3.jpg

ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ГРЕБЕНЩИКОВА, ЗЕМФИРУ И ПЕЛЕВИНА

Представлять Бориса Гребенщикова вряд ли имеет смысл. За три последних десятка лет существования группы «Аквариум» с ее многочисленными альбомами, а также с сольным творчеством БГ мог ознакомиться любой желающий. И выбрать из сотен песен музыканта самые главные для себя. Каждый, для кого это было важно, давно составил и собственное отношение к личности рок-гуру, «променявшего» гражданский пафос и вскрытие общественных язв на увлечение религиозно-философскими течениями Востока и медитативными практиками. Очередной приезд музыканта в Казань (где он бывает почти каждый год), пожалуй, прошел бы незамеченным, если бы не сенсационное известие, появившееся на новостных лентах 18 марта – «Аквариум» распадается. И все последующие заверения самого БГ, что речь ни в коем случае не идет о полном прекращении концертной деятельности и студийной работы, мало кого убедили – многие пришли посмотреть на живого Гребенщикова с гитарой как в последний раз.

Накануне имя БГ неожиданно всплыло при прочтении эссе Андрея Архангельского в «Огоньке» по поводу выхода долгожданного романа Виктора Пелевина «Бэтман Аполло». Автор, не оставляя камня на камне от нового творения культового писателя, неожиданно ставит в один ряд с главным прозаиком постсоветской России Земфиру (она выступала в Казани в конце прошлой недели) и Гребенщикова. Последние двое, пишет Архангельский, «тоже практиковали «самосовершенствование» и проповедовали тезис о том, что будто бы возможно как-то жить «вне политики», оставаясь «свободными внутри». Они всяко дистанцировались от образа русского интеллигента, но, тем не менее были носителями самого застарелого интеллигентского комплекса: ощущения родной страны как чужой, не принадлежащей тебе».

2.jpg

Вряд ли БГ сильно волнуется при появлении подобных текстов, хотя и говорит о том, что хотел бы свести к минимуму общение с прессой. Впрочем, вчерашним утром рок-гуру посетил одну из казанских радиостанций, где вежливо, но односложно отвечал на вопросы вроде: «А вы бы хотели, чтобы ваш сын стал музыкантом?» Кстати, вечером на концерте Гребенщиков признался, что читает нового Пелевина «прямо сейчас».

БОЛЬШЕ ВСЕГО ГОВОРИЛИ О ПЕСНЕ, КОТОРАЯ ТАК И НЕ ПРОЗВУЧАЛА

Статус «домашнего концерта» закреплялся оформлением сцены в концертном зале КСК КФУ. Симпатичные торшеры и комнатные растения, расставленные по ней, действительно, создавали необходимое ощущение «квартирника». Значительную часть задника сцены занимало изображение индуистской богини Сарасвати – покровительницы знаний и искусства, дань многолетним духовным поискам главного героя вечера.

Зал был переполнен - предсказуемый аншлаг (кстати, цена на билеты колебалась в диапазоне 800 - 3 тыс. рублей). Несмотря на то, что в афише значилось «Борис Гребенщиков», аккомпанировали маэстро соратники по «Аквариуму». Клавишник Борис Рубекин и перкуссионист «всея Руси» Олег «Шар» Шавкунов были узнаны сразу же. Гитарист Алексей Зубарев, как оказалось, тоже работал в «Аквариуме» в 90-х. Гуру был одет в черную рубашку и того же цвета джинсы, его туалет дополняли ярко-красный шейный платок и бандана с изображением черепа и костей, которая делала Гребенщикова похожим на благородного пирата, эдакого капитана Блада из любимых книжек Рафаэля Сабатини.

12.jpg

Квартет стартовал со знаменитой «Древнерусской тоски», строчка из которой, отличная от канонического варианта – «диверсанты ходят строем по Болотной и Тверской», прозвучала неожиданно для БГ остро и злободневно. Следующим номером программы был «Псалом 151» - одна из самых жестких песен «Аквариума» начала «нулевых». А затем Гребенщиков спел полузабытую композицию «8200» с альбома 1994 года «Кострома mon amour»: «Был бы я весел, если бы не ты, если бы не ты, моя Родина-мать». Продемонстрированный БГ в начале концерта не свойственный ему социальный пафос удивил. Промелькнула даже крамольная мысль, что с распадом «Аквариума» мы получили нового Гребенщикова – поэта и гражданина. Исполнение песни «Огонь Вавилона» только утвердило в подобной мысли. Но… нет.

Возможно, определив окружающую действительность как «Вавилон», музыкант сделал, в том числе и для слушателя, окончательные выводы относительно нее, не нуждающиеся в дополнениях и корректировке. Или же поступил подобно хитрому Пелевину, опубликовавшему до выхода в свет «Бэтман Аполло» несколько его маленьких кусочков в прессе, из-за чего публика решила, что роман посвящен массовым протестам в столице и не только в 2012 году. А книга оказалась… просто про любовь. Вот и БГ говорил со сцены, что все песни сочиняются только об этом прекрасном чувстве: «Ну, кроме «Аргентина – Ямайка, 5:0», хотя, возможно, и она тоже».

11.jpg

И понеслась душа в рай: «Сувлехиим Такац», «Нога судьбы», «Навигатор», «Гарсон №2». «Зимняя роза» - блестящий образец рок-поэзии от позднего Гребенщикова. Добавил юмора и неформальности происходящему старый фанат «Аквариума» из «поколения дворников и сторожей» в майке с надписью Lennon forever, в каждой паузе настойчиво требовавший исполнения знаменитой баллады «Аделаида». БГ мягко и удачно шутил в адрес экспрессивного зрителя, но «заказ» так и не выполнил.

ВЛАСТИ ХОТЯТ ВЕРНУТЬ «АТМОСФЕРУ СЧАСТЛИВОГО ДЕТСТВА»

В середине концерта состоялось заранее объявленное общение рок-гуру со своей «паствой». Интерактив состоял в том, что Гребенщиков отвечал на записки, которые по ходу представления зрители оставляли в специальной белой коробочке у сцены. Не сказать, что это была самая удачная часть вечера. БГ местами остроумно отвечал на самые различные вопросы: о Боге, о себе как «Русском Гэндальфе», творчестве, Адольфе Гитлере, Егоре Летове и возвращении звания Герой труда, сообщив, что некоторые хотят «вернуть атмосферу счастливого детства», для чего вводят старые-новые звания или вспоминают о нормах ГТО. Но фамилия «Путин» в этот вечер не прозвучала ни разу. И вообще, без музыки на сцене было как-то пустовато.

5.jpg

Несколько удивило поведение публики. Несмотря на все призывы БГ, во время первой части музыкального вечера почти никто не поднялся со своих кресел, но стоило наступить публицистическому антракту, как интеллигентная аудитория в больших количествах вдруг ринулась к сцене, впрочем, микрофон из рук главного героя никто не отбирал. Неизвестно, чего ждали от этого общения зрители – шуток в стиле КВН или пламенных речей политика-трибуна, но не было ни того, ни другого. Однако благоговейные взгляды публики БГ были обеспечены, они сопровождали каждый произнесенный им предлог или наречие. Музыкант нес свой «крест» рок-гуру с достоинством. А самый остроумный вопрос из зала звучал так: «Где же весна и велосипеды?»

А потом были «Иванов», «Не пей вина, Гертруда», «Серебро господа моего», «Максим-лесник». Но по-настоящему счастливым Гребенщиков выглядел только под занавес представления, когда, выйдя на «бис», обнаружил зал на ногах, после чего включил весь свой рок-н-рольный драйв и зажигательно исполнил старую вещь «Цветы Йошивары». БГ доказал тем самым, что ничто человеческое не чуждо даже тем, кто сидит на красивом холме между богиней Сарасвати и звездой Аделаидой.