Александр Мишарин: «Основными критериями станут реальный опыт, гарантированные обязательства по качеству работ, стоимость и наличие разрешительных документов» |
«САМОЕ ГЛАВНОЕ ДЛЯ РОССИИ – ЭТО ОБЪЕДИНЕНИЕ ТЕРРИТОРИЙ»
Программа строительства ВСМ, оказывается, была утверждена еще советом министров СССР в декабре 1989 года. Создание линий планировали завершить в 2005 году. Однако у истории были свои задумки и планы: только теперь, через 20 лет, вновь вернулись к этому проекту.
«Для реализации планов такого масштаба необходимо сочетание двух определяющих факторов: мощь и сила государства и политическая воля. Сегодня, пройдя нелегкий путь преобразований, Россия способна сделать это», – уверенно завил вчера первый вице-президент ОАО «РЖД», генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин на конференции в рамках IV Международного железнодорожного салона техники и технологий.
Проект ВСМ Москва – Казань президент России Владимир Путин назвал приоритетным. По подсчетам экспертов, выиграют от проекта многие: для строителей и промышленной сферы это многомиллиардный заказ, для инвесторов – инструмент долгосрочных вложений в реальный сектор экономики, для науки и образования – новый уровень решений, новые материалы, техника и подготовка уникальных специалистов. Кроме того, регионы получат десятки тысяч рабочих мест и, как следствие, увеличат темпы роста. В свою очередь железнодорожники перейдут на новый этап развития отрасли, так как со времен БАМа линии такого масштаба не создавались. «Самое главное для России, для ее граждан – это объединение территорий страны, создание, по сути, новых городов, в смысле возможности для общения людей, выбора ими работы, преодоление экономической, культурной отчужденности дальних пригородов», – определил глобальное значение ВСМ Мишарин.
По его словам, в зоне создаваемой ВСМ проживают более 100 млн. жителей, на пилотном участке Москва – Казань – около 30 млн. человек.
С момента президентского поручения построить ВСМ, то есть за неполный год, как отметил первый вице-президент РЖД, уже определены перспективные направления развития сети: Москва – Адлер и Москва – Екатеринбург. Пилотным участком выбран отрезок Москва – Казань, откуда и начнется строительство сети. Мишарин обратил внимание, что уже завершена проработка инвестиций пилотного проекта, сейчас проходит ее экспертиза. «Строительство в полном объеме должно быть завершено в 2018 году, – пообещал Мишарин. – Это очень сжатые, но реалистичные сроки, нам дорог буквально каждый месяц работы». Проектирование должно быть завершено до конца следующего года.
Пилотный участок разделили на четыре перегона: Москва – Владимир – Нижний Новгород – Чебоксары – Казань. «Решено, что участки должны вводиться одновременно, за исключением одного, который будет эксплуатироваться в тестовом режиме, он будет введен в конце 2016 года, чтобы за год до ввода в эксплуатацию на этих 100 километрах организовать движение, протестировать подвижной состав, устройства, автоматику», – пояснил топ-менеджер. По его словам, участок будет определен по результатам проектирования, пока по основаниям инвестиций это отрезок от Нижнего Новгорода в сторону Чебоксар, так как его проще построить.
ВЛАДИМИР – ПРИГОРОД МОСКВЫ ИЛИ МОСКВА – ПРИГОРОД ВЛАДИМИРА
При этом первым пусковым участком пилотного проекта станет отрезок Москва – Владимир. В итоге два города окажутся в часовой доступности друг от друга.
Ожидается, что запуск линии Москва – Казань, протяженность которой составит 770 км, сократит время в пути между этими городами в четыре раза, а время в пути до Екатеринбурга уменьшится в будущем на 7 часов. Уже известно, что поезда будут отходить от Курского вокзала, который в будущем станет центром схождения двух линий ВСМ: до Казани и до Адлера. Места остановок выбраны через каждые 50 - 70 километров.
«Мы рассматриваем несколько видов движения на этой линии. Это высокоскоростные поезда, идущие без остановок, с минимальным временем движения и с максимальной маршрутной скоростью, до 300 километров в час; поезда, которые идут со всеми остановками; пригородные поезда, условно пригородные, Владимир у нас становится пригородом, то есть пригородом Москвы или Москва – пригородом Владимира. И те поезда, которые должны осуществлять маятниковое движение каждый день, то есть на них люди должны на работу ездить… Кроме этого, мы должны иметь ночные поезда с Урала, то есть он до Казани идет со скоростью 120 - 140, далее идет со скоростью 250, а в результате у него время сокращается на 7 - 8 часов», – рассказал о планах генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали».
