Сегодня около двух десятков представителей турфирм, занимающихся организацией въездного туризма, придирчиво осматривали два новых «магнита» для гостей, который им нахваливало министерство молодежи и спорта совместно с ООО «ТатинтерРесторантс», представляющим пул инвесторов.

По словам учредителя ООО «ТатинтерРесторантс» Зуфара Гаязова, на данном этапе в объекты вложено порядка 350 млн. рублей. Из них 200 млн. инвестировано в гостиницу и ресторан «Европа» на ул. Петербургской, еще 150 млн. – в создание комплекса «Татарская усадьба» в Старо-татарской слободе. Этот объект – усадьба Сабитовых – находился в ужасном состоянии, поэтому его восстановление и потребовало серьезных денег, причем чтобы довести дело до конца, потребуется еще 100 миллионов. К слову, соинвесторами в Старо-Татарской слободе выступил некий татарский бизнес в Москве.

Надо сказать, трехзвездочную гостиницу на 22 номера в «Европе» туроператоры рассматривали довольно придирчиво, словно пытаясь сбить цену, – в одной из комнат кто-то посетовал, что нет тумбочки. Правда, рядом, разумеется, был шкаф, спрятанный в нише стены, да и в целом номера в классическом стиле смотрелись как будто больше чем на «три звезды». В комплексе – ресторан в европейском стиле, а также национальное кафе «Алан аш» с более демократичными ценами, которые как раз оценят небогатые туристы.

«После Универсиады город очень изменился – изменились его статус и инфраструктура, – отметил ресторатор. – Открылось большое количество гостиниц, ресторанов. Это очень хорошо, так как способствует развитию конкуренции, которая, в свою очередь, будет влиять на установление разумной ценовой политики. Думаю, что все это побудит предпринимателей равняться друг на друга, на хорошее, чтобы не отставать. Нам этого всегда не хватало».

АТТРАКЦИОН «ВЫЛЕПИ КУВШИНЧИК»

Если в гостинице строгим, оценивающим качество ткани, количество кресел, кроватей и тумбочек представителям турфирм все казалось близко и знакомо, то на подворье в Старо-Татарской слободе они просто переменились. Собственно, было отчего – посмотрев на представление, кое-кто даже начал пританцовывать.

3.jpg
Ресторанно-гостиничный комплекс «Татарская усадьба» располагается в Старо-Татарской слободе в историческом здании усадьбы Сабитовых

Им показали, как планируется развлекать туристов в гончарной мастерской. Под чутким руководством гончара Марата Фазлеева можно вылепить кувшинчик, раскрасить его красками, а потом забрать с собой – удовольствие от 400 до 600 рублей. Обжига поделки за два часа не сделаешь, так что, если есть такое желание, придется вернуться за поделкой на следующий день. Но удовлетворение от сделанной собственноручно тарелочки или кружечки гарантировано…

По соседству можно было полюбоваться, как ткали полторы сотни лет назад: деревянный ткацкий станок из Алексеевского района – это не просто экспонат, на нем работают. А рядом – льняные рубахи (1500 рублей), хлопковые полотенца и салфетки с затейливыми национальными рисунками (от 50 рублей), модные нынче полотняные сумки (около 500).

Оставив ребенка в детской комнате, можно опять-таки оценить национальную татарскую кухню, выступив в роли повара у татарской печи, или подняться в более статусный ресторан с несколькими залами. Газета «БИЗНЕС Online» уже рассказывала об этих объектах на берегу озера Кабан.

Как отметила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор туристско-информационного центра города Казани Наталья Абрамович, когда инвесторы проектировали восстановление усадьбы, учитывалось мнение туриндустрии. «Это уникальный случай в истории строительства туристических объектов в Казани – все, что мы видим здесь, ожидаемо, пожелания турбизнеса выполнены», – сказала она. Теперь будет оцениваться возможность организации здесь представления «Татарский каляпуш».

По словам Абрамович, среднестатистический турист, который приезжает в Казань организованно, по групповым тарифам, тратит около 1200 рублей в сутки на питание и проживание в городе.

1.jpg
Учредитель ООО «ТатинтерРесторантс» Зуфар Гаязов (слева) и замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов

ТУРИСТЫ ПРОСЯТ ОТВЕЗТИ ИХ НА ОБЪЕКТЫ УНИВЕРСИАДЫ

В ходе Универсиады в Казани побывали около 150 тыс. туристов – эту цифру в беседе с газетой «БИЗНЕС Online» вновь назвал замминистра по делам молодежи, спорту и туризму РТ Сергей Иванов. По словам чиновника, цифра оказалась на самом деле больше, чем прогнозировали.

- В плане организованных групп было определенное снижение, потому что объективно гостиницы были заняты клиентскими группами, судьями, рефери и так далее, т.е. свободных мест в гостиницах на момент бронирования не было, – оговорился Иванов. – Поэтому в основном люди приезжали самостоятельно.

Что касается туристического потока после Универсиады, то буквально сразу на следующий день он восстановился и, более того, вырос, отмечает замминистра.

- Эффект, который мы ожидаем от проведения Универсиады, будет сказываться в последующие годы. Потому что, естественно, огромный пиар был во время Универсиады: люди увидели красивую картинку, красивый город, они увидели, что все благоустроено. Сейчас эти информационные волны расходятся по всей стране, по всему миру, поэтому прирост туристов будет ощущаться в последующее время, чего мы, собственно говоря, и ждем.

