460-РјРёРЅРёРЅ.jpg
Виктор Минин

ДЕФИЦИТ ЛЕГИТИМНОСТИ

Через два-три года России, как и всему миру, придется проходить через сложный период нового политико-экономического кризиса. Власти страны опасаются проводить в это время очередной выборный цикл – слишком велика угроза потери управляемости. Именно с этим обстоятельством связано решение мэра Москвы пойти на досрочные выборы, подтвердив свою легитимность на следующие пять лет в относительно комфортных условиях. Стоит ли Рустаму Минниханову воспользоваться этой же схемой и стать всенародно избранным президентом (напомним, что в прошлый раз его назначил на это пост своим решением президент России) – ответ на этот вопрос не такой уж и очевидный. С одной стороны, это повысит его легитимность и даст больше возможностей принимать жесткие управленческие решения в кризисной ситуации. С другой стороны, эффект от выигранных выборов в виде повышенной лояльности избирателей, как правило, заканчивается через два года, то есть как раз к дате окончания его действующего сейчас срока президентских полномочий.

В отличие от Москвы, в Татарстане досрочные выборы могут иметь негативные последствия для Минниханова. Народ может увидеть в этом маневре какую-то искусственность и манипулятивность. Это в их сознании будет говорить о слабости лидера, а не о его силе, об исчерпанности прежних технологий удержания власти, об исчерпанности прежней стратегии.

460-897.jpg
(фото: kremlin.ru)

Это очень опасно на фоне развития негативных тенденций в экономике. В России идет процесс сворачивания производства. Даже наш природный газ в таких объемах уже не нужен ни Европе, ни Китаю. Скоро нас заставят ездить на газовых автомобилях, чтобы хоть как-то сохранить уровень реализации газа. Все это приведет к снижению покупательской способности населения. Путин, как может, тормозит это – повышает пенсии, налоги и прочее. Он снижает скорость приближения к коллапсу, но остановить его окончательно ему не под силу. И никто в мире это не сможет сделать. За оставшееся время надо успеть перейти на новые рельсы, выработать новые правила жизни, отвечающие новым требованиям.

ИДЕОЛОГИИ НЕТ, ДЕНЬГИ КОНЧИЛИСЬ, СТРАХ ПОТЕРЯН. КАК УПРАВЛЯТЬ МИРОМ?

Объективная причина надвигающегося мирового кризиса заключается в смене типа сознания людей и модели управления миром. Как известно, мир управляется тремя способами: либо идеологией (правилами жизни, принятыми добровольно большинством населения), либо деньгами, либо страхом. Эпоха управления с помощью идеологий исчерпала себя. Коммунистическая идеология была погребена под развалинами СССР в 1991 году. А западная капиталистическая идеология умерла в 2001 году во время падения башен-близнецов всемирного торгового центра в Нью-Йорке.

Экономический кризис привел к тому, что деньги также перестают выполнять функцию управления миром. Сейчас Запад переходит на систему управления через страх, через теракты, а остальной мир – через голод. Но для России эта модель управления не работает. Нас ничем не напугаешь, у нас уже выработался иммунитет к революциям, перестройкам, кризисам. Для нас ничего нового в этом нет. Таким образом, все ранее действующие системы управления стали бессмысленными. Вот такая у нас особенность момента.

Хотим мы или нет, но на планете Земля будут меняться правила жизни, просто такой космический цикл новый начался. Изменения будут происходить не в один день, через трансформацию, а не через войну или революцию.

Практически наступил конец света – старый мир умер, а новый еще только рождается. Старые правила не действуют, а новых еще нет, они не сформулированы и не приняты большинством.

ТАТАРСТАНСКАЯ ЭЛИТА ГОТОВА К НОВЫМ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИМ ПРОЕКТАМ

Весь мир ищет новые правила жизни. Предназначение России, ее миссия – сформулировать новые правила жизни для мира, найти равновесие между материальным и духовным, между женским и мужским началами, гармонию между национальным и рациональным. И в этом ключевая роль может принадлежать татарстанской элите, которая доказала свою способность ставить и решать геополитические задачи.

Чем же отличается татарстанская элита? Что в ней такого особенного?

Дело в том, что в Татарстане с самого начала перестройки, и даже ранее, элита не менялась. Она хорошо образована, один Казанский госуниверситет чего стоит. Татарстан не упал так низко в экономическом отношении, как многие другие регионы. Поэтому часть энергии и времени можно было посвятить семье и детям, дать им достойное образование. Смена лидера в Татарстане не привела к жесткой смене элит. Сейчас Минниханов мягко меняет шаймиевскую элиту, но он меняет их не потому, что они «шаймиевские», а потому, придерживаются устаревшей, неконкурентной сейчас модели. Они плохо ориентируются в современных экономических реалиях, не способны проявлять инициативу и, может быть, чересчур политизированы.

Как бы это ни было прискорбно, сейчас у русского народа вся жизненная энергия направлена на внутреннюю борьбу, внутреннюю трансформацию. А тюркские народы, и в первую очередь татары, проходят эпоху пассионарности. У них часть жизненной энергии свободна. Запад пытался эту лишнюю энергию канализировать в сепаратизм. Но татары хитрые – они свою энергию конвертировали в некие особые экономические и политические отношения с Москвой. Поэтому и уровень жизни сохранился более высокий, по сравнению с другими регионами. Часть энергии осталось на саморазвитие, а не на выживание, на добывание еды, как в других регионах в середине 90-х годов. За это низкий поклон Шаймиеву.

Особый тюркский тип сознания, особая картина мира позволяют татарам выходить за пределы личных шкурных интересов и отстаивать интересы республики. Когда Татарстан отказался идти по пути Чечни, татары доказали, что они могут ставить цели федерального, евразийского уровня. Татары способны на различные геополитические проекты. Не зря же почти половина правительства Москвы – татары.

ТАТАРСТАН – САКРАЛЬНОЕ МЕСТО РОССИИ

На мой взгляд, Татарстану суждено быть или точкой мегасборки, или точкой демонтажа России. Под Татарстан заложена бомба, взрывчатой смесью которой могут выступить межнациональные и межконфессиональные отношения. Ваххабитское подполье пытается взболтать эту смесь и инициализировать реакцию, которая бы привела к взрыву. Поэтому так важно сохранить управляемость ситуации в республике.

Сейчас Минниханов стоит на развилке и выбирает между путем турецкого премьер-министра Эрдогана и египетского Мубарака. Он слушает своих помощников (неважно, штатных или нештатных), получивших в том числе образование на Западе. Но у либеральных идей есть свои пределы, потому что народ будет нищать. Слушать своих националистов и сепаратистов – это приведет к конфликту с федеральным центром. Поэтому Минниханов ждет новой стратегии развития идеологии от Путина, а Путин ждет подсказок от регионов прежде всего таких развитых, как Татарстан.

ЛОВУШКА ДЛЯ МИННИХАНОВА

Экономисты оперируют материальным миром, говорят о смене технологических укладов. Но они забывают, что жизнь в первую очередь меняет тип сознания масс. Меняются цели, ценности, меняется картина мира. Затем вырабатывается новая идеология, правила жизни, приемлемые для большинства населения. Затем политика законодательно закрепляет идеологию. И уже после политики идет экономика.

Ловушка для Минниханова заключается в том, что он пытается искать выход в развитии промышленных технологий и информационных инноваций. Попытки найти новые смыслы цивилизации в сугубо в технологических сферах заранее обречены на неудачу. Надо искать инновации в когнитивной сфере, в психике самого человека. Если бы Татарстан сейчас поставил для себя приоритет искать инновации в области человеческих отношений, идеологии, в области новых систем управления, в области экономики – это было бы настоящим прорывом.

НАЗАД, В ОБЩИНУ?

Я уверен, что этот потенциал можно развить через возрождение старой татарско-русской общины на новом, современном технологическом уровне, а в экономике заняться внедрением новых форм ведения хозяйства на базе старых дореволюционных артелей. Сейчас продукт труда принадлежит хозяину, учредителю. И татарам, и русским, и евреям, и чукчам нужна форма, при которой продукт труда бы принадлежал тому, кто производит. Этот продукт производитель дарит или эквивалентно обменивает. Богатство нигде не накапливается, а на противоположном полюсе не накапливается бедность. Точно также и система управления должна измениться, когда власть напрямую имеет обратную связь с народом, когда это одно целое общество. Система управления должна быть в виде шара, а не пирамиды, как сейчас. Нечто вроде вертикали в сочетании с распределенной системой взаимоотношений.

Сюда же должна входить новая система образования и воспитания. Будут спрашивать:

- Кто твоя жена?

- Воспитательница в детском садике!

- Ах! Как круто!

- А твоя?

- Учительница в школе!

- Вот это да!

И это ведь уже было! Это не пустые фантазии. Моя мама была школьной учительницей, до сих пор она уважаемый человек, идет по рынку, все ей кланяются, здороваются – и бывшие ученики, и родители.

ТЕХНОЛОГИИ НЕ ДЕЛАЮТ ЧЕЛОВЕКА СВОБОДНЕЕ

Раньше наши прадеды могли на лошади пахать землю, женщины рожали по 10 - 12 детей, все были сыты и здоровы. Сейчас при современных технологиях мужики и бабы работают с утра до ночи, суетятся, а толку мало. Еще Маркс говорил, что свобода человека определяется наличием у него свободного времени. С этой точки зрения современный человек менее свободен, чем наши предки. В идеале человек должен 8 часов работать, 8 часов оставлять для собственного развития, для общения с семьей и друзьями и еще 8 часов – на сон. Американцы когда-то подсчитали: если честно делить заработанное между теми, кто его произвел, не оставлять прибыль тем, кто компанию зарегистрировал, то достаточно работать всего 20 минут в день! Представляете, насколько человек сейчас может быть свободен!

Те люди, которые первыми поменяли свое сознание на адекватное новым условиям жизни, уже внедряют новые технологии в экономике, в политике, в сознании и т.д. Я думаю, что такие люди могут родиться и в Татарстане. И даже в большей степени, чем в Москве. Москва – это черная дыра, она играет по старым правилам и все пожирает, то время как Казань становится интеллектуально-духовным центром. Культивирование здесь «мягкого», неэкстремистского ислама, православия вкупе с другими мировыми религиями позволяет иметь нематериалистическую универсальную картину мира, вбирающую в себя все пути к Единому.

Целью политики и экономики должно стать развитие человека. И тогда это не будет выбор между путем Мубарака и Эрдогана. Тогда Минниханову и досрочные выборы не нужны будут, о которых меня спросили корреспонденты «БИЗНЕС Online», что и стало толчком к написанию данного текста.

Виктор Минин

Справка

Виктор Минин – генеральный директор центра регионального развития Москва, депутат Верховного Совета СССР, заместитель председателя комиссии Верховного Совета СССР по разработке концепции национальной безопасности.

Бывший помощник руководителя аппарата президента РФ Егорова. Профессиональный политтехнолог.

Принимал участие в ликвидации почти всех региональных конфликтов 90-х годов. Участвовал в выборах губернаторов и мэров городов (Ростовская область, Краснодарский и Ставропольский края, Татарстан, Московская область, Сочи, Севастополь, Махачкала). Не состоит в движениях или партиях. Член совета общества социальных технологов (ведущие специалисты в области избирательных технологий и политконсалтинга).