ВЗЫСКАТЬ МИЛЛИОН РУБЛЕЙ

Необычное дело, точнее дела, одно за другим рассматривались на днях в Арбитражном суде РТ – о взыскании грантов, выданных в рамках господдержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Истцом выступило министерство экономики РТ, ответчиками – организации, по тем или иным причинам не отчитавшиеся за полученные грантовые средства.

Первое судебное заседание (на нем побывал корреспондент «БИЗНЕС Online») оказалось уже вторым слушанием по делу о взыскании по ст.125 АПК РФ 1 млн. рублей гранта с некоего ООО «Лесторг» из Рыбной Слободы. На данное заседание (как и на первое случашие) ответчик не явился, впрочем, истец не возражал против рассмотрения дела в отсутствие ответчика. Судья Люция Фасхиева приобщила к материалам дела документы, предоставленные представителем истца, а именно – оригинал платежного поручения о перечислении ООО «Лесторг» гранта в 1 млн. рублей и выписку из лицевого счета из архива агентства инвестиционного развития РТ по данному грантополучателю.

Как пояснила представитель минэкономики Луиза Каримова, в 2009 году между комитетом по развитию малого и среднего предпринимательства РТ и ООО «Лесторг» был заключен договор о предоставлении гранта в размере 1 млн. рублей, и данные денежные средства ответчику были перечислены. Однако, получив миллион, рыбнослободский грантополучатель больше на связь не выходил.

«В течение указанного в договоре срока ответчик должен был реализовать проект на территории РТ и отчитаться о целевом расходовании бюджетных средств, а также о фактической реализации проекта. Срок предоставления отчетности истек, в связи с чем ответчику было направлено уведомление о расторжении договора с требованием вернуть полученные денежные средства. Однако ответчик на уведомление никак не отреагировал по сей день. То есть отчетности у нас нет, сведений о целевом расходовании полученных бюджетных средств также нет, – сообщила представитель истца. – В этой связи мы просим взыскать суд 1 миллион рублей в качестве суммы гранта».

Фасхиева поинтересовалась, не обращался ли ответчик с каким-либо заявлением в минэкономики после подачи иска, юрист министерства ответила отрицательно. Более того, Каримова пояснила, что они сами пытались всячески связаться с ответчиком, однако безуспешно.

Заслушав позицию истца и изучив все материалы дела, суд удалился на совещание. Через непродолжительное время судья озвучила решение по делу – взыскать с ООО «Лесторг» 1 млн. рублей гранта и 23 тыс. рублей госпошлины в доход бюджета РТ.

«СРОК БЫЛ УПУЩЕН»

В тот же день в Арбитражном суде РТ состоялись два слушания по аналогичным искам – в отношении ООО «Дрожжановские коммунальные сети» и сельскохозяйственного потребкооператива «Экооагрокам» (Нижнекамский район, с. Сухарево) о взыскании 300 тыс. рублей грантов с каждого.

Как рассказала газете «БИЗНЕС Online» Каримова, данные дела уже не первые, но одни из первых (по ее словам, самый первый иск такого рода был инициирован АИРом еще до указа о передаче «грантовых» дел в минэкономики и рассмотрен в суде в декабре 2012 года). И это только начало целой серии исков в отношении недобросовестных грантополучателей, среди которых есть и просто «забывчивые», и «без вести пропавшие».

- В настоящее время (минэкономики РТред.) инициировано порядка 50 дел о взыскании грантов, как правило, по 1 миллиону рублей, – сообщила Каримова корреспонденту «БИЗНЕС Online». – Это гранты 2009 - 2010 года, выданные еще комитетом по малому бизнесу, правопреемником которого стал АИР, а сегодня данные договора переданы минэкономики. Будут ли такие дела по грантам, выданным непосредственно АИРом (с июня 2011 года по сентябрь 2012 годаред.), мы еще не оценивали, нам поступают уже готовые дела для судебного производства. Нам нужно закрыть 2010 год, после чего мы подведем определенные итоги.

Юрист рассказала, что министерство предполагает столкнуться в ходе судебных разбирательств с тем, что за это время (с 2009 года) часть предприятий, получивших гранты, попросту закрылась либо обанкротилась. «Если компания признается банкротом, то там нужно вовремя включиться в реестр кредиторов. По одному из дел, которое я веду, в реестр нужно было включиться еще в начале 2011 года, когда этот вопрос был в ведении АИРа. Однако этого не было сделано, срок был пропущен по какой-то причине, мы сегодня ничего здесь сделать не можем», – призналась представитель минэкономики.

