ITV, пожалуй, единственный в мире телеканал с концепцией спортивного, но без прямых трансляций спортивных мероприятий. Первый год продукт был с неясной концепцией, с неизвестными ведущими и, очевидно, с очень скромным бюджетом. «БИЗНЕС Online» еще в 2011 году писал о том, что Фонд прямых инвестиций, которые контролируется Русланом Шигабутдиновым - сыном гендиректора ТАИФа, создает новый спортивный телеканал. Тогда заявка у его руководителей была более чем амбициозная – 2 миллиона зрителей и 250 миллионов рублей ежегодный доход к 2013 году.

В мае 2012 года в качестве генерального директора была приглашена Айгуль Мирзаянова. Нанимали телезвезду, как флагмана, способного не только сделать новый телеканал, способный вылезти из формата карманного, но и, самое главное, привлечь рекламодателей. Частично задачи были выполнены. Мирзаянова – человек, который не особенно разбирается в спорте, баек о том, как она путала спортсменов-однофамильцев или даже виды спорта наберется с десяток. Однако при этом нельзя отрицать того, что некогда известная телеведущая разбирается в телевидении и кое-что понимает в пиаре. За год про ITV узнали в городе, корреспонденты канала начали появляться на спортивных мероприятиях и создавать контент. Появились интересные ведущие, некоторые из числа так называемых «селебрети», например, бывший капитан «Рубина» Сергей Харламов и его программа Offside. Но всё же при этом основные передачи телеканала были завязаны на самой Мирзаяновой, где она была ведущей и автором.

Для болельщиков, вместе с тем, было странно, что за год на канале была лишь пара прямых трансляций со спортивных матчей. Причем схема была крайне замысловатой: баскетбольный УНИКС платил частной московской фирме, та выкупала ПТС у телеканала ТНВ, а клуб отдавал сигнал на ITV. Большого профита от таких трансляций телеканал не получил. Подобные разовые акции не способны приносить экономический эффект, да и баскетбол в своем нынешнем состоянии не самый привлекательный для рекламодателей продукт.

КАДРЫ РЕШАЮТ ВСЁ

ITV на протяжении всего своего существования испытывает серьезный кадровый голод. На канале работает лишь два человека, у которых был опыт работы на ТВ и в мире спорта одновременно – Елена Горбунчикова, которая долгие годы подменяла Марселя Бикбаева на телеканале «Эфир», и Алена Демина с опытом работы на федеральном канале. В самом начале пути профессионалов на канале было больше - Игорь Севрюгин и Эмилия Хаким ушли с ITV через полтора месяца, по официальной версии – из-за разногласий c руководством телеканала. Севрюгин сейчас собкор «Дождя», а Хаким продюсер на канале «ТНВ Планета».

По некоторым данным, за первые два месяца Мирзаянова уволила с канала около 40 человек, некоторые люди получили выходное пособие через неделю после того, как устроились на работу.

2.jpg
Айгуль написала в соцсети: «Последний день на ITV. Собираю вещи. Немного грустно. Но... Ухожу на новый проект. Всех люблю!» (кадр из программы «Первый номер» с Камилем Исхаковым)

Нехватка спортивных журналистов - одна из самых серьезных проблем в татарстанском спорте. На всю Казань наберется с десяток качественных акул пера, которые не только разбираются в спорте, но и могут изложить свои мысли в тексте. А чтобы еще люди обладали навыками работы на ТВ – таких и вовсе можно счесть по пальцам одной руки. Во многом на качестве продукта, сказалось именно то, что банально не хватало людей, способных реализовать все идеи. Самый яркий пример – программа о хоккее, телеканал еще в конце прошлого лета планировал запустить проект, но этого так и не случилось и по сей день.

При всех минусах и недочетах прогресс канала по сравнению с тем, что было до Мирзаяновой, налицо, но только в части уникального контента. Рекламы, как было минимальное количество, так и осталось.

Реальной причиной ухода Мирзаяновой с телеканала ITV, по данным источников «БИЗНЕС Online», стали задержки зарплаты. Причем на вопрос об этом сама Айгуль ответила уклончиво.

«У МЕНЯ ПОЯВИЛСЯ НОВЫЙ ПРОЕКТ»

Айгуль Мирзаянова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» призналась, что расставаться с коллективом телеканала ей было непросто, а свое решение она объяснила участием в новом международном проекте:

- В принципе все уже сказано в соцсетях, в блогах и в прессе, но я с удовольствием расскажу и вам причину своего ухода. Причина такова, что появился новый проект международного характера. На самом деле я уже давно готовилась к этому шагу. Конечно, было трудно и грустно расставаться. Целый год мы поднимали телеканал ITV. Были и интересные телевизионные проекты, активная работа с федерациями. Все это начало приносить плоды, и канал стал интересным, узнаваемым.

- Все ли получилось за этот год работы?

