АВТОМОБИЛИСТЫ ПОРОДНИЛИСЬ С АРТИЛЛЕРИСТАМИ

Похоже, установка ряда вооружений на единую колесную платформу, о чем уже несколько лет говорило руководство минобороны, становится действительностью. И КАМАЗ, судя по всему, имеет неплохие шансы стать поставщиком этой самой платформы.

Напомним, два года назад стало известно, что до 2020-го минобороны решило создать в вооруженных силах три типа бригад – тяжелые, средние и легкие. При этом средние планируется оснастить вооружением на колесной платформе: помимо систем ПВО ближнего и среднего радиуса действия, это средства радиоэлектронной борьбы, ствольная артиллерия, реактивные системы залпового огня и так далее. Главный довод - скорость. Основным кандидатом на создание платформы называли КАМАЗ.

И вот, как пишет газета «Известия», камазовская четырехосная платформа выбрана базой для новой 152-миллиметровой гаубицы, разработка которой проходит под шифром «Коалиция-СВ», применительно к колесному шасси – «Коалиция-СК-КШ». Испытания комплекса должны завершиться в 2015 году. Источник в минобороны рассказал «Известиям», что новая машина в первую очередь поступит в десантно-штурмовые и горные бригады, где требуется мобильность и высокая скорость передвижения по дорогам. А затем - в средние бригады.

Директор пресс-службы ОАО "КАМАЗ" Олег Афанасьев вчера подтвердил газете «БИЗНЕС Online» информацию «Известий» о выборе предприятия создателем колесной платформы для гаубицы. Он уточнил, что под проект выбран хорошо известный в армии "КАМАЗ-6560", на котором, например, устанавливается комплекс ПВО «Панцирь». Вместе с тем он не стал комментировать информацию о модели гаубицы. Также Афанасьев рассказал, что модернизация платформы под гаубицу была существенной. Опытный образец отправлен для монтажа на «Мотовилихинские заводы», которые и решат, как и когда представить конечный продукт широкой публике. Вопрос о том, будет ли ставиться на платформу 6560 и другое вооружение, пресс-служба автогиганта комментировать не стала.

СКОРОСТРЕЛЬНОСТЬ, НАДЕЖНОСТЬ, БОЕВАЯ ЖИВУЧЕСТЬ

Газета «БИЗНЕС Online» обратилась за разъяснениями и к специалистам головного разработчика системы - нижегородского ЦНИИ «Буревестник». Там сообщили, что знакомы с появившейся в СМИ информацией о камазовском шасси, но тема «Коалиция» секретна, поэтому подробности (характеристики, сроки, конкретные технические решения) не подлежат публичному обсуждению. Кстати, отметим, что «Буревестник» связан и с другими предприятиями РТ. Именно его специалисты спроектировали артиллерийскую установку А-190-01 для малых ракетных кораблей проекта «Буян-М» разработки ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро», вскоре ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» должен сдать два первых «Буяна-М».

Тем не менее что известно о новой самоходной артиллерийской установке (САУ)? И для чего она вообще нужна?

САУ предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники, фортификационных сооружений противника. Специфика действий - кратковременный высокоинтенсивный огонь со сменой огневой позиции. Время безопасного нахождения на одной позиции - до одной минуты. Перспективная САУ разрабатывается в рамках темы «Коалиция-СВ», сообщает авторитетный специализированный портал БТВТ.

Что особенного в «Коалиции-СВ»?

Прежде всего - спаренная артустановка. Стволы установлены один над другим. Такой подход дает повышение скорострельности, надежности (например, за счет уменьшения перегрева и износа канала ствола), боевой живучести (механизмы заряжения стволов работают независимо, при выходе из строя одного другой продолжит работу) и эффективности стрельбы. Она ведется поочередно из каждого ствола. Боекомплект - 70 выстрелов. Скорострельность превышает скорострельность существующих САУ в два раза и может составлять свыше 16 выстрелов в минуту. По огневой производительности это близко к реактивным системам залпового огня, и при этом сохраняется кучность нарезной ствольной системы. И что очень важно - габариты и масса установки, благодаря новым материалам, близки к одноствольным гаубицам.