«ЕСТЬ И ТАКИЕ, КТО ПРОСТО ЗАБЫЛ ОТЧИТАТЬСЯ»

Тем не менее, по словам Каримовой, большинство грантополучателей все-таки отчитываются либо делают это после получения повестки в суд: «Есть и такие, кто просто забыл (о необходимости предоставить отчетред.). Суд – это крайняя мера. Мы пишем претензии, просим либо отчитаться, либо возврат осуществить, даем время. Но, к сожалению, не все реагируют, и приходится уже тогда выходить с исковым заявлением».

Юрист также прокомментировала дела в отношении ООО «Дрожжановские коммунальные сети» и сельскохозяйственного потребкооператива «Экоагрокам»:

- По одному из них – ПК «Экоагрокам» – у нас будет мировое соглашение, а второй – ДСК – должен был предоставить отчетность, посмотрим, что он принесет на заседание. Если все же суд вынесет решение о взыскании гранта, то, как и в случае с ООО «Лесторг», мы ждем месяц с момента вступления решения в законную силу, вдруг ответчик захочет его обжаловать. Затем мы получаем исполнительный лист и предъявляем его приставам.

Очередные судебные заседания по искам минэкономики РТ о взыскании грантов, по словам Каримовой, состоятся в июне этого года.

БЕЗАЛАБЕРНЫЕ ПОЛУЧАТЕЛИ

Примечательно, что в комментарии, полученном газетой «БИЗНЕС Online» от агентства инвестиционного развития РТ, подчеркивается, что именно АИР, а не минэкономики, инициировало иски против недобросовестных грантополучателей. Текст комментария, предоставленного пресс-службой АИРа, заслуживает того, чтобы привести его полностью:

- Иски по отношению к злостно нарушающим условия предоставления субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства инициировало агентство инвестиционного развития Республики Татарстан, а не министерство экономики. Министерство участвует в 108 судебных процессах, поданным в Арбитражный суд РТ и подготовленным агентством исковым заявлениям в качестве его правопреемника. Это подтверждается актом приема-передачи документов и материалов от 11 декабря 2012 года №1 и определениями Арбитражного суда РТ. Условием оказания поддержки являлось предоставление отчета о фактической реализации проекта через год с момента фактического предоставления государственной поддержки и сдачи налоговой отчетности за данный период.

По программе «Лизинг-грант» оборудование поступало к субъектам малого и среднего предпринимательства, как правило, в срок от трех месяцев до года с момента принятия решения о предоставлении поддержки, и соответственно, изменялся срок предоставления отчетности. Многие субъекты малого и среднего предпринимательства используют в соответствии с Налоговым кодексом РФ специальные налоговые режимы – «единый сельскохозяйственный налог», «упрощенку», ЕНВД, предусматривающие в том числе возможность предоставлять налоговую отчетность раз в год. Из совокупности обстоятельств и складывается срок предоставления отчетности.

Контроль за реализацией проектов осуществлялся путем проведения выездных проверок и информационного обмена с соответствующими муниципальными органами власти. В случае, если субъект малого и среднего предпринимательства просрочил срок предоставления отчетности, ему направлялось уведомление о необходимости предоставления отчетности в месячный срок. Если отчетность не предоставлялась, то договор о предоставлении гранта с субъектом малого и среднего предпринимательства расторгался путем направления уведомления. Срок добровольного возврата гранта составляет один месяц. Только после соблюдения всех процедур возникает юридически обоснованная возможность подготовить документы для обращения в суд с иском о взыскании суммы гранта. Учитывая вышеизложенное, агентством, как правопреемником комитета по развитию малого и среднего предпринимательства РТ, в 2011 году начата работа по судебному взысканию с «недобросовестных» предпринимателей сумм предоставленных грантов. Следует отметить определенную «безалаберность» получателей грантов – часть СМСП предоставляет отчетность о надлежащем использовании гранта только в суд.

«У НАС УЖЕ 50 ЗАЯВИТЕЛЕЙ ЗАЯВЛЯЮТ, ЧТО У НИХ ОТКЛОНЕНИЕ БОЛЕЕ 25 ПРОЦЕНТОВ»

Напомним, что в 2009 - 2010 годах комитет по поддержке малого и среднего предпринимательства, возглавляемый тогда Тимуром Шагивалеевым, бодро рапортовал о выделенных грантах. Так, только по «Лизинг-гранту» в 2009 году было выделено 313 млн. рублей, деньги получили 750 компаний, в 2010 году лимит программы уже был 631 млн. рублей. Но с «Лизинг-грантом» в целом дисциплины было побольше: комитет оплачивал счета лизинговых компаний, и проблемы были связаны в большей степени с неплатежами по лизингу, чем по отчетности.

