ПРИЧИНА ПЕРВАЯ. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ХУЛИГАНСТВО

«Школа драматического актера» Анатолия Васильева, о чьих спектаклях мир спорит до хрипоты, приезжает в Казань впервые. Они почетные гости нашего феста. Более того, «Пушкинский утренник», который привозит труппа, до сих пор видели москвичи и европейцы, но он ни разу не выезжал ни в один российский город, для Казани сделано исключение. Васильев определил жанр постановки как урок и работал над ним два года, вводя актеров в стихию лирики «солнца русской поэзии». Но актеры так зажигательно читают Пушкина, так импровизируют, что критика давно уже окрестила это детище Васильева эстетическим хулиганством. Впрочем, театроведы в данном случае благосклонны: Пушкин ведь был отнюдь не паинька.

ПРИЧИНА ВТОРАЯ. АНТИЧНЫЕ СТРАСТИ С ЯКУТСКИМ АКЦЕНТОМ

Народная артистка СССР, певица с уникальным голосом, поражающая и завораживающая публику горловым пением, шаманящая на своих выступлениях Степанида Борисова привозит в Казань моноспектакль «Медея». Тот, кто хорошо помнит античную трагедию, естественно, ждет спектакль с удвоенным интересом: история обезумевшей Медеи из-за ревности к Язону, убивающей их общих детей – как это будет совмещаться с той эстетикой, в которой работает «великая Стеша» – Степанида Борисова? Впрочем, у Борисовой такой уровень темперамента и такая индивидуальность, что античная трагедия ей по плечу.

ПРИЧИНА ТРЕТЬЯ. БРЕХТ ИЗ НЕФТЯНОГО КРАЯ

Театр из Альметьевска привозит спектакль по пьесе Бертольда Брехта «Мещанская свадьба», спектакль поставил режиссер из Санкт-Петербурга Искандер Сакаев. Пару лет назад его сказка «Ашик-кериб», так же поставленная в Альметьевске, стала главной сенсацией сезона в Татарстане. Сакаев – мастер не просто острой формы, гротеска. Кажется, он может слепить из актеров все, что ему только захочется. Вряд ли «Мещанская свадьба» еще раз приедет в Казань, так что «Науруз» – это единственный шанс увидеть уникальную постановку, которая с высокой долей вероятности в этом году будет номинироваться на высшую российскую театральную награду «Золотую маску».

ПРИЧИНА ЧЕТВЕРТАЯ. ТАЙНЫ НОРВЕЖСКИХ ФЬОРДОВ

Еще один спектакль, который наверняка будет номинирован на «Золотую маску», – это постановка Фарида Бикчантаева, взявшего в работу пьесу норвежского драматурга Йона Фоссе «Однажды летним днем». Нигде, кроме Камаловского театра, эта пьеса не идет. Тонкость Фоссе, его игра на полутонах совпали с тончайшей акварельной режиссерской проработкой Бикчантаева. Публике предлагается новая форма, новый сценический язык, всего этого в татарском театре еще не было. В этом смысле «Однажды летним днем» – это прорыв, это национальный театр в его лучшем воплощении, когда он становится общечеловеческим. Жаль, спектакль не часто стоит в репертуаре, так что «Науруз» – хороший повод прочесть месседж режиссера и драматурга.

ПРИЧИНА ПЯТАЯ. РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА ЗАГОВОРЯТ ПО-ХАКАССКИ

«Остров Небесных Сетей» Хакасского театра драмы и этнической музыки «Читиген» может стать одной из сенсаций фестиваля. «Остров Небесных Сетей» – постановка поэтической драмы японского писателя-драматурга Тикамацу Мондзаэмон «Самоубийство влюбленных на Острове Небесных Сетей».

Пьеса была написана под впечатлением от реальных событий, произошедших в XVII веке на острове Омэдзими в Японии. Это история о влюбленных Дзихее и Кохару, японских Ромео и Джульетте. Героям японской трагедии не позволила быть вместе принадлежность к разным сословиям: Дзихея был торговцем бумагой, а Кохару – гетерой, наложницей «дома любви». Спектакль неспешно рассказывает о том, как случилось самоубийство влюбленных на «Острове Небесных сетей». По мнению критики, это «яркое зрелищно-постановочное действо с четко выстроенным ритмическим рисунком, с выразительной актерской манерой исполнения, пластикой, своеобычным музыкальным оформлением, в котором в хакасский мелодический рисунок органично вкраплены, звучат отголосками мотивы японской музыки».

ПРИЧИНА ШЕСТАЯ. ВЫРАСТИМ ТЕАТРАЛОВ

Обычно театральные фестивали учитывают интересы взрослой аудитории. В этом случае «Науруз» – приятное исключение. У него обширная детская программа, куда можно отправится всей семьей. Дети увидят мюзикл «Коза и Овца» Габдуллы Тукая (инсценировка Г. Рахима) Татарского государственного театра кукол «Экият», спектакль-игру «Посиделки» Набережночелнинского государственного театра кукол Р. Сахабутдинова, спектакль-легенду по мотивам казахского фольклора «Отпусти поводья и лети…» Актюбинского областного театра кукол «Алакай», сказку «Аминбек» Башкирского государственного театра кукол. Наверняка и взрослым, и детям будет интересна сказка-притча «Здравствуй, Белый Пароход, это я!» по произведению Чингиза Айтматова Северо-Казахстанского областного театра кукол.

ПРИЧИНА СЕДЬМАЯ. ВСЕ ФЛАГИ…

7 театров из Татарстана, 19 из регионов России, театры из Турции и стран СНГ – вот афиша «Науруза-2013». В течение пяти дней можно познакомиться с палитрой театров тюркоязычной группы. Подобная возможность представится еще только через два года. Кстати, билеты на спектакли «Науруза» более чем доступны, их стоимость варьируется от 150 рублей и немного выше.