ЗАГРУЗИЛИ НА 80 - 90%

HRS (Hotel Reservation Service) – одна их крупнейших в мире компаний, оказывающих услуги по бронированию отелей по всему миру, провела исследование гостиничной индустрии Казани во время проведения Универсиады.

Исследование начинается со слов констатации, что «вопреки ожиданиям представителей гостиничной индустрии Казани местным отелям не удалось обеспечить стопроцентную загрузку в течение всего срока проведения XXVII Всемирной летней Универсиады, проходившей в городе 6 - 17 июля 2013 года». Исключением стали лишь дни открытия и закрытия Игр, номерной фонд был востребован не более чем на 80%.

По данным HRS, из 104 отелей и хостелов, работающих на гостиничном рынке Казани, в размещении гостей и участников спортивного мероприятия было задействовано 49.

Гостиницы, которые заключили контракты на размещение участников и официальных гостей Универсиады, были заполнены выше среднего – на 80 - 90%. В дни открытия и закрытия состязаний их загрузка составляла 95 - 100%, тогда как обычно этот показатель в июле не превышает 70%. Отели более низкой ценовой категории были заполнены на 90 - 100% на протяжении всей Универсиады, отмечают в HRS. «Полная загрузка отелей только в дни открытия и закрытия мероприятия – обычная ситуация. Я считаю, имеет смысл продавать пакеты на весь период мероприятия или на большую его часть, – заявила Яна Павленко, руководитель отдела контрактинга HRS Russia East. – То есть отель предлагает, например, шесть ночей по цене пяти, но при этом завышает цену незначительно. В этом случае гостиница получит от клиента те же деньги за проживание, что и за короткий период по более высокой цене. А также сможет обеспечить более высокий процент загрузки и продавать дополнительные услуги, увеличивая, тем самым, прибыль» (hrs.com).

При этом часть делегаций, под которые казанские отели «держали» номера, не заехала, что существенно снизило показатель загрузки: в ряде гостиниц он не превышал 20%, говорят в HRS. Последнее подтверждают и опрошенные участники казанского рынка. «Средняя загрузка была в районе 80 процентов, возможно, даже чуть меньше. Не удалось полностью загрузить отели, потому что недоработала дирекция Универсиады, – говорит один из отельеров, пожелавший остаться неназванным. – В дирекции Универсиады посчитали, что нам обеспечат загрузку. Принудительно со всеми гостиницами города были заключены договора, но обязательства не были выполнены. Например, нас кинули в последний момент – за неделю до начала Игр. Мы начали, как сумасшедшие, искать клиентов. Причина такого невыполнения обязательств, конечно, не объяснялась. И никакие штрафные санкции дирекция не оплатила. Мы были вынуждены селить к себе всех, кто приедет в Казань, а не только на Универсиаду».

ЦЕНЫ ПОДНЯЛИСЬ НА 50 - 60%

Большинство отелей предпочли не задействовать дополнительные инструменты привлечения гостей, предположив, что высокую загрузку обеспечат контракты с организаторами мероприятия и системами бронирования отелей (HRS.com, booking.com, Hotels.com и др.). Апартаменты не воспринимались как конкурирующие средства размещения, хотя и пользовались повышенным спросом во время спортивных состязаний.

В период Универсиады отели Казани подняли цены в среднем на 50 - 60%, а некоторые – более чем в 2 раза. Цены на апартаменты также выросли примерно на 50%. При этом все гостиницы при резервировании требовали предоплату, поскольку спрос был велик. Правда, казанские отельеры не согласны, что цены выросли. «То, что цены были подняты на 50 процентов и даже в два раза, – это ложь. Цены максимально были подняты на 13 процентов. Административным путем было установлено, что цены должны остаться на прежнем уровне. Поднимали свои цены лишь сетевые отели», – возмущается один из управляющих казанского отеля.