Другая картина была с грантами, которые выдавались в виде «живых» денег. Так, в 2011 году Счетная палата РТ опубликовала результаты проверок по грантам правительства РТ 2008 - 2009 годов на поддержку начинающих субъектов малого предпринимательства в приоритетных отраслях промышленности и на поддержку начинающих субъектов малого и среднего предпринимательства в муниципальных образованиях с высоким уровнем безработицы. Гранты победителям составили по 1 млн. рублей, а также по 300 тыс. рублей и 100 тыс. рублей соответственно. Условия этих грантов предусматривали ежеквартальную и годовую отчетность предпринимателей. Однако к началу 2010 года отчеты о целевом использовании средств по грантам представили только 12 из 137 получателей (бизнес-проекты в приоритетных отраслях) и 32 из 601 получателя (бизнес-проекты в муниципальных образованиях с высокой безработицей)…

Вопрос об ужесточении ответственности за нецелевое использование грантов уже не раз поднимался на разных уровнях. В частности, буквально за неделю до подписания президентом РТ Рустамом Миннихановым указа о передаче «грантовой» поддержки от АИРа минкэкономики РТ руководитель АИР Линар Якупов на координационном совете по вопросам развития малого и среднего бизнеса РТ заявил, что 902 грантополучателя не отчитались за полученные бюджетные деньги. Очевидно, что в этих 9 сотнях «сидят» еще гранты комитета по МСБ, а данную статистику Якупов привел в доказательство слабой эффективности «прямой раздачи денег» МСБ. Однако тогда у членов совета возникло много вопросов, в частности, Павел Сигал предложил составить сводную таблицу результатов реализации проектов на грантовые средства и опубликовать ее. Через неделю полномочия по субсидированию малого бизнеса в очередной раз передали – от АИРа к минэкономики РТ, и идея с таблицей повисла в воздухе…

ТЕ, КТО НЕ ПРОШЕЛ ПО СОЦБИЗНЕСУ, ПРОЙДУТ ПО ИННОВАЦИЯМ?

О том, как перекрыть лазейки для мошенников, но при этом не дискредитировать саму идею грантовой поддержки малого бизнеса, говорилось и на заседании экспертного совета в минэкономики РТ, созванном накануне майских праздников для обсуждения поправок в проект постановления кабинета министров РТ о новом порядке предоставления субсидий. В частности, жаркие споры вызвали предложения ввести понятие «нецелевое использование средств» в случае, когда есть расхождения с приобретаемым оборудованием и заявленной в бизнес-плане продукцией, расширить риски либо вообще убрать требования по выполнению финансовых показателей. Последнюю поправку по рискам в итоге не приняли. Как заявил начальник департамента поддержки предпринимательства минэкономики РТ, замминистра Рустем Сибгатуллин, у них уже 50 заявителей заявляют, что у них отклонение по показателям более 25%: «Мы вынуждены обращаться в суд, изымать средства, хотя должны помогать. Дурацкое положение!»

Вместе с тем Сибгатуллин напомнил, что программы финансовой поддержки малого бизнеса министерства экономического развития на 2013 год предусматривают выделение субсидий на компенсацию уже понесенных затрат, будь то покупка оборудования (если это начинающий бизнес, то заявитель обязан внести авансовый лизинговый платежред.), производственной недвижимости, платежей по кредиту на модернизацию производства и т.п. То есть не просто «раздача денег».

За одним исключением – в программе «Инновации» предоставляется грант на реализацию бизнес-плана. Именно здесь, по мнению члена экспертного совета минэкономики РТ, руководителя консалтинговой компании «Брокер Финанс» Рената Дусаева, кроется лазейка для возможных недобросовестных интересов. Как отметил Дусаев в ходе обсуждения проекта нового порядка предоставления субсидий, в рамках программы «Инновации» предприниматель, как и в случае с «Соцбизнесом», получает деньги под свой бизнес-план: «При этом общеизвестно, что из 100 инновационных бизнесов только один становится прибыльным». Один из членов совета добавил, что, мол, те, кто по «соцбизнесу» не прошел, пройдут по инновациям.

Однако, по мнению помощника министра экономики РТ Натальи Таркаевой, получить грант по направлению «Инновации» сложнее, чем по «Социальному бизнесу», поскольку в первом случае выставлены достаточно жесткие требования к документам (в частности, здесь потребуется приложить патент ред.). «Если в соцбизнес шли по принципу «а что бы нам денег не получить?» – там достаточно было сделать себе новый субъект малого бизнеса, набрать социально незащищенные слои населения, то вот патент на изобретение на раз сделать… Либо это должен быть какой-то очень масштабный сговор, либо очень масштабные подделки», – уверена Таркаева.

«НИКТО НЕ ВЕРИЛ, ЧТО МЫ ПОЙДЕМ В СУД. ТЕПЕРЬ ТАКОЕ ВРЕМЯ НАСТАЛО!»

Эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что, с одной стороны, взыскать гранты в судебном порядке – дело малоперспективное, с другой – властям следует сделать выводы из этой истории.

