ТИМОФЕЕВ В СПИСКЕ НЕ ЗНАЧИТСЯ

Прием заключенных колонии строгого режима №5, что в поселке Нижние Вязовые, накануне провела уполномоченный по правам человека в Татарстане Сария Сабурская. Корреспонденты газеты «БИЗНЕС Online», которые планировали посетить исправительное учреждение вместе с ней, неожиданно получили отказ от заместителя УФСИН России по РТ Радика Сафина. Напомним, в ноябре прошлого года в нашей газете вышел репортаж о быте колонии, в которую поместили экс-главу Верхнеуслонского района Александра Тимофеева. Выяснилось, что нынешний отказ в доступе на территорию зоны ведомство мотивировало тем, что журналисты в свой последний визит производили там видеосъемку, якобы несанкционированную.

Как объяснил пресс-секретарь ведомства Антон Шабардин, о запрете на видеосъемку заранее речи не шло, но появление видеороликов на сайте стало «неприятным сюрпризом». Так или иначе, нашему изданию все же удалось узнать последние новости из жизни заключенного Тимофеева. К слову, от встречи с уполномоченным по правам человека Александр Петрович отказался.

- У меня назначена встреча с 11 заключенными, - сообщила Сабурская газете «БИЗНЕС Online» накануне поездки. – Но Тимофеев в этом списке не значится. В любом случае он может подойти ко мне отдельно без предварительной записи.

Однако Тимофеев не подошел. Сария Харисовна не только провела прием заключенных, но и посетила местную библиотеку. По словам ее помощников, осужденный чиновник ей так и не встретился. По данным газеты «БИЗНЕС Online», Александр Петрович до сих пор находится в режиме облегченных условий содержания, куда его перевели буквально по прибытию в колонию. Тем, кто был удостоен этого статуса, особо значимых поблажек не делается, но велика цена одной из них – находящиеся в облегченных условиях осужденные могут подавать ходатайство на перевод в колонию-поселение, проведя на «облегченке» в строгом режиме 1/3 срока. То есть Тимофеев, которого суд приговорил к 4 годам, может просить о переводе уже будущей зимой. Как Александр Петрович попал на облегченные условия, которые назначаются осужденным за примерное поведение, когда минует не менее 2/3 срока, остается загадкой.

24179.jpg
Александр Тимофеев

Среди других заключенных мало кому известна точная должность, которую занимал Тимофеев на воле, поэтому все между собой называют его просто «депутатом». За эти полгода экс-глава Верхнеуслонского района несколько раз побывал в больничной камере и так и не начал полноценно работать ни на одном из местных производств, а в колонии можно трудиться на швейном и литейном производствах, на металлообработке, деревообработке.

«ОН ОТКАЗЫВАЕТСЯ СО ВСЕМИ ОБЩАТЬСЯ, ПРОСИТ ЕГО НЕ ТРОГАТЬ»

Отказ в доступе корреспондентам газеты «БИЗНЕС Online» на территорию колонии, возможно, и носит чисто «поучительный» характер, но интересно, что он произошел на фоне разговоров, которые активно муссируются в деловом сообществе Татарстана, о том, что Тимофеева периодически вывозят с территории колонии на некую дачу в Верхнеуслонском районе. Конечно, сложно допустить, что руководство исправительного учреждения поощряет подобное, но – если вам нечего скрывать – к чему препятствовать появлению прессы в Нижних Вязовых?

По словам члена ОНК РТ Владимира Рубашного, колонию строгого режима в поселке Нижние Вязовые он держит под особым контролем. В том числе и потому, что осенью туда поместили Тимофеева.

- Мы тщательно отслеживаем его присутствие в колонии, я лично видел его там два раза: в последний раз месяца полтора назад, - рассказал Рубашный. - Но он отказывается со всеми общаться, просит его не трогать. Сложно представить, что Тимофеев покидает территорию колонии – разве что его по ночам вывозят? Думаю, что руководство колонии понимает, что присутствие Тимофеева на територии колонии находится под повышенным контролем. В последний раз нам показывали его койку, бирку и его самого. Но его длительное отсутствие вызовет недовольство и непонимание других заключенных, это наверняка.

По словам Рубашного, в первый раз он встретился с Тимофеевым, когда тот находился в медсанчасти.

- Он объяснил свое нежелание общаться тем, что в конечном счете для него все имеет негативные последствия, дескать, общественные организации после встречи с ним дают комментарии журналистам, - продолжает Рубашный. - Он говорит, что этого не хочет, и считает, что мы всю информацию передаем СМИ. Поэтому Тимофеев ни с кем не желает общаться: ни с журналистами, ни с представителями УМК, ни с уполномоченными - хочет, чтобы его никто не трогал. Да, часто осужденные избегают обращения к нам из-за репрессивных мер со стороны администрации колонии. Мы их предупреждаем, что могут быть последствия. Если какая-то негативная информация исходит из уст осужденного, он одномоментно попадает в немилость администрации. С этим бороться невозможно. Такая практика существует, но я не думаю, что это имеет отношение к Тимофееву.

По мнению главы межрегиональной правозащитной ассоциации «Агора» Павла Чикова, Тимофеев не встретился с омбудсменом вовсе не потому, что опасается гипотетических репрессий со стороны руководства колонии.

- К нему приезжали и представители УМК, - рассказал Чиков. - Насколько я знаю, у него стойкая неприязнь к правозащитникам. Почему он отказался от встречи с Сабурской, сложно предположить. То, что он не встретился с Сабурской из-за каких-то опасений, это домыслы. А так, бывали разные случаи. Осужденные зависимы от администрации колонии, их воля ограничена. В случае с Тимофеевым, насколько я понимаю, вопрос открытый.