Количество звезд

Цена за одноместный номер до Универсиады

Цена за одноместный номер во время Универсиады

5*

4350

10 000

4*

3800

7300

4*

5200

8900

4*

4680

5580

4*

4200

6000

4*

4650

9450

4*

3800

6500

4*

2200

2200

3*

4500

4500

2*

2000

3000

*Все цены указаны за одноместный стандартный номер

«Вопрос с дополнительным средствами привлечения клиентов нам кажется одним из самых критичных и в то же время самых сложных. Многие отели связаны соглашениями о размещении официальных делегаций. В среднем под делегации резервируется от 80 до 100 процентов номерного фонда отеля. И в случае незаезда отелю приходится в срочном порядке уже во время самого мероприятия искать клиентов. Само собой обеспечить 100-процентную загрузку в подобном случае практически невозможно, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» представитель HRS. – Что касается других отелей, мы считаем, что действительно имеет смысл предлагать клиентам пакеты. Например, на весь период мероприятия или на бОльшую его часть давать скидку при бронировании нескольких ночей. Или продавать пять ночей по цене четырех (как пример). Это позволит заполнить середину, в которую обычно наблюдается спад загруженности. А еще имеет смысл предлагать дополнительный сервис для своих клиентов: это может быть трансфер до мероприятия, какие-то включенные в стоимость проживания экскурсии и тому подобные вещи. И конечно, нужно активно пользоваться такими online-системами бронирования, как HRS.com. На самом деле мы (системы бронирования) даем большой выбор инструментов для продвижения своего отеля, и нужно просто уметь этим пользоваться: активнее реагировать на изменение ситуации с загрузкой, отслеживать изменение загрузки в зависимости от тех или иных рейтов и т.д».

«ВСЕ ЖДАЛИ ИГРЫ, НАДЕЯЛИСЬ ЗАРАБОТАТЬ, А В ИТОГЕ ОСТАЛИСЬ НИ С ЧЕМ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов подвести итоги прошедшей Универсиды для гостиничного рынка Казани.

Евгения Лодвигова – вице-президент ассоциации отельеров и рестораторов Казани, генеральный менеджер отелей «Шаляпин» и Grand Hotel Kazan:

- Согласна с тем, что загрузка отелей в Казани во время проведения Универсиады была обеспечена на 80 процентов. Дело в том, что 100 процентов загрузки было только в дни открытия и закрытия Игр. 80 процентов загрузки — это заселение определенных клиентских групп, которые жили в отелях во все время проведения Игр. А 20 процентов загрузки – вероятно, речь идет об отелях, которые были забронированы для правительственных делегаций. К сожалению, делегации приезжали только на два-три дня, а бронь держалась на весь период, поэтому недозагруженными остались именно такие отели под делегации.

Согласна с критикой того, что считать контракты с организаторами гарантией загрузки отеля – это ошибка. Но другого выхода не было. Я не согласна с информацией о том, что отели повышали цены в 2 раза. В основном отели повысили цены на 10 - 20 процентов.

Мы пытались реализовать практику пакетных продаж, но, к сожалению, было уже поздно. Из-за брони отелей дирекцией Универсиады сами отели не могли создавать уникальные предложения. Когда бронь была снята, спроса на пакетные предложения уже не было.

В будущем, считаю, не нужно полностью бронировать отели организаторами. Какой-то процент определенно должен быть отдан источникам, а остальное – отелям на самостоятельные продажи. Считаю, что пропорция должна быть 50 на 50.

Туристов, которые приезжали в Казань в это время не на Универсиаду, не было в связи с бронью. Изначально было заявлено, что все отели заняты и мест нет.

Адель Муллагалиев – генеральный директор отеля «Хаял»:

- Загрузка была полной только в дни открытия (с 6 по 8 июля) и закрытия. В этот промежуток загрузка отеля была, наверное, максимум 50 процентов. Что касается цен, то, например, мы так сильно цены не поднимали. Изначально с отелями было заключено соглашение, по которому цены должны были остаться на уровне прошлого года плюс 10 процентов на инфляцию. Таким образом, у нас цена была 2012 года плюс 10 процентов для участников Универсиады.

