IMGM2250.jpg
Рифнур Сулейманов 

ЧТО ПОВЛИЯЛО НА РОСТ ЦЕНЫ

— Рифнур Хайдарович, материалы на эту тему мы не раз публиковали на страницах нашего издания и тем не менее случилось то, что случилось: крупные компании оказались, мягко говоря, не в выгодном положении...

— Вы правильно заметили, что мы в течение прошлого года и в этом году неоднократно рассказывали о новой методике расчета крупных потребителей, проводили семинары, рассказывали на страницах газет и по телевидению, что нужно сделать, чтобы обязательный переход на двуставочный вариант цены не обернулся негативными последствиями. Однако сегодня от некоторых наших крупных потребителей можно услышать, что июльские счета за электроэнергию чуть ли не на 40 процентов подорожали по сравнению с июнем.

— Что так повлияло на рост цены?

— Прежде чем ответить на ваш вопрос, хочу объяснить, как формируется цена на электроэнергию. Начну с того, что на территории Татарстана находится около 800 точек поставки, зарегистрированных за гарантирующим поставщиком на оптовом рынке, которые фиксируют объем физически вошедшей электроэнергии для потребителей «Татэнергосбыта». Зафиксированный объем показывает, сколько «Татэнергосбыт» закупил энергии на оптовом рынке. Электроэнергия покупается в ежечасном режиме, и каждый день, каждый час на оптовом рынке цена на электроэнергию разная. В дневные часы спрос на нее высокий. Ночью обычно спроса мало, соответственно, цена меньше. Разница между самой дешевой и самой высокой может доходить до 50 процентов. Например, ночью цена на энергию (без мощности) может быть равна 90 копеек, а днем — 1,4 рубля.

Цены на электроэнергию на оптовом рынке формируются из заявок генераторов, которые предлагают на рынок свой товар, электроэнергию, и меняются в зависимости от спроса. Спрос высокий — цены растут, спрос низкий — цены падают, так и формируется почасовая цена.

— Каким образом распределяется электроэнергия внутри региона?

Она по факту сразу же и доходит до потребителя. Нет никакого контрольно-пропускного пункта, никто с папкой и с ручкой не стоит, все происходит в автоматическом режиме, с помощью приборов учета на территории нашей республики. То есть электроэнергия сразу доходит до потребителя, у каждого есть прибор учета, который фиксирует его собственное потребление по факту. Именно по фактическому энергопотреблению «Татэнергосбыт» выставляет ему счет.

ОСОБЕННЫЙ ТОВАР — МОЩНОСТЬ

— Вернемся к вопросу ценообразования. Очевидно, что ваших потребителей более всего волнует, из чего, собственно, складывается стоимость поставленной электроэнергии?

— Во-первых, из цены на оптовом рынке. Напомню, что с начала июля этого года в связи с ростом цен на газ, а также в выводом в летнее время эффективной генерации в ремонт она подорожала на 10 - 12 процентов. Во-вторых, цена складывается из стоимости услуги транспортировки, ее ведь нужно довести до потребителя (это услуги ОАО «Сетевая компания»). Кстати, с начала июля услуги «Сетевой компании» также подорожали в среднем на 4 процента. Ну, и плюс наша сбытовая надбавка, которая в среднем определяется согласно 442 постановлению в процентном отношении от цены на оптовом рынке. Кстати, это значит, что если потреблять электроэнергию в то время суток, когда на оптовом рынке складывается низкая цена, например, ночью, то и сбытовая надбавка будет также значительно меньше. В среднем сбытовая надбавка для крупных потребителей составляет около 3 процентов от цены покупки на оптовом рынке, а в конечной цене еще меньше.

— Рифнур Хайдарович, в счетах за июль предприятия обнаружили графу «мощность». Что это за товар, который теперь необходимо оплачивать?

— Отмечу, раньше потребитель тоже платил за мощность, просто она не выделялась в цене. Это и есть первая ценовая категория. В ней цена на энергию рассчитана по графику гарантирующего поставщика на оптовом рынке, а он достаточно ровный, и цена на мощность внутри первой ценовой категории была низкой. С 1 июля этого года крупные потребители не могут рассчитываться по этой ценовой категории, а 3, 4, 5, 6 ценовые категории — это есть двуставочная цена, где выделяются почасовая цена энергии и отдельно мощности. И поскольку многие еще не сталкивались с особенностями этого особого вида товара, необходимо рассказать о них.

Цена на мощность сильно зависит от равномерности графика потребления электроэнергии. Ровный график в данном случае означает одинаковое потребление и днем, и ночью. Чем ровнее график, тем меньше придется платить за мощность. А еще лучше для отдельно взятого потребителя максимально «увести» свое потребление в ночь. Конечно, к сожалению, не всегда это реально.

И если у крупного потребителя сегодня рост платы за электроэнергию превышает 40 процентов, то, вероятнее всего, это объясняется неровным графиком потребления. Если такое предприятие работает только в рабочие дни недели, только днем, то составляющая цены покупки на оптовом рынке может вырасти и до 50 процентов.

Во-вторых, если даже потребитель работает в ночные часы, не в часы пиковой нагрузки, но у него не установлен прибор учета, то у него все равно удорожание электроэнергии может дойти до 50 процентов. Так как, согласно 442 постановлению, к такому потребителю будет применяться замещающий метод. Этот метод еще называется «стимулирующим». Так «Правила розничного рынка» экономически подталкивают потребителя установить почасовой учет и обеспечить своевременную передачу данных гарантирующему поставщику в согласованном с ним формате.