Помимо новых достопримечательностей вроде Старо-Татарской слободы, Казань теперь будет предлагать на обозрение и наследие Универсиады. Как оказалось, новых туристов привлекают и новые спортивные объекты, где проходили соревнования Всемирных студенческих игр.

4.jpg

- Безусловно, Казань сейчас будет предлагать наследие Универсиады: это экскурсии, связанные со спортивными объектами, – уточнил Иванов. – Сейчас уже большой интерес к этому. Туристы уже отправляют запросы туроператорам, они хотят поехать и посмотреть стадион, где проходила церемония открытия Игр, ключевые спортивные объекты… Такая экскурсионная программа будет запущена осенью этого года.

Интерес к объектам Универсиады в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» отметила и директор туристической компании «Бюро путешествий Казань» Елена Илькун. По ее словам, туристы просят включить их в обзорную экскурсию. «Включаем, рассказываем, показываем, где что проходило», рассказала она.

«ЦЫПЛЯТ СЧИТАЮТ ПО ОСЕНИ, А ТУРИСТОВ – К НОВОМУ ГОДУ»

Представители турбизнеса, опрошенные газетой «БИЗНЕС Online», как выяснилось, испытывают к Универсиаде смешанные чувства. Все гостиницы были забиты официальными делегациями, поэтому 150 тыс. туристов «протекли по усам, а в рот не попали». Но теперь они полны решимости отыграться.

Эвелина Кузнецова – директор туристической компании «Инициатива»

- Во время Универсиады чувствовалось полное отсутствие туристического потока, потому что негде было размещать людей. Сейчас мы активно озвучиваем, что доступ к гостиницам появился.

Сейчас мы надеемся активно отработать на послевкусии Универсиады и, возможно, даже выйти на другие уровни. Несомненно, Универсиада внесла ощутимый вклад в имидж города. Однозначно после этого мероприятия поток туристов только возрастет. Я полагаю, что даже иностранные туристы проявят активный интерес. Эти же надежды я возлагаю на жителей столичных городов, которые к нам никогда не приезжали, хотя мы в Москву и Питер отправляем много туристов.

7.jpg

Что касается спроса на открывшиеся к Универсиаде отели, то, думаю, он будет на высоком уровне.

Елена Илькун – директор туристической компании «Бюро путешествий Казань»:

- Про Универсиаду вам вообще ничего говорить не буду, потому что туристический рынок был как бы отодвинут от участия в Универсиаде. Заранее невозможно было забронировать гостиницы, они все были под бронью. А когда гостиницы появились – много новых открылось в конце июня, начале июля – туристический поток формировать было уже поздно. Да, туристический поток пошел. Но это не тот объем, на который можно рассчитывать. Бизнес всем «обломали».

Поэтому туристов как таковых на Универсиаде особенно не было. Сначала шла информация о том, что туристы могут приезжать по туру одного дня, так как мест нет. А в конечном итоге пустовали какие-то хостелы, были места в гостиницах. В принципе, принимать можно было, и работать можно было. Но как сложилось, так сложилось.

В целом Универсиада вообще дала очень мощный рекламный толчок для продвижения Казани, и поток начал расти. Уже во время Универсиады пошел спрос на туры после Универсиады – на август, на сентябрь.

Думаю, что открывшиеся отели пустовать точно не будут, потому что очень активно идут их реклама и продвижение. Что интересует туриста? В основном быт, национальный колорит – все, что связано с республикой. Татарстан готов принимать туристов. Поток вырос. И он будет расти, а Казани есть где принять туриста – гостиниц гораздо больше стало, ресторанов, кафе.

8.jpg

Алена Макарова – ведущий специалист туристической компании «Итиль тур»:

- На Универсиаду в основном приезжали либо болельщики, либо родственники. Если наши партнеры из других стран хотели прислать туристические группы на время Универсиады, отели нам отвечали, что мест не будет. С транспортом мы еще могли решить вопрос в частном порядке, но места в гостиницах перед Универсиадой просто не бронировались. Подавая заявку в отель на бронь мест для 50 человек на пять дней, мы получали ответ, что мест нет. Соответственно, всем зарубежным партнерам было автоматически отказано.

А если не приехали с десяток иностранных групп за месяц, то это уже сказывается на бизнесе. Неизменным остался лишь спрос на теплоходные туры.

На данный момент об увеличении туристического потока говорить нельзя. У нас обычный осенний поток.

Юлия Таланова – директор туристической компании «ТрэвэлЭндвок»

- Сейчас нельзя сказать точную оценку, насколько увеличился турпоток после Универсиады. Это можно будет сказать чуть попозже, ближе к зиме. Но скажу сразу, в тысячелетние было мало туристов, но после наплыв туристов был, особенно школьников было очень много. И сейчас тоже поток уже набирает обороты.

5.jpg

Виктор Степанцов – директор туристической компании «Казань-интур»:

- Во время Универсиады ни одно агентство ничего не заработало. Город был пустой, туристов не было.

О резком увеличении туристического потока после завершения Универсиады сказать пока затруднительно. Цыплят по осени считают, а туриста – в конце года. Итоги всего сезона будут подводиться в декабре, тогда можно будет сказать наверняка.