Рустам Минниханов открыл вчера совещание актива республики шуткой, напомнив, что в большинстве районов в субботу прошел Сабантуй, президент намекнул, что участникам заседания ранним воскресным утром может быть и нелегко: «Кто-то сегодня трезвый, кто-то пьяный». Впрочем, философский подход к воскресному совещанию не помешал провести его в оперативном режиме с обсуждением всех проблем, скопившихся за предыдущую неделю

Первый докладчик – начальник управления, строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства кабинета министров РТ Ильдар Сибгатуллин кратко доложил о том, как реализуются республиканские программы. Так, по словам Сибгатуллина, работы по программе капремонта начаты на 821 из 823 домов во всем 41 муниципальном образовании. По состоянию на 6 июня выполнено работ на общую сумму 2 млрд. 577 млн. рублей, что составляет 55% от лимита на год. Населением перечислены 800 млн. рублей из 910 млн. запланированных. При этом, как отметил докладчик, в Муслюмовском районе перечислений средств на капремонт в управляющие компании вообще не производилось. По программе капремонта школ 167 объектов в работе, за исключением четырех районов.

Причем, как отметил общий тренд по капремонту школ Сибгатуллин, «необходимо было использовать апрель-май для подготовки материалов и массово приступить к работам уже с июня, пока массовости нет».

Президент, вглядываясь в слайды, где красовались отстающие в сезонных работах районы, поинтересовался, с чем связан столь низкий уровень?

– Одна из причин – у подрядчиков деньги закончились, они не могут сдавать акты выполненных работ, только два процента сдали, а без актов перечисления средств не будет. Это связано с регистрацией сделок, материалы были закуплены на ЭТИС в начале года, когда еще не работала «система четыре расхода». А сейчас какие-то проблемы с регистрацией, – пояснил Сибгатуллин.

– Геллер, в чем проблема? – поинтересовался Минниханов у главы агентства госзаказа Якова Геллера. – Если проблема с регистрацией, давайте учебу проведем.

2.jpg
Яков Геллер: «Там, где работают, проблем нет»

– Рустам Нургалиевич, учебу проводим, с главами встречаемся. Там, где работают, проблем нет, – сказал в ответ гендиректор агентства.

Последнюю фразу Геллера расшифровал министр строительства, архитектуры и ЖКХ Ирек Файзуллин. Для начала он сообщил, что в системе «Четыре расхода» информация может быть раскрыта и для населения, и для органов власти. В пилотном режиме она уже опробована в 6 муниципальных образованиях, в трех из которых – Нижнекамском, Менделеевском районах, Камских Полянах – полностью завершены циклы пилотных испытаний. До конца года планируется ввести ее в действие, в том числе и в программах строительного комплекса с участием бюджетных средств. Учеба, конечно, нужна, признался министр, но самое главное – не хватает политической воли глав администраций.

«Реально мы можем эту программу сорвать, если не научимся работать в этой системе, – озвучил предполагаемые последствия пассивности местных руководителей министр и добавил. – Коллеги, внимательно изучите, что из себя представляет система. Здесь уже некачественная подрядная организация выпадет из этой работы. Эта программа только поможет всем: и населению, и вам, как руководителям. Вы увидите реальную ситуацию, что в ваших подрядных организациях творится».

ДВЕ ИДЕИ ПРЕЗИДЕНТА

Далее министр напомнил, что по программе капремонта школ финансируются только 8 видов работ, все остальное за счет средств спонсорской помощи и местных средств.

В заключение доклада Файзуллин традиционно заговорил о титульном объекте Универсиады – футбольном стадионе. Он сообщил, что основные работы, в которых принимали участие волонтеры из районов, уже завершены. Тем не менее возможность набора баллов продолжается. В этот момент президент вдруг отвлекся на экран видеосвязи. «Эй, друг, не спи! – обратился Минниханов к кому-то из районного начальства, по всей видимости, с трудом перенесшего тяготы субботнего Сабантуя. – Ты слышишь меня? Что пришел сюда? Иди домой, поспи дома!». Кто умудрился уснуть во время прямой связи с президентом – история умалчивает, однако предложение поспать дома, судя по реакции председательствующего на совещании, может завершиться для данного чиновника весьма плачевно.

В завершение обсуждения строительного блока вопросов Минниханов неожиданно выступил с двумя предложениями. Первое, президент предложил организовать конкурс на лучшее решение капремонта школ, а то «кто-то тяп-ляп делает, а кто-то спонсоров привлекает, дизайны интересные придумывает». Вторая идея, опять-таки в отношении ремонта школ, по всей видимости, осенила президента прямо в ходе совещания.

«У меня есть предложение, я не знаю, как прокурор отреагирует… Каждый из нас учился в какой-то школе, начальник или бизнесмен, надо, чтобы каждой школе, где ремонт проводится, оказали содействие. Это же не противозаконно?» – обратился к прокурору республики Кафилю Амирову Минниханов.

На что Амиров ответил, что там, где была его школа, увы, теперь Нижнекамское водохранилище.

«Вам проще, – отреагировал президент под смех в зале. – Но это не касается других, это касается только прокурора».

«Ирек, давайте мы найдем форму, – обратился Минниханов к Файзуллину. – Ведь многие помогают своим школам, свою школу надо любить, посильную помощь оказывать, особенно где идет ремонт. Такой призыв надо сделать, когда ремонт идет, хотя бы один кабинет можно оборудовать или помочь с фасадом. И чтобы все это было легитимно».

«НАДО УБИРАТЬ «ПРОКЛАДКИ»

Министр сельского хозяйства и продовольствия Марат Ахметов начал выступление с позитива: за пять месяцев текущего года, сообщил он, удалось сохранить динамику роста производства мяса и птицы. Выращено по всем категориям мяса 180 тыс. т, в том числе сельхозформированиями 148 тыс. т – рост 10%. По птицерост на 16%, по свиньям – на 18.

«Это заслуга наших крупных стратегических инвесторов», – констатировал Ахметов.

И далее предложил обратить взоры производителей на «Камский бекон»: «Сегодня комплекс убоя и переработки мяса «Камского бекона» начал забивать и крупный рогатый скот в тестовом режиме, с 20 июня они выйдут на проектную мощность по КРС – 80 голов в смену. Комбинат готов принимать кондиционный скот, закупочные цены – около 90 рублей за килограмм живого веса», – завершил рекламацию Ахметов.

«Ежесуточный объем производства молока составляет более 3,2 тысяч тонн, динамика положительная, – продолжил министр. – Закупочные цены в этом году выше прошлогодних на полтора и даже два рубля». И обратился к переработчикам: «Марат Яшарович (Марат Муратов – бывший исполнительный директор ОАО «ВАМИН-Татарстан», ныне гендиректор ООО «Просто молоко» – ред.) у себя эту работу уже проводит: надо убирать «прокладки» в сдаче молока между сельхозпредприятиями и перерабатывающими молкомбинатами. И в реализации готовой продукции то же самое. Посредники могут быть только в процедуре заготовки молока населения. Предприятия должны сдавать молоко без всяких посредников».

В конце выступления Ахметов обратился к инвесторам и генеральным директорам предприятий: «Вы должны в этих видеоконференциях принимать участие. У кого-то на местах могут быть трения с главами районов, с кем-то еще, но эти видеоконференции проводят не главы районов, а президент республики. Поэтому присутствие обязательно».

НОЛЬ НАРУШЕНИЙ – ЭТО ХИМИЯ КАКАЯ-ТО

Любопытный диалог состоялся между президентом и министром информатизации и связи Романом Шайхутдиновым.

12.jpg
Роман Шайхутдинов: «Нарушений со сроками ответов на запросы не выявлено». Однако президенту показалось подозрительным такое рвение чиновников...

«За период с 24 мая по 6 июня направлены в систему электронного межведомственного взаимодействия 9668 запросов, из них ответов без нарушения срока – 6820, остальные в работе, – бодро стал отчитываться Шайхутдинов. – За две недели органы власти показали отличную работу в системе, нарушений со сроками ответов на запросы не выявлено».

Однако Минниханову показалось подозрительным такое рвение чиновников.

«Вот эти данные опубликуйте и горячую линию дайте, пусть люди подтвердят: правда это или неправда. Можно даже… Вот у нас «БИЗНЕС Online» любит такие вещи, пусть они эти цифры будут публиковать и спрашивать – видят ли люди пользу от этого или нет?»

«А они нас сейчас слушают», – пророчески высказались в зале.

«Слушают, да? – уточнил президент и добавил уже с долей самокритики. – Мы здесь собираемся, обсуждаем, вот ноль нарушений у нас, не может этого быть! Не может быть такого, мы же чиновники, чтобы в передовиках ходить. У нас всегда есть недостатки, пусть люди напишут, пусть покритикуют. А то мы такую форму нашли: запрос дали, ответ дали и вроде выполнили. Мы же делаем для того, чтобы люди не ходили за нами, не уговаривали и получали услугу. Комфортная услуга для людей или нет, надо выяснить. Но ноль – это химия какая-то. Молодцы, конечно, что вы ноль написали, но посмотрим…»