«БРАТЬЯ-МУСУЛЬМАНЕ» СТАЛИ МАРГИНАЛАМИ

Отношение нового альянса сил к «Братьям-мусульманам» и их группе поддержки менялось постепенно. Сразу после «мягкого переворота» месяц назад их назвали «неотъемлемой частью египетского народа» и пригласили к совместному строительству светлого будущего. Однако весь этот месяц и свергнутый президент Мухаммед Мурси, и верхушка движения, и их многочисленные сторонники на улицах Египта так упрямо гнули свою линию (в стычках по стране погибли около 200 человек), что все «разговоры по-хорошему» закончились. На днях арестованных лидеров движения перевели в более строгую тюрьму, а в среду, 30 июля, военные приступили к разгону массового протеста на площадях ар-Рабиа аль-Адавия и ан-Нахда. Хотя месяц назад в своих выступлениях командование армии подчеркивало, что исламистов никто не тронет и они могут выражать свою волю сколько угодно.

Однако все расчеты на то, что протесты сами собой «рассосутся» и сторонники исламистов пойдут по домам, не оправдались. Эмоции не утихли, а только разгорелись. Это не Болотная, которую можно разогнать с помощью одной облавы ОМОНа. Несколько сот тысяч человек на площадях ар-Рабиа эль-Адавия и ан-Нахда упрямо, фанатично верят в свою правоту, за которую готовы и умереть, и убить.

Что происходит в местах протестов исламистов? Пока их лидеры сидят в тюрьме, со сцены толпу накручивают малоизвестные лица, впервые, видимо, получившие возможность выступать перед таким числом сторонников. Звучат исступленные религиозные лозунги. Протестующие забаррикадировали все подходы к площадям, движение на близлежащих улицах парализовано. Между тем ар-Рабиа аль-Адавия находится в районе плотной жилой застройки. Местные жители уже месяц изнемогают от шума, издаваемого огромной толпой, от мусора и испражнений, от обилия наводнивших дворы маргинальных личностей, которые неизбежно стекаются на такого рода «массовые мероприятия».

Все же, кажется, что не жалобы местных жителей стали причиной решительных действий военных по «ликвидации протестов». Сторонники Мурси как-то постепенно перешли черту от образа обиженных и угнетенных к образу агрессивной, экстремистки настроенной силы. По данным египетского агентства «Мена», исламисты снабдили протестующих огнестрельным оружием. Дальше – больше. Можно ли верить информации египетской газеты «Аль-Масри аль-Йаум» или нет, но она сообщила, что к протестующим примкнули боевики Аль-Каиды. Об этом, мол, с трибуны заявил один из участников бессрочного митинга, да и очевидцы подтверждают, что на площади ан-Нахда все чаще мелькают черные флаги террористической группировки номер один.

СПЕЛИСЬ С АЛЬ-КАИДОЙ

В среду, 31 июля, египетское телевидение транслировало спецзаявление нового кабмина, в котором протесты в поддержку Мурси и «Братьев-мусульман» были названы угрозой национальной безопасности. МВД было поручено как можно быстрее справиться с «перекрытием дорог и терроризмом». По сути, от данного заявления один шаг до открытого признания протестующих террористами.

Всего несколько десятилетий назад на «Братьях-мусульманах» уже висел соответствующий ярлык. В 1951 году, после неудачного покушения на президента Гамаля Абдель Насера, деятельность исламистов в Египте была запрещена, некоторые активисты были арестованы, а большая часть сподвижников ушла в подполье. Похоже, прежние времена возвращаются. Кончилась недолгая эпоха кабинетов, официальных встреч, деловых костюмов и пресс-конференций – словом, короткий политический взлет сменился ошеломляющим падением. Новый имидж «Братьев» приказал долго жить в тот момент, когда в новостях в связи с протестами, организованными этим движением, прозвучали слова «терроризм» и «Аль-Каида».

А ведь новый имидж был достаточно интересным. Возможно, во многом его просто придумали массмедиа. Вспомним, что писали о движении полтора года назад. Когда первая волна шока от результатов выборов в Египте прошла, СМИ, опубликовав поначалу свои «страшилки» на тему прихода к власти исламских фундаменталистов, поближе присмотрелись к «Братьям-мусульманам». Неожиданно стал складываться новый образ движения, мол, никакие они не экстремисты, а продвинутые бизнесмены, получившие образование в западных вузах. Вот, например, что писали «Ведомости» в своей статье «Братья-прагматики»:

- Движение «Братья-мусульмане» и их политическое крыло – «Партия свободы и справедливости» (ПСС) – на самом деле уже не столь радикальны, как их однопартийцы-террористы образца 80 годов. «Братья-мусульмане» не намерены строить исламское государство и шариатские суды, – уверены международные эксперты. Они предпочли террору инструмент цивилизованной политики — конкурентные выборы. ПСС говорила о необходимости разделения властей. Ее лидеры обещали соблюдать права национальных и религиозных меньшинств (в том числе христиан-коптов) и обеспечить равноправие между мужчинами и женщинами. Сам Мурси получил диплом в США, многие его соратники также учились на Западе. Нынешние «Братья» и их лидер — прагматики, которые понимают необходимость поддерживать нормальные отношения с Западом и Израилем и негативные последствия конфликта с последним.

Время показало, что американское образование не помешало Мурси обратиться к египтянам с призывом отправиться «на джихад в Сирию» и раздавать ключевые посты своим союзникам из террористической группировки «Аль-Джамаа аль-Исламия».

Словом, последние события в Египте заставляют задуматься о том, бывает ли вообще «умеренный» исламизм и где в таком случае он начинается и заканчивается?