РАЗДАЧА СЛОНОВ
Церемония награждения началась сразу после весьма сомнительной в художественном отношении хореографической композиции. Увы, невнятность шоу открытия и закрытия уже можно читать почерком нашего фестиваля, и доколе это будет твориться, снижая уровень нашего феста, пока непонятно.
Награждение начали со специальных призов. ТЮРКСОЙ отметил своим призом и премией в $3 тыс. турецкий фильм «Кэн». Его перед фестивалем, кстати, прочили на главный приз, но не вышло.
Гильдия кинокритиков отдала своего традиционного фарфорового слона дебютантам – итальянским кинодокументалистам за фильм «Белые люди». Как пояснила вручавшая приз кинокритик Вита Рамм: «Они нашли необычное явление и представили его нам».
Короткометражный фильм «Чиппендейл» с блистательным Виктором Сухоруковым, который сняла режиссер татарского происхождения Камила Сафина, получил право на поездку и презентацию в Индии. Кстати, в этой ленте снялся еще и живущий ныне в Москве казанский актер Владимир Любовский.
Совет муфтиев РТ отметил фильм «Азан звучит над небом Белоруссии», в котором явно прослеживается тема веротерпимости.
Далее перешли к вручению основных призов. Лучшим неигровым фильмом был признан фильм немецких кинематографистов «Поколение кундуз – чужая война». Режиссер Мартин Гернер рассказал в нем об афганской войне.
Немного странно вышло с наградами за анимационные фильмы. Татарстан, представивший сразу несколько лент и вроде бы переживающий подъем анимэ, не получил ни одного приза. Приз получила лента иранских мультипликаторов «Деревня «Масулех». А спецприз уехал в Уфу – его за национальные традиции в анимационных фильмах получила лента «Айдар и серый волк».
Лучшим оператором был признан Олег Лукичев, снявший российскую ленту «Иван, сын Амира». Получая награду, режиссер ленты Максим Панфилов сказал, что Лукичев – полноправный соавтор картины.
ДЮЖЕВ И ГОРДОН ЗАПЕЛИ
Но главная интрига была впереди. Гостю и участнику фестиваля Дмитрию Дюжеву было доверено вручить приз за лучшую женскую роль. Дюжев в этом году был одним из героев фестиваля. Во-первых, он снялся в одной из главных ролей в фильме «Иван, сын Амира». Во-вторых, сыграл во внеконкурсной «Заступнице» о Казанской иконе Богоматери.
Дюжев на награждении был весел и раскован, похвалил Казань, в которой не был полгода, и отметил, что за это время она похорошела, спел акапелла две песни. И вообще было видно, что на фестивале ему комфортно. От имени жюри Дюжев вручил приз за лучшее исполнение женской роли режиссеру фильма «Письма под дождем» с просьбой передать исполнительнице главной роли.
А вот лучших исполнителей мужских ролей было двое. Ими стали герои сербского фильма «Круги» – актеры Небожса Глоговац и Александр Берцек.
Волнение в зале возрастало, все ждали, кто же станет лучшим сценаристом. Для вручения приза в этой номинации был приглашен сценарист, режиссер и телеведущий Александр Гордон. Он поздоровался с залом трижды – по-русски, по-украински и по-еврейски, сказав, что он, соединивший в себе три крови, – ярчайший пример толерантности. «Я жертва толерантности», – пошутил Гордон. Когда он, не желая уступать Дюжеву, спел куплет песни на украинском языке, зал взорвался аплодисментами.
И Гордон назвал лучшего сценариста. Им стал Марджан Ашрафизадех – за сценарий фильма «Письма под дождем».
==video1808==
«ГЛУБИНА ВЕРЫ НАС СОЕДИНЯЕТ»
Но Гордон, наградив лучшего сценариста, не спешил уходить со сцены. Ему выпала миссия представить почетного гостя фестиваля.
- Я хочу представить вам одного из лучших режиссеров Европы, автора интеллектуального кино, снявшего около 30 художественных фильмов и около 20 документальных лент, – пана Кшиштофа Занусси, – торжественно объявил Гордон.
Кшиштоф Занусси приехал в Казань всего на несколько часов, но успел встретиться с президентом РТ Рустамом Миннихановым и вручить приз лучшему режиссеру.
Элегантный пан Кшиштоф, идущий след в след с самим Анджеем Вайдой, был крайне доброжелателен. Как всякий поляк старшего поколения, он прекрасно говорит по-русски.
- Я христианин, но я рад, что у людей другой конфессии есть свой кинофестиваль. Если мы углубимся каждый в свою веру, то найдем много, что нас сближает. Нас сближает глубина веры. Я очень рад, что у нас в Польше есть небольшая, но очень прогрессивная группа татар, живущих в нашей стране уже несколько десятилетий. Среди них много ученых, литераторов, актеров. Кстати, в моей новой ленте снимется ваша землячка Чулпан Хаматова, – сказал Занусси.
А приз из рук знаменитого режиссера получила Хола Латфи из Египта – за фильм «Новый день. Новая надежда». Она была признана лучшим режиссером нашего фестиваля.
Конечно, приятно было видеть на закрытии казанского фестиваля Занусси, но возникал невольный вопрос: для чего приезжал к нам великий режиссер? Только вручить приз фестиваля? Не было ни встреч со зрителями, ни мастер-классов, ни общения с прессой. Как-то странно составляют графики VIP-гостей устроители фестиваля. И после всего этого оставалось какое-то неприятное послевкусие.
Главный приз фестиваля, который вручали председатель жюри Карен Шахназаров и министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, достался сербской ленте «Круги», что вызвало бурю восторга в зрительном зале – картина стала одной из фестивальных сенсаций.
Но был еще один приз – спецприз президента Татарстана Рустама Минниханова, который присуждается за гуманизм в киноискусстве. Его вручила вице-спикер нашего парламента Римма Ратникова. Приз достался татарстанскому короткому метру «Конец игры» режиссера Максима Швачко, где снимались татарские актеры. Режиссер переселил героев новеллы Хулио Кортасара в татарскую деревню, и получился светлый и трогательный фильм. Награда за него стала единственной для татарстанских кинематографистов.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 4
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.