В СМИ недавно появлялась информация о том, что ОАО «Скоростные магистрали» объявило конкурс на разработчика документации для проектирования. «Кто победил, пока не могу сказать. Подведение итогов завтра, надо протокол составить. Завтра объявим результаты», – ответил Мишарин на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», добавив лишь, что заявки подали такие международные компании, как Bain и McKinsey.
В ближайшее время, как ожидается, будет организован и конкурс на выбор организации для проектирования участка Москва – Казань. Общая стоимость материалов для инфраструктуры на пилотном участке оценили почти в 300 млрд. рублей. Производство комплектующей продукции собираются локализовать в России. На линии предстоит построить более 340 искусственных сооружений. Кроме того, возведут три моста: через Волгу, Оку и Суру. Также на линии Москва – Казань придется оборудовать почти 800 переходов различных уровней. Мишарин подчеркнул, что старые технологии тут не сработают – слишком дорого окажется.
Подрядные организации будут выбраны по итогам международного конкурса с учетом результатов проектирования. «Основными критериями станут реальный опыт, гарантированные обязательства по качеству работ, стоимость и наличие разрешительных документов», – объявил Мишарин. В настоящее время пока только приступили к инженерным изысканиям и предпроектным работам.
«ВСМ – это вызов промышленности и строителям», – не раз повторил Мишарин. Он добавил, что металлурги готовятся к выпуску необходимых рельсов. «Я считаю, что они уже в 2014 - 2105 годах должны небольшими партиями производить рельсы для высокоскоростного движения и поставлять их на участок Москва – Санкт-Петербург на замену», – пояснил он.
В тех, регионах, где будет проходить ВСМ, созданы группы по работе с населением, мнение которого, заверил Мишарин, будет учитываться |
ПО КАРМАНУ ЛЮБОМУ
Топ-менеджер обратил особое внимание, что в тех, регионах, где будет проходить ВСМ, созданы группы по работе с населением, мнение которого, заверил Мишарин, будет учитываться. Также один из важнейших вопросов – экология. «ВСМ признаны наиболее безопасным видом транспорта и, по данным международного союза железных дорог, наиболее экологически чистыми и энергоэффективными», – пояснил он.
Фактором регулирования пассажиропотока станет тарифная политика перевозчика. «Применение дифференцированных тарифных ставок позволит обеспечить предоставление услуг ВСМ почти для всех категорий граждан России. Стоимость проезда должна варьироваться примерно в пять раз – именно такие гибкие тарифы приняты в мировой практике и позволяют обеспечить высокую доступность», – сказал топ-менеджер. Уже после конференции он, общаясь с журналистами, объяснил, что уже планируют создать подвижной состав с четырьмя классами: первый, бизнес, эконом и так называемый лоукост. Но он заверил, что даже в самом дешевом из них поездка будет комфортной, количество пассажиров в вагоне будут увеличивать за счет специальных тонких кресел. «Это нормальная международная практика, когда стоимость проезда зависит от класса, времени покупки и времени поездки», – добавил Мишарин. Он сообщил, что в итоге стоимость проезда в лоукост-классе будет сопоставима с ценой в плацкартном вагоне.
Естественно, особое внимание будет уделяться подвижному составу. «Конкурс будем проводить после получения проекта, – отметил Мишарин. – Мы должны уже в конце 2014 года определить, кто у нас победил и с каким подвижным составом». Кроме того, подвижному составу была посвящена отдельная сессия на конференции, когда представители фирм Siemens, Alstom и Bombardier показали свои проекты для России. Мишарин обратил внимание, что решение будет принято, учитывая безопасность и комфорт для пассажиров, применение лучших технических решений, оптимальную стоимость жизненного цикла, локализацию производства в России.
«…ПОВЛЕЧЕТ ЗА СОБОЙ ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ»
Конечно, отдельно стоит поговорить и о финансировании проекта ВСМ. «Уже определены основные участники проекта. В первую очередь это государство, финансирующее около 70 процентов стоимости магистрали, остальные 30 процентов – инвестиции бизнес-структур. Это новая практика реализации проектов в России, поэтому она повлечет за собой изменения законодательства как земельного и налогового, так и бюджетного», – объяснил Мишарин. Эксперты, которые на отдельной сессии также обсуждали вопрос государственно-частного партнерства при строительстве ВСМ, согласились с представителем РЖД, что законодательная база России еще не готова к такому виду финансирования.
Мишарин рассказал, что в ближайшее время ожидается принятие конкретных решений. Так, в первом полугодии 2014 года должны быть определены инвестиционный пул, готовность промышленности к реализации такого масштабного заказа и так далее.
«Создаваемые сегодня магистрали будут использоваться нашими детьми и потомками в ближайшие 40 - 60, а может, и более лет, как мы до сих пор используем инфраструктуру, созданную за 100 лет», – добавил топ-менеджер.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 40
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.