Во-вторых, у новой САУ - полная механизация процессов загрузки боезапасов и заряжания орудия, наведения и восстановления наводки после выстрела. САУ оснащена системами спутниковой навигации, бортовой ЭВМ и эффективными системами отображения информации для экипажа (два человека), который находится в отдельной кабине.

ПРОТИВ ВРАГА, КОТОРЫЙ ПОЯВЛЯЕТСЯ ИЗ НИОТКУДА

Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать новость о «гибриде» «КАМАЗа» и «Коалиции» отраслевых экспертов.

Руслан Пухов – директор центра анализа стратегий и технологий:

- Есть такое общее место: «колесо лучше гусеницы», «унификация с гражданским «КАМАЗом», «удобно эксплуатировать» и так далее. Все эти аргументы хорошо изложены всеми теми, кто любит эти аргументы излагать. Однако остаются два небезынтересных момента.

Первый. Все-таки у нас инфраструктура несильно отличается от времен Второй мировой войны, когда еще активно использовали и лошадей, и верблюдов, и ослов. И колеса, пусть они сейчас и стали лучше, все равно ломаются, рвутся. Если посмотреть фотографии с Первой, да и со Второй чеченской войн, то мы увидим, в каком тяжелом состоянии пребывала колесная техника и как ее постоянно гусеничная техника «таскала». Словом, с нашим бездорожьем, с нашей отсталой инфраструктурой - все-таки гусеница. Гусеницы тоже ведь не стоят на месте, они уже не такие, как во времена Второй мировой. Поэтому здесь меня мучают смутные сомнения…

3.jpg
КАМАЗ предлагает свою платформу под целый ряд вооружений

Второй момент. Колесное шасси, грубо говоря, нужно, чтобы экспедиционным силам куда-то двигаться. А мы все-таки собираемся воевать (если доведется) в первую очередь на своей территории и не будем мы ни в Афган, ни в Мали идти. Нам бы свое отстоять - наши природные ресурсы, наших граждан защитить. И, собственно говоря, если тебе в первую очередь надо обороняться, а не наступать, тоже можно заранее гусеничную технику распределить, перебросить. То есть тоже преимущество колесных шасси не столь очевидно.

Игорь Коротченко – директор центра анализа мировой торговли оружием:

- КАМАЗ хочет диверсифицировать свой продуктовый ряд из чисто автомобильного транспорта в шасси для различного вида вооружений и претендует стать платформой для широкой гаммы военной техники. Перед нами, очевидно, первый шаг. Поэтому, думаю, эти заявления соответствуют действительности.

Думаю, работы по установке гаубицы на колесное шасси в первую очередь свидетельствуют о том, что мы ощущаем необходимость противодействия локальным угрозам на южном направлении. Учитывая, что фактически автомобильных дорог как таковых на тех пространствах нет, нам нужны эффективные средства для противодействия возможной экспансии талибов. Гаубица на колесной платформе - свидетельство того, что минобороны очень сильно обеспокоено угрозами на южных рубежах. Интенсификация этой работы показывает, что нам в первую очередь нужны мобильные средства, при помощи которых мы сможем быстро сконцентрировать артиллерийские ресурсы на том или ином направлении. Поэтому я не думаю, что это связано не с концепцией легких, средних и тяжелых бригад, а с новыми типами вооружений для отражения угроз. Да, при прежнем руководстве минобороны была концепция бригад, и ее сегодняшнее состояние мог бы прояснить генштаб. Но очевидно, что сегодня многие вещи пересматриваются, поэтому тяжело говорить, что осталось от этой концепции. Считаю, что работа по гаубице очень важна именно применительно к возможностям Южного и Центрального военных округов. Огневое воздействие по противнику, который может возникнуть совершенно из ниоткуда. А это экспансия талибов. Думаю, работа по гаубице на колесном шасси целиком завязана на эту угрозу.