Наталья Таркаева – помощник министра экономики РТ:

- Каждое дело (по искам минэкономики к грантополучателямред.) нужно смотреть отдельно. Во-первых, ситуация зависит от самого типа программы. Если ответчик проходил по программе «Лизинг-грант», то здесь не может идти речь о нецелевом использовании, поскольку грант выдавался только на компенсацию уже понесенных затрат. Если мы говорим о «Социальном бизнесе», то там давали деньги – в 2009 году такого рода программы тоже были. Это по большей части деньги, которые были выделены в конце 2009 года. Пока все это организовывалось, времени много проходило…

Во-вторых, у грантополучателей есть достаточно длительный срок отчетности. Они обязаны отчитываться в течение трех лет с момента получения гранта ежеквартально. Были и те, кто какое-время отчитывался, потом перестал. Но сказать, что повсеместно не предоставлялась отчетность, будет неправильным. Да, есть предприниматели, которых сейчас найти невозможно. Некоторые начали отчитываться, когда получили повестку в суд, соответственно, такие дела прекращались.

У министерства нет такой принципиальной цели – забрать деньги назад. Предположим, забыли, ошиблись, не поняли, что нужно отчитываться ежеквартально, даже если лизинговые платежи выплатили. Разные бывают ситуации, и огульно назвать недобросовестными всех грантополучателей, которые не предоставили отчетность, было бы неверно. Действительно, ранее с исками о взыскании грантов мы не обращались – проводилась адресная работа с предпринимателями, им звонили, просили предоставить отчетность. Потом, поскольку много было проблем с отчетностью, даже пытались вводить в документацию пункт об ответственности за завышение показателей в бизнес-планах.

Суд – это крайняя мера взыскания бюджетных средств. Однако же никто не верил, что будет взыскание через суд. Вот теперь это время настало.

Тимур Сабитов – директор департамента юридического агентства "ЮНЭКС":

- Думаю, что взыскание бюджетных средств будет достаточно длительным и трудоемким процессом, при этом в большинстве случаев – безрезультатным. При этом к возможным сложностям при возврате денег можно отнести отсутствие средств у грантополучателей или же их ликвидацию.

Действующее законодательство при ликвидации предприятия предусматривает обязательное размещение соответствующих публикаций в СМИ. При соблюдении данного требования у налоговой нет оснований отказать во внесении записи о прекращении деятельности хозяйствующего субъекта. Поэтому не исключен вариант, что компания-получатель гранта в настоящее время не существует.

Конечно, министерство экономики РТ может оспорить ликвидацию должника, доказав, что ликвидируемому обществу было известно об имеющихся обязательствах, однако оно не известило госорган надлежащим образом. Между тем, даже если предприятие будет восстановлено как действующее, это не будет гарантией возврата денег. Разумеется, если у компаний-получателей грантов имеются денежные средства на счетах, а также какое-либо имущество, то на них может быть обращено взыскание. Однако есть большие сомнения в наличии у недобросовестных получателей хоть каких-то активов. Поэтому предпринятые действия по возврату полученных грантов через исполнительное производство бесперспективны.

Тимур Аюпов – руководитель комитета по информационным технологиям ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

- Однозначно нужно усиливать ответственность грантополучателей, бороться с теми, кто незаконно присваивает бюджетные средства. Я, конечно, не юрист, но уверен, что необходимо поставить условие: если не отчитались, грант должен быть возвращен. Причем отчитаться необходимо именно по эффективности использования бюджетных средств, смотреть исполнение самого проекта, итоговый результат. Конечно, выезжать на места и проверять каждого грантополучателя очень тяжело. Мошенники всегда будут искать способы нечестного обогащения. «Социальный бизнес» отменили, значит, будут идти на какие-то другие гранты.

В минэкономики правильно сделали, обратившись в суд. Это даже не устрашение, это нормальная реакция на грабеж государства! Возможно, эти деньги могли кому-то другому передать, кто пополнил бы бюджет Татарстана, а тут вот мошенникам они достались. Надеюсь, теперь таких меньше будет.

Справка

Сельскохозяйственный потребительский снабженческо-сбытовой кооператив "ЭКОАГРОКАМ", Нижнекамский район, с Сухарево. Основные виды деятельности – животноводство, растениеводство. Учредители – Асхат Гимадиев, Наиль Муллин, Владимир Аппаков, Илнур Зайнуллин, Сергей Брусов.

ООО "Лесторг", рп Рыбная Слобода. Основные виды деятельности – лесозаготовка, деревообработка. Уставный капитал – 10 тыс. рублей. Учредитель – Раис Хайбрахманов.

ООО "Дрожжановские коммунальные сети", рп, Дрожжаное. Уставный капитал – 10 тыс. рублей. 100-процентный собственник – Рамиль Хафизов.