- Нет предела совершенству. Я по натуре перфекционист, поэтому считаю, что всегда можно сделать лучше. Думаю, работа по ITV выполнена процентов на 60. Это тоже немало. На это есть объективные причины – не все зависит от руководителя.

- Что вы имеете в виду?

- Имеется в виду, что телеканал не принадлежит одному собственнику. Политику канала определяют инвесторы.

- Есть информация, что сотрудникам телеканала нестабильно платили заработную плату. Это правда?

- Я оставлю этот вопрос без комментариев.

- Как вы оцениваете дальнейшие перспективы телеканала?

- Понимаете, специфика спортивного канала такова, что он требует огромных вложений. Одни только прямые трансляции событий – это огромное количество денег. Вполне, возможно, что с моим уходом поменяется политика. Но могу сказать, что расстались мы в очень дружеских отношениях. Я желаю руководству исполнения всех планов в отношении канала и других видов бизнеса. Я и дальше буду поддерживать канал всячески. Скажу даже так: это был самый амбициозный проект в моей жизни. Я с большим интересом там работала, с удовольствием вспоминаю проведенное там время. Думаю, что за это время я выросла как руководитель, как менеджер и как журналист. Хотя журналистской работы было крайне мало, не в том объеме, как хотелось. Я имею в виду работу в кадре.

- Расскажите подробнее о своем новом проекте.

- Это не только мой проект. Как пиарщик, как журналист, я понимаю, что о нем выгодно как можно больше говорить, но есть лица, которые придерживаются позиции вообще не раскрывать никаких моментов до сентября. Но проект действительно очень интересный.

РЕШЕНИЕ УЖЕ ПРИНЯТО ДАВНО

Свои комментарии БИЗНЕС Online дала и компания – владелец канала.

Руслан Халилов, генеральный директор ООО "Фонд Прямых Инвестиций", продюсер телеканала ITV:

- На самом деле это решение было принято уже давно, то есть все шло и идет по плану. Мы с Айгуль изначально обговаривали, что телеканал ITV носит проектный характер. Задачу, которая перед ней ставилась, она выполнила. Мы рассчитывали достичь то, что достигли – то есть это 24-часовой эфир, более 20 программ собственного производства, все передачи рейтинговые, множество приглашенных гостей-экспертов. Айгуль эту задачу выполнила. Теперь ее ждет свой медийный проект, в котором наш Фонд прямых инвестиций участия принимать уже не будет. Айгуль на посту генерального директора ITV заменит Марат Ильдарович Мифтахов, у которого большой опыт работы в этой сфере, в том числе семь лет работы в «Татмедиа».

- Изменится ли контент телеканала со сменой генерального директора?

- Нет. В плане контента у нас как была спортивная направленность, такой она и останется. Все передачи, которые создавались, остаются. Их создание всегда согласовывалось с нами, поэтому все, что было создано, нам нравится. Конечно, все течет, все меняется, но в целом, что сейчас сделано, полностью нас устраивает.

- Испытывает ли канал какие-то финансовые трудности?

- Дело даже не в финансовых трудностях. Проект носит четко коммерческую нагрузку. Канал расширяется, расходная часть увеличивается. Может быть, какими-то отдельными участками мы недостаточно быстро принимали решение. Но финансовых проблем у канала на сегодняшний день нет, работаем над дальнейшей его коммерциализацией. Как на любом телеканале, думаю, все быстро не бывает. Работа продолжается.

- На канале недостаточно прямых трансляций со спортивных событий. Каково ваше отношение к прямым трансляциям?

- Мое лично отношение – это интересно, когда это приносит деньги. Поэтому я бы так судил – самое главное осветить событие. А тягаться с крупными федеральными компаниями, типа НТВ-плюс или ВГТРК, которые выкупают права на трансляции, у нас нет возможности на уровне республики. Я вижу так: самое главное об этом сказать, кто выиграл, кто не выиграл. Кроме того, у Айгуль успешно получался проект с прямыми трансляциями матчей УНИКСа. Повторяю, что максимальные силы бросим на то, чтобы осветить событие. Ну, и продолжим сотрудничество с «Ак Барсом», «Рубином», другими клубами.

ПРОДАВАТЬ ТАКУЮ АУДИТОРИЮ СЛОЖНО

Эксперты высказали БИЗНЕС Online несколько соображений о трудностях, которые переживает ITV.

Игорь Севрюгин - бывший руководитель информационной службы ITV, собкорр телеканала «Дождь» в Казани.

- Одни из ключевых задач были: сделать совершенно другой канал, повысить аудиторию, и, соответственно, увеличить рекламу. Собственно, сделать совершенно другой канал удалось, аудитория так или иначе увеличилась. Но один из ключевых показателей успешности коммерческого канала - это реклама, а ее либо вообще не было, либо было очень мало. Думаю, что сейчас, после ухода Мирзаяновой, есть два сценария: канал останется таким же какой он и был при Айгуль, или же он превратится в карманное телевидение, каким и был раньше. Телевидение для друзей.

Отсутствие рекламы говорит о многом: площадка, на которой выходит канал, не совсем удачная - это кабельный оператор ТВТ, который сегодня выкупила компания МТС. Второе: то, что аудитория, которая была выбрана в качестве основной, видимо оказалась неплатежеспособной. Третье: канал вещал 4 часа в цикле (так было при мне). Естественно, что зрителю не интересно смотреть одно и то же.

Марат Ибляминов - директор радио «Европа+», директор «ММ-пресс»:

- Я скажу банальные вещи, но все зависит от канала, от его контента, насколько этот контент актуален, насколько высок рейтинг у этого канала, насколько широко он представлен в кабельных сетях, насколько он интересен зрителям. Не буду называть конкретных названий, но есть примеры так называемого насильного «впихивания» канала. Идет договоренность с операторами – в итоге на первой и второй кнопках оказываются совершенно не те каналы. Многие люди ведь даже не знают, как настроить тот или иной канал, как сделать ротацию, как местами поменять каналы.

Сейчас еще такой момент присутствует – телевизор отходит на второй план в плане получения информации, это зачастую просто атрибут интерьера в квартире. По крайней мере, у меня дома так. Информационный поток сейчас настолько силен - соцсети, твиттер, новостные ленты работают гораздо оперативнее. Федеральные каналы я могу смотреть на айпаде, стрим-вещание онлайн по 3G работает замечательно.

Что касается конкретно ITV, то я не являюсь фанатом этого канала. Я иногда посматривал его чисто с профессиональной точки зрения, для оценки уровня мастерства контента. Не знаю как сейчас, но раньше было так, что программы на ITV были записаны и шли кольцом по 4-6 часов. Я видел там знакомых мне людей: Махмуда Аракаева, Айгуль Мирзаянову. Потом тихонечко этот контент начал скатываться к покупному – то про животных, то еще про что-то. Дело в том, что я сам задумывался над тем, чтобы создать телеканал, поэтому мне было интересно посмотреть, как это другие люди делают. Не знаю, возможно, все ниши заняты, и нет смысла этим заниматься.

Сложно сказать, нашел ли своих зрителей телеканал ITV, и насколько эффективна там реклама. В рейтинге Gallup и других социсследованиях этот канал не фигурировал. В первой десятке по Казани его нет. Повторюсь, все зависит то того, какой контент дадут. Тема спорта очень интересна. Если чуть-чуть добавить выдумки и креатива, я думаю, должно получиться у ребят. Самое главное не скатиться к бытовухе и обывательщине.

Армандо Диамантэ - генеральный директор телеканала "Эфир-Набережные Челны":

- Рынок телерекламы большой, прокормиться могут все, в том числе и кабельные операторы. Безусловно, идет конкуренция, борьба за контент, поэтому ты должен представлять интерес для зрителя. Так как конкурировать в общих вопросах все не могут, идет тенденция сегментирования по узким областям, появляются чисто спортивные каналы, музыкальные и так далее.

Что касается ITV, то у него в свое время были разные направления, они не начинались как спортивный канал. Ввиду Универсиады решили попробовать это направление, и определенный промоушн осуществили. Единственное, что меня смущало, это то, что Айгуль Мирзаянова не была спецом по спорту. Как у нее могло получаться? Да и ресурсов для полноценного спортивного канала недостаточно. Они не могут показывать матчи «Рубина» и «Ак Барса», только околоспорт. Спорт – это дорогой сегмент, спортивные трансляции требуют денег.

Я в свое время предлагал им определенный путь развития. Тогда они были абсолютно вялые, представляли музыкальные ролики, были похожи на RU TV. Я им сказал, что музыкальное направление абсолютно тупиковое. Потом хозяева решили сменить менеджмент, руководство решило двигаться иначе – в спортивном русле. Идея то была. «Мы будем делать спорт». А что спорт? То есть сразу возникает много вопросов на которые сложно ответить. В итоге получилось, что они нагородили всего.

С другой стороны, кабельщикам трудно – охват у них недостаточный. Выбирают сегментацию и должны идти в этом направлении. Спорт для телезрителей достаточно сегментирован, узконаправлен. Спорт не интересен всем, но продавать его можно. Куда дальше будет двигаться ITV, мне сложно сказать. Сейчас они все равно делают первые шаги, и им остается пожелать удачи.

Справка

ITV, начало вещания: 26.09.2011
Общество с ограниченной ответственностью "Эко-Лайн"
Учредитель компании: ООО «Фонд прямых инвестиций»

Айгуль Мирзаянова

1993 - 2004 - телеведущая, заместитель руководителя службы новостей телеканала «Эфир»
2004 - 2005 - ведущая программы «Игра на одевание»
2006 - ведущая и автор программы «Говорит и показывает «Эхо Москвы»
2006 - 2012 - директор агентства «Марка» и агентства «Айгуль Мирзаянова»
Май 2012 - июнь 2013 - директор телеканала ITV