Дирекция Универсиады подстраховывала себя для своей выгоды, а об отельерах никто не думал. Наверное, по-другому и нельзя было все организовать. Хотя бронировать 100 процентов номерного фонда, наверное, не совсем верно, потому что в итоге заселялось максимум 50 процентов. Нам за такую загрузку никто ничего не компенсировал, а требования были высокие: проходили сертификацию, аттестацию, обучение. Все ждали Игры, надеялись заработать, а в итоге остались ни с чем. Навскидку на самостоятельную реализацию отельерам надо оставлять 50 процентов номерного фонда.

Александр Ракушев – директор Bilyar Palace Hotel:

- У нашего отеля был заключен договор с организаторами Универсиады, и у нас проживали судьи FISU. Тенденция, когда приезжают только на открытие и закрытие мероприятия, конечно, есть, а в промежутке бывает небольшой спад. Но такого, чтобы загрузка была 20 процентов, такого у нас не было.

В январе 2012 года было объявлено о заключении договоров, и обговаривалось, что цены не должны превышать определенный процент. Не исключаю, что, возможно, мелкие гостиницы, которые не были под серьезным контролем, повышали цены.

На период проведения Универсиады у нас были обязательства перед департаментом по расселению дирекции. И условия проживания на этот период у нас были обговорены, поэтому не использовались пакетные продажи или что-то подобное.

Была неразбериха, кто когда приезжает и расселяется и тому подобное. Хотелось бы больше достоверной информации от принимающей стороны в лице властей, департамента по расселению. И если есть обязательства по предоставлению гостей для проживания, желательно бы их выполнять. Это, конечно, сложно, но хотелось бы больше гарантий: когда стороны придерживаются принятых обязательств.

Андрей Питулов – генеральный директор УК «Хостел Клаб» (управляет хостелами «Пушкин» и «Коммуна»):

- К дирекции Универсиады никаких претензий нет, поскольку это государственная структура, предназначенная для успешного проведения Игр. Со своей задачей они справились. Хостелы заключали договор с дирекцией, который позднее был транслирован на туристическую компанию «Легенда». В дни открытия и закрытия Игр у нас была 90-процентная загрузка хостелов. У нас многоместные номера, и дополнительно к одной компании мы не могли заселить в номер еще двоих человек, например. Между открытием и закрытием загрузка была примерно 50 - 60 процентов. Если бы мы с самого начала, в марте-апреле, открыли возможность бронирования, то мы бы загрузили хостелы. Но из-за действия договора с дирекцией, а потом с «Легендой» бронь у нас была закрыта. Когда мы начали понимать, что нас никто не собирается заполнять (в конце мая), мы сообщили, что сами будем заполнять, открыли букинги. У нас были какие-то бронирования от компании «Легенда», но они слетели за 10 дней, поэтому мы заселяли людей самостоятельно.

Мы цены не поднимали. По договору нам разрешалось поднять цены на 10 процентов, и мы по этим ценам и работали. Койко-место стоит 500 - 600 рублей, и повышение цены на 50 рублей, на мой взгляд, абсолютно незаметно для потребителя.

Я считаю, что организаторам нужно более четко прорабатывать свои планы, тогда и не будет подобных ситуаций. Что касается хостельеров – людей, работающих в гостиничном бизнесе в низшей ценовой категории, то их, возможно, вообще не имеет смысла привлекать. Хостелы ориентированы в первую очередь на иностранцев и одиночных путешественников, а это люди, которые самостоятельно бронируют себе жилье. Мы сами можем найти себе гостей.

Оксана Саргина – руководитель ассоциации хостелов Казани и Татарстана:

- Во всех хостелах была разная заполняемость. Примерно 70 процентов в дни Универсиады и 90 - 100 процентов в дни открытия и закрытия Игр. Что касается цен, то практически никто на рынке хостелов (всего их сегодня 24) не повысил цены во время проведения Универсиады.

Был официальный оператор размещения гостей в хостелах, по договору с которым изначально в хостелах все было забронировано, однако затем было так, что гости или не заехали, или бронирование было снято. Каждый спасался как мог. Некоторые хостелы заселили гостей самостоятельно.

Если говорить о гостях, которые заселялись в хостелы и приехали не на Универсиаду, то эта цифра в среднем составила 10 процентов. Трудно подсчитать точную цифру, потому что некоторые гости, вероятно, приезжали под событие.