1.-Гепард-vs-китайский-фрегат-Huangshan.jpg
«Гепард» vs китайский фрегат Нuanqshan

ПРАЙД «ГЕПАРДОВ»

3 - 7 июля в Санкт-Петербурге проходил традиционный международный военно-морской салон. И традиционно он не обошелся без интересных для Татарстана новостей.

Одним из самых долгожданных стало известие о грядущей в сентябре закладке второй пары фрегатов проекта «Гепард 3.9» для ВМС Вьетнама (первые слухи о том, что она будет, появились в конце 2011 года), которые должны быть переданы заказчику в 2016 - 2017 годах. Об этом сообщил центральный военно-морской портал, авторы которого уточняют, что в непростых условиях Юго-Восточной Азии первые два зеленодольских фрегата показали себя надежными кораблями и были в короткий срок освоены вьетнамскими моряками.

Своеобразным подтверждением такой точки зрения может служить появившаяся недавно в блогах интересная фотография из Вьетнама. Один из зеленодольских «хищников» (спроектированы ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро») -HQ-011 Đinh Tiên Hoàng расходится встречным курсом с новым китайским фрегатом Huangshan. Корабли провели в Тонкинском заливе совместные учения, сообщает блог, созданный по инициативе центра анализа стратегий и технологий. Факт примечательный, учитывая периодические обострения вьетнамско-китайского территориального спора вокруг островов Спратли в Южно-Китайском море и поигрывание в связи с этим военно-морскими мускулами.

В свежей отчетности ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс») говорится, что гарантийное обслуживание предыдущей пары фрегатов закончено. Первого («Динь Тянь Хоанг»: заложен 10 июля 2007 года, введен в состав ВМС Вьетнама 5 марта 2011 года) – 11 августа 2012 года. Второго («Ли Тхай То»: соответственно, 28 ноября 2007 года и 22 августа 2011 года) – 21 ноября 2012 года. Напомним, что контракт (от 22 декабря 2006 года) на их постройку оценивался в $350 миллионов.

Сумма контракта на вторую пару не разглашается. Но, по всей видимости, именно с новой «вьетнамской» закладкой связан упоминающийся в отчетности предприятия внушительный краткосрочный кредит – 1,9 млрд. рублей, который поступил на завод от ОАО «Рособоронэкспорт». Вообще же, как отмечает центр анализа мировой торговли оружием, контракт на четверку фрегатов – самый крупный проект РФ и Вьетнама в сегменте боевых надводных кораблей основного класса.

2.-На-Каспий-проследуют-еще,-минимум,-пять-Буянов-М.jpg
На Каспий проследуют еще как минимум пять «Буянов-М»

ПОДГЛЯДЫВАНИЕ ИЛИ ПРОПАГАНДА ОБОРОНКИ?

Из других, волнующих перспективами новостей можно отметить блуждающую по судостроительным кругам информацию о том, что в Зеленодольске будет построена целая серия сторожевых кораблей для пограничной службы ФСБ РФ. Напомним, что головной сторожевик проекта 22100 «Океан» уже строится в Зеленодольске. Косвенным подтверждением предположений о серии можно назвать информацию из интервью заместителя руководителя Пограничной службы ФСБ России генерал-полковника Николая Рыбалкина газете «Красная звезда». В беседе с корреспондентом он заявил, что береговая охрана определилась с приоритетами в кораблестроении с учетом выполнения задач в Арктике. И до 2020 года для арктической зоны планируется построить четыре корабля – что это может быть, кроме «Океанов», представить трудно.

Тому же центральному военно-морскому порталу представители завода подтвердили информацию, ранее опубликованную «БИЗНЕС Online», на предприятии действительно будет заложен 6-й малый ракетный корабль проекта 21631 «Буян-М» (ранее говорилось, что их будет пять). Предположительно, это произойдет 30 августа.

Напомним, что головной МРК – «Град Свияжск» – уже прибыл на Каспийское море, где пройдет заводские ходовые и государственные испытания. А в августе по его пути должен отправиться первый серийный «Буян-М» по имени «Углич». Кстати, история с переходом «Града Свияжска» любопытна вот с какой стороны. Мы уже писали, что строительство МРК сопровождается на заводе повышенными мерами секретности. Если ранее репортерам довольно свободно позволяли снимать строящиеся изделия, то на «Буянах» эта традиция, по всей видимости, прекратилась: смотреть можно (издалека), снимать нельзя. Более того, не оглашался сам факт спуска «Буянов» на воду. Впрочем, неизвестному фотографу все-таки удалось обойти запрет, и изображение находящегося в док-камере «Града Свияжска» просочилось в интернет-пространство.

Мы далеки от ерничества – режим есть режим, но, представляется, сегодня секретность сохранить намного сложнее, чем ранее, скажем, во времена СССР. Тот же «Град Свияжск» неизвестные фотолюбители «отловили» во время его буксировки по Волге, в момент прохождения Волгоградского моста. Снимки новенького МРК были размещены на веб-ресурсе «Водный транспорт». Судя по фото, новые МРК эстетически хороши, что отметили и комментаторы ряда блогов, куда сразу перекочевали «картинки». «Красив, чертяка, какие правильные линии», – пишет один. «Изящный кораблик. Больше таких строить надо», – вторит другой. Так что перед нами не просто споттинг, но и своего рода пропаганда российской оборонки.

3.-На-реке-такое-редко-увидишь.jpg
На реке такое редко увидишь

«НОВИНОК НА РЕКЕ НЕ ТАК МНОГО, И КОГДА ВИДИШЬ ЧТО-ТО ИНТЕРЕСНОЕ…»

Что ж, споттеры обладают способностью ради снимка проникать в самые немыслимые места. Фото, сделанное вниз головой в висячем положении с моста, после часового ожидания под дождем и пронизывающим ветром – это про них. Можно с большой вероятностью предположить, что по мере спуска других «Буянов» на воду их снимки будут появляться в сети. Газета «БИЗНЕС Online» попросила прокомментировать такой своего рода фанатизм отраслевых экспертов.

Сергей Кобранов – ответственный секретарь журнала «Речной транспорт XXI век»:

- Думаю, это вопрос психологии и личных пристрастий человека. Если нравятся транспортные средства – это не самый плохой вариант увлечений. Просто отношение может быть разным. Можно интересоваться деталями проекта, процессом конструирования и производства, тогда это, на мой взгляд, правильно. А если это в современном ключе –  сфотографировать и выложить в интернет: «Я быстрее!!!», и на этом интерес закончился, то это не увлечение, а отчасти болезнь. С одной стороны, у «фотоохотников» мы видим безусловный интерес к новинкам. Тем более, тайна, она всегда приманивает – хочется к чему-то такому прикоснуться. Но, боюсь, это все-таки на уровне игры: давайте мы поохотимся, и кто первый выложит, тот победил. Среди этих людей мало истинных ценителей и патриотов, интересующихся технической и эстетической стороной вопроса. Мне доводилось встречаться с такими.

Если у меня аппаратура с собой, я тоже стараюсь фиксировать. Никогда не знаешь, когда что пригодится. Это такая, скорее, даже не страсть, а стремление к накопительству. Тем более новинок на реке и на море не так много, и когда что-то интересное видишь и даже привычное, но в неожиданном ракурсе, всегда появляется желание сфотографировать.

Дмитрий Глухов – эксперт центрального военно-морского портала:

- В советское время никто и слыхом не слыхивал – кто и что строил. В Ленинграде много кораблестроительных заводов, и парады кораблей были на 7 ноября, на 9 мая. Бывало и такое, что строился суперсовременный большой противолодочный корабль, только выходил с завода, его заводили в Неву, и он участвовал в параде. Но никто ничего толком не знал: сайтов у заводов не было, в заводских газетах сами знаете что писали. А на Неве народ, конечно, полулегально фотографировал. Хотя тем, кто делал это с публичных мест, грозили пальчиком. Ходят легенды, что даже в Севастополе на параде кораблей кого-то ловили – издержки системы

Сейчас все зачастую анонсируется, большие начальники иногда бахвалятся: у нас будет то, это. И режиму безопасности сложнее некоторые моменты отслеживать. Да, на территории завода особый режим, фотографии может делать только штатный фотограф. И снимки (даже вполне безобидные) зачастую по старинке ретушируются, и тем самым портятся… Что ж, теперь на «Град Свияжск» имели возможности тысячи людей посмотреть, поснимать. И ничего такого здесь нет. Многое зависит от конкретных требований к объекту. Что касается «Буяна-М», то его 3D-модель, почти совпадающая с оригиналом, была опубликована задолго до того, как он начал строиться. Характеристики, вооружение – все было давно известно. В принципе, здесь можно порассуждать о балансе между тем, что не хотелось бы демонстрировать и тем, чем нужно бы по праву  гордиться. Сейчас скрыть большой объект, тупо его занавесив чем-то, невозможно. Информация неизбежно прорывается.

Сергей Решетов – заместитель генерального директора ОАО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро»:

- Трудно комментировать такие вещи… Правила установлены, и мы играем по правилам. Не только в советское время определенные меры при транспортировке предпринимались, но и сейчас такое есть – что-то зачехляется и так далее. Есть люди, которые за это дело отвечают, и они знают правила игры, и, думаю, тот, кто фотографирует, тоже играет в соответствии с этими правилами.