5.jpg
Академики собрались, чтобы донести свою точку зрения по скандальному закону о реформировании РАН до народных избранников

ПРОТЕСТОВАТЬ ДО ПОСЛЕДНЕГО

Вчера, в день второго чтения по скандальному закону о реформировании РАН, академики собрались в пресс-центре РБК, чтобы, наверное, в сотый раз обсудить волнующие проблемы и попытаться донести свою точку зрения до народных избранников, которые, как оказалось пару часов спустя, поставили жирную точку в дискуссиях вокруг реформы.

Академики, все без исключения, выступали эмоционально. Это понятно: закон не какой-то проходной, а очень важный, решающий судьбу не только науки России, но и в целом образования. Однако, как показалось корреспонденту «БИЗНЕС Online», порой в словах ученых звучало отчаяние, несмотря на громкие заявления о намерении идти до конца.

Председатель профсоюза работников РАН, Института общей физики РАН им. Прохорова Виктор Калинушкин заявил, что ключевая поправка, которую будут обсуждать во втором чтении, – ведомственная принадлежность. «Этот момент может быть решен неправильным образом. По имеющейся у нас информации, «Единая Россия» будет поддерживать ситуацию, когда институты РАН будут переданы в ведомство федерального агентства, правила в котором не оговорены», – ожидает академик.

Его коллега, главный научный сотрудник Института ядерных исследований РАН Валерий Рубаков согласился, что если закон будет принят в таком виде, то последствия окажутся тяжелыми для научного сообщества. «Последствия будут очень тяжелые, без сомнения, потому что те люди, которые предлагали и проталкивали этот законопроект, они недвусмысленно устами министерства образования и науки говорили и говорят, что это означает и сокращение числа институтов, и сокращение числа работников», – считает ученый. Он добавил, что во всем мире наукой управляют именно те, кто хотя бы что-то в ней понимает и сделал для нее немало.

Вице-президент РАН, директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый обратил внимание на то, что приходящие в институты сторонние менеджеры лишь затрудняют контакт специалистов не только на международном уровне, но и внутри страны, и, как следствие, падает продуктивность самого института.

Член совета профсоюза РАН Евгений Онищенко поспешил опровергнуть одну из расхожих версий, что инициаторами реформы РАН стали именно молодые ученые. «Возможно, эта версия есть в министерских кругах, в Думе, в администрации президента. Но в научной среде подавляющее большинство молодых ученых и обычных ученых, научных сотрудников, тех, кто имеет регалии, включая лауреатов президентских премий, настроены по отношению к этому законопроекту резко отрицательно. Это вообще редкий случай, когда почти все научное сообщество, за исключением единичных случаев, независимо от политических взглядов, от отношения к тому, как надо развивать нашу науку, придерживается единой позиции», – высказал он свое мнение. В качестве примера Онищенко привел митинг, который 24 августа самостоятельно организовали именно молодые ученые.

При этом бывший вице-президент РАН (2001 - 2013 годы), один из кандидатов на пост президента академии Александр Некипелов считает, что в любом случае РАН даже со всеми своими недостатками знает и понимает развитие фундаментальной науки, поэтому свои задачи выполняет.

Говоря о молодых ученых и более старшем поколении, Зеленый подчеркнул, что во всех вариантах реформы «больше всего оскорбило подловатое стремление авторов реформы (мы хоть не знаем их имена, но догадываемся, откуда они родом) поссорить старшее поколение с младшим». Академик также добавил, что те, кто принимает законы, с учеными не встречались, а теперь своими действиями ставят под вопрос дальнейшую судьбу тех, кто только еще ступает на научную тропу. «Будучи управляемыми такой не очень понятной структурой, но заведомо бюрократической, мы просто потеряем молодежь», – сожалел Зеленый.

Калинушкин, в свою очередь, заметил, что поправки, скорее всего, будут приняты. Но академики, научное сообщество настроены решительно – планируют подключать к протестным акциям регионы. «Мы планируем возобновление протестных действий во всех регионах России, где есть соответствующие институты академии наук. Они будут центрами протестных действий. Мы планируем резко увеличить масштаб этих действий», – пригрозил он. В то же время, по словам Калинушкина, в Москве обстоит дело сложно: ученым не дают даже площадку, где можно выразить свою позицию, собрав 8 - 10 тыс. человек. К Госдуме на время обсуждения закона могут подойти не более 150 человек, иначе вмешается полиция, а своих коллег никто не хочет подставлять.

В ответ на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» все академики выразили желание «протестовать до последнего». Так, Калинушкин призвал власти понять ученых, иначе волна протестов будет только нарастать. Онищенко усомнился, что законодатели сознательно «громят науку», но в случае, если это будет продолжено, он уверен, ученые будут упорствовать. В свою очередь, Зеленый сказал, что хотел бы скрыться в пещерах, но признал, что сотрудники института не поддержат его капитуляцию. «Я не могу сделать, за мной институт, придется отбиваться всеми способами», – решительно настроен академик.

«ЭТОТ СОСТАВ ДУМЫ ПРОГОЛОСУЕТ»

В 15.00 у здания Госдумы начали собираться представители научного сообщества. Если раньше кто-то и считал ученых инертными, то они с гордостью опровергли этот стереотип. К тому же, на улицу вышли все поколения: от академиков до студентов. Защищать свою родную РАН пришли не менее тысячи человек, причем время было рабочее.

Сначала все группами стояли около здания Госдумы со стороны Тверской. Оказалось, что к главному входу не пускают. Полицейские, отгородив тротуар, заставили ученых тесниться около подземного перехода. Около 16 часов, когда народные избранники закончили горячие дебаты, представители КПРФ, которые поддержали ученых в их борьбе за науку, вышли к публике. Тогда только полицейские отворили перед учеными заграждения и пропустили к центральному входу.

- Нас даже в здание не пустили. Принимают на улице, как какую-то шабалду, – пожаловался корреспонденту «БИЗНЕС Online» стоящий рядом мужчина в летах.

1.jpg
У здания Госдумы начали собираться представители научного сообщества

В течение часа депутаты по очереди подходили к микрофону. Кого-то ученые поддерживали подбадривающими «ура», а чье-то выступление понравилось меньше: «Переходи к делу. Говори нам про РАН!» – доносилось из толпы. И действительно, некоторые депутаты лили много воды и говорили мало по делу, ради которого, собственно, добровольно пришