕМУ ОН НЕ СТАЛ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ – В ЭТОМ ВОПРОС»

А вот поговорить с водителями и выслушать их точку зрения по поводу ЧП с участием своего коллеги газете «БИЗНЕС Online» не удалось. Гилязов сослался то, что все водители сейчас на линии. Зато вместе с замом по эксплуатации производственной части Александром Пришловым прошлись по автобазе. Автобусный парк, как оказалось, состоит из двух частей – из той, которую можно фотографировать, и той, которую нельзя. Многие машины, по всей видимости, просто не на ходу или подлежат ремонту – их-то и просили не снимать.

Всего на площадке автобазы можно было насчитать порядка 20 «красных драконов» - автобусов Higer. По словам Пришлова, часть из них не на ходу. И действительно, несколько присмотревшись, можно было заметить, что некоторые автобусы – около 10 – не эксплуатируются и стоят в ожидании ремонта. На вопрос, что с ними, Пришлов не пояснил, заметив, что это мелкие недочеты. Между тем по сугробам можно было заметить, что некоторые автобусы не выходят в рейс уже давно. Что стало причиной такого простоя, никто из сотрудников автоцехов не пояснил: механики работали молча. В самих цехах автобусы стояли впритирку друг к другу.

Впрочем, в самом по себе наличии на базе сломанных автобусов, не выходящих на линию, ничего предосудительного нет – для того и проводится технический контроль, чтобы отбраковывать неисправную технику.

Говоря о ЧП и обсуждении с коллегами виновника данного происшествия, Пришлов так же, как и директор, пояснил, что, возможно, имел место человеческий фактор и водитель просто растерялся.

«С утра техосмотр делаем, все проверяем, колеса, гайки, давление масла. Механик при выезде залезает в «яму», проверяет технические рулевые, чтобы габариты горели, чтобы рабочее место водителя соответствовало. Только после этого машина выезжает на линию», - сказал Пришлов.

«Автобус, с которым случилось ЧП, выехал на линию проверенный и был исправен. А что произошло? Вопросы у всех, в том числе и у нас. Люди погибли. Дело серьезное, - продолжает Пришлов. - По одной из версий, водитель совершил маневр и «потерялся». Почему он не стал останавливаться - в этом вопрос».