— В чем суть замещающего стимулирующего метода?

— Допустим, если у потребителя с ровным графиком потребления нет почасового учета, то считается, что он потребляет электроэнергию в дневные часы рабочих суток. То есть платит по самой дорогой цене и за энергию, и за мощность .

РЕАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ СНИЖЕНИЯ ЗАТРАТ

— Что нужно предпринять, чтобы снизить стоимость затрат на электроэнергию?

— Во-первых, установить современный многофункциональный прибор учета. Как я уже говорил, если такого прибора учета нет, то объем потребленной электроэнергии и мощности определяется расчетным способом. Значит, за электроэнергию и мощность потребители, не имеющие приборы учета, платят по максимуму.

Во-вторых, нужно иметь в виду, что, имея почасовой прибор учета, можно значительно сэкономить, отказавшись от электропотребления в часы пиковой нагрузки. Сама по себе мощность фиксируется только в один час рабочего дня. Если пик энергосистемы РТ приходится, допустим, на 10 часов утра, у крупного потребителя есть возможность снизить показания потребления мощности, устроив в этот час (ежедневно, допустим, с 10 до 11) обед, и в этот час не потреблять электроэнергию. Теоретически в графе «мощность» может стоять и ноль. Таким образом можно сэкономить около 15 процентов от стоимости электроэнергии.

— А пиковые часы всегда приходятся на 10 - 11 часов дня?

— Как показывает статистика, обычно, хоть и не всегда, пиковые часы приходятся на 10 часов утра и на 15 часов дня. Конечно, все зависит еще и от времени года. Информация о пиковом потреблении ежемесячно публикуется на сайте ОАО «АТС» (администратор торговой системы), мы также публикуем статистику пиковых часов по республике Татарстан на нашем официальном сайте. Пока кардинально часы пик редко меняются, и можно правильно «попасть» в нужный час

— Но ведь далеко не все предприятия могут подстраивать свою работу под более дешевый график работы! Не все же работают ночью. Есть компании, которые функционируют по строгому графику, например, с 8.00 до 17.00 часов, то есть в самые пиковые часы. Каким образом им можно удешевить электропотребление?

— Помимо того, что я уже говорил, им стоит рассмотреть вопрос о перераспределении максимальной мощности.

Сегодня у крупного потребителя есть возможность провести ревизию своей присоединенной мощности. Дело в том, что не всегда ее объем, зафиксированный «Сетевой компанией» в документах о техническом присоединении, соответствует действительности. На самом деле она может быть и меньше. И если это так, то излишек этой мощности можно перераспределить. Конечно, только в том случае, если по факту к сетям крупного потребителя (к его ТП) присоединен еще один потребитель, и у него тоже есть какая-то мощность. Таким образом, потребитель с максимальной мощностью, например, 680 киловатт, может в пользу потребителя, к примеру, мощностью 200 киловатт, передать свои неиспользуемые 100 киловатт. Для этого нужно обратиться в «Сетевую компанию» и в документе о техприсоединении зафиксировать меньшую мощность. Тогда предприятие из разряда крупных перейдет в категорию потребителей с меньшей мощностью.

Совсем недавно, в июле, правительство России упорядочило процедуру перераспределения мощности, приняв 630 постановление.

Таким образом, мы советуем руководителям предприятий с присоединенной мощностью свыше 670 киловатт выяснить, действительно ли ему необходима та мощность, которая зафиксирована в документах о техприсоединении. Ведь когда строился объект, мощность у «Сетевой компании» могли попросить с запасом.

Еще раз подчеркну, что на удорожание электроэнергии значительно влияет неравномерное распределение мощности в течение дня. Необходимо учиться ее регулировать. Это реально. Для этого достаточно определить пиковые часы нагрузки по Татарстану и уменьшать в эти часы потребленную нагрузку. Кстати, казанские потребители во время проведения Универсиады уже немного потренировались в регулировании мощности и справились с поставленной задачей.

— Рифнур Хайдарович, сейчас многие потребители, получив июльские счета, полагают, что «Татэнергосбыт» начал получать сверхдоходы...

— «Татэнергосбыт» является энергосбытовой компанией, тариф которой в виде «сбытовой надбавки» регулируется государством в лице Государственного комитета РТ по тарифам. Как я уже говорил, это около 2 процентов от конечной цены. В свою очередь все изменения, происходящие на оптовом рынке электроэнергии, транслируются на конечного потребителя. Мы, конечно же, не получаем сверхдоходы от роста цен для отдельных потребителей. Можно сказать, что начиная с июля, происходит перераспределение структуры выручки гарантирующего поставщика. То есть по первой ценовой категории произошло снижение темпов роста за счет дополнительной выручки, связанной с удорожанием по 3, 4, 5, 6 ценовым категориям. Никаких сверхдоходов здесь быть не может.

Принимая во внимание беспокойство наших потребителей, хочу подчеркнуть, что клиентоориентированная политика ОАО «Татэнергосбыт» направлена на партнерские отношения с каждым потребителем, поэтому мы готовы оказывать своим клиентам любую консультационную и практическую помощь.