КАЖДОЕ СЛОВО ЗАПИСЫВАЕТСЯ АНГЕЛОМ
Вчера в казанском «Гранд Отеле» собрались представители электронных мусульманских СМИ со всей России для того, чтобы определить правильные пути работы и подискутировать на волнующие темы. Рассматривался сам феномен существования исламской журналистики в интернет-пространстве. В зале собралось около 50 участников, не считая корреспондентов светских СМИ.
Принял участие в ней и исполняющий обязанности муфтия РТ Камиль Самигуллин. Он заявил, что электронные СМИ сегодня вытесняют традиционные. «Но в интернете очень много негатива, и мы должны бороться с этим, не должно быть лжи. Любое сказанное слово записывается ангелом, поэтому каждое слово должно быть проверено. Также необходимо проверять, от кого мы получаем информацию, поэтому нельзя сразу выводить ее в интернет», - сообщил он. Свое приветственное слово Самигуллин завершил, сказав о возможности создания ассоциации мусульманских электронных СМИ.
Из присутствующих участников конференции выделялся хазрат мечети «Сулейман» – Ильдар Баязитов. Как известно, он является основателем медиагруппы «Ислам info» (все началось с создания приходской газеты казанской мечети «Сулейман», в настоящее время медиагруппа объединяет газету общероссийского масштаба «Ислам info», информационное агентство Info Islam, службу знакомств для мусульман Nikahrt.ru, бесплатную рекламную газету «Восточный базар» и интернет-портал «ЗурКазан»). Он уточнил, что мусульманская журналистика показывает, как идет жизнь общества. «Есть те, кто пытаются писать об исламе, не владея темой, те, кто не живут в исламе. Мы не должны уподобляться желтой светской прессе. Поэтому надо тщательно проверять информацию», - провозгласил он. В этот момент почему-то вспомнились пропагандисты советских времен, которые также клеймили «продажную западную прессу». Впрочем, надо заметить, что в этот день многие спикеры грешили банальными призывами, как надо работать прессе. Видимо, склонность к публичному нравоучению – это одна из профессиональных «фишек» собравшихся.
Тему ответственности в журналистике продолжил заместитель и.о. муфтия Татарстана Рустам Батров, который отметил, что общество всегда является частью политического проекта, и задал вопрос: частью какого именно? Впрочем, вопрос остался без ответа, а Батров сообщил общеизвестную истину о том, что журналист должен обязательно знать свой предмет и быть профессионально компетентным.
КИБЕРМУСУЛЬМАНЕ
Темой, которая вызвала жаркую дискуссию на конференции, стала повсеместная информатизация и технологизация общества. О всеобщей виртуализации рассуждал главный редактор etatar.ru Ильшат Саетов, который напомнил, что значимость журналистов сегодня снижается из-за присутствия в сети блогеров. «Виртуальная реальность превращается в настоящую. У сети есть социализирующая функция, поэтому должны быть разработаны принципы. Возможно, надо разработать концепцию поведения мусульманина в сети. Есть и второстепенные функции: развлекательная, например (конкурсы в интернете)», - перечислил спикер. Из прикладных предложений он назвал создание приложения для поиска халяль-заведений общепита, а также халяльный файервол (фильтр для защиты компьютера – ред.), который бы автоматически отслеживал «плохие сайты».
Администратор сайта islam-today.ru Айдар Бикмухаметов в продолжение темы объявил, что социальные сети кроме положительного несут и негативный эффект, характеризуются вбросом слухов. «Социальные сети дают площадку для сектантов, маргиналов…» - охарактеризовал он аудиторию соцсетей и добавил, что, по статистике, 60% опрошенных (неясно, где, кем и когда) говорят, что им трудно уснуть, если они не проверили свои аккаунты в соцсетях.
Довольно занятным стало выступление Алмаза Абдрахманова - заместителя главного редактора по развитию islamnews.ru (Москва), который объявил, что сегодня общество находится на пороге зачатия Web 3.0. По его словам, к этому относятся приложения. «Предлагаю СМИ создавать приложения для операционных систем iOS и Android», - призвал он участников конференции. В ответ на выступление из зала посыпались вопросы о том, нет ли противоречия в том, что информация преобладает над человеком.
Абдрахманов ответил, что если технологии дают нам облегчение, то это нормально. «Сегодня удобнее говорить «зачекиниться», а не «пришел и оставил отзыв», поэтому в этом нет ничего странного», - сообщил он. Батров, вмешавшись в дискуссию, напомнил, что пока еще только начался процесс создания медийной личности, и задался вопросом, не случится ли так, что при Web 7.0 станет возможен трансгуманизм и «пересаживание» человеческого сознания в компьютер. В ответ на это Абдрахманов и Саетов, оперируя разными доказательствами, ответили, что трансгуманизма не будет.
БОГОСЛОВ В КАЖДОМ СМИ
В других докладах повторялась мысль о том, что для мусульманского журналиста важны прежде всего компетентность и достоверность фактов. Редактор некогда самого популярного мусульманского СМИ islam.ru Хаджи-Мурат Раджабов (Махачкала) уверял аудиторию в том, что любое интернет-издание, пишущее об исламе, должно иметь в своем штате богослова, и настаивал на том, чтобы люди не искали неверия там, где его нет. «Здесь собрались люди пера и клавиатуры, и у меня есть предложение. Существует много трудов исламских ученых, которые со временем портятся, стареют. Но у нас есть такое благо, как интернет, и я предлагаю сканировать и собирать книги в интернете», - сообщил он.
Наиль Гарипов из центра исламской культуры «Иман» вообще предложил убрать из интернета дискуссионную площадку. «На мой взгляд, спорить и дискутировать надо, но в интернете опасно создавать дискуссионную площадку. Не надо давать возможность публиковаться провокаторам. Вы ведь знаете, как бывает: новость в четыре строки, зато какие провокационные комментарии», - уточнил докладчик.
О бессистемности знаний об исламе в журналистике говорил и Рашид Исаев из darulfikr.ru (Москва). «Многие журналисты читают непонятно какие брошюры и на основе этого формируют свое видение об исламе. А затем поддаются соблазну и пишут статьи. Однако образованность журналиста можно определить именно по источникам», - рассказал он.
КОДЕКС ЖУРНАЛИСТА-МУСУЛЬМАНИНА
Тезисы, появившиеся на сегодня, обозначила Диляра Ахметова из dumrf.ru (Москва). «Активность мусульман в интернете необходима и важна, и она значительно выросла за последние годы. Сегодня приоритет за электронными СМИ, особенно на городских территориях, - отметила она. – Сегодня большую часть аудитории составляют люди извне, то есть те, которые переходят по ссылкам, а не непосредственно на сайт».
Завершая выступление, Ахметова отметила, что стоит пересмотреть Кодекс мусульманского журналиста, который предлагалось утвердить участникам к окончанию конференции. По ее словам, кодекс слишком мал по объему и практически ничем не отличается от закона о СМИ.
Отметим, что предлагаемый Кодекс состоит из 6 статей: духовно-нравственная ответственность мусульманского журналиста; социальная ответственность; правдивость и объективность; добросовестность, честность, уважение чести и достоинства личности; уважение общечеловеческих ценностей; профессиональная солидарность.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Раджабов отметил, что современное состояние исламской журналистики можно назвать динамично развивающимся, при этом растет поток людей, желающих писать на мусульманские темы. «Развитие исламской журналистики тесно связано с развитием интернет-технологий. В соцсетях каждый желающий может писать об исламе. Однако при росте количества иногда страдает качество. То, что пишет человек, он должен сверять с нормами ислама. Все статьи должны быть выверены и проверены, - рассказал он. – Надо, чтобы журналист писал в своей сфере и не брал на себя слишком большую ответственность».
СТРАХ РЕКЛАМОДАТЕЛЕЙ
На конференции был затронут и такой вопрос, как окупаемость исламских СМИ. Могут ли религиозные СМИ быть самоокупаемыми. Например, по данным разных источников, тот же проект Islam Today – чуть ли не кремлевский, то есть с бюджетным финансированием. Тем не менее Бикмухаметов в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» озвучил способы, которыми планируется вывести проект на окупаемость. «Мы работаем над тем, чтобы были рекламодатели. А на окупаемость планируем выйти с помощью нашего исламского интернет-магазина, где продаем книги и другие товары», - сообщил он.
Редактор islam.ru Раджабов отказался обсуждать окупаемость проекта. На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, является ли вообще исламская журналистика бизнесом, он тактично ушел от ответа: «Ислам охватывает все сферы жизни, и если говорить о бизнесе, у ислама есть своя позиция. Задача исламских журналистов – дать информацию бизнесменам, чтобы их деятельность соответствовала нормам шариата. Если исламские журналисты помогут бизнесменам правильно наладить какую-то производственную деятельность, они будут приносить пользу обществу».
Свой вариант окупаемости исламских СМИ-проектов озвучила Юлия Замалетдинова из журнала «Светлячок и его друзья» (Москва). «Проблема для исламских, да и вообще для всех СМИ – материальная сторона. Понятно, что рекламодатели не особо хотят идти в такие проекты. Мы придумали свою идею, которую уже внедряем: предложили нашим читателям взять на себя ответственность за определенную рубрику. Что интересно, финансированием помогают даже те люди, которые ни разу не держали в руках наш журнал. В итоге мы находим опекунов», - рассказала она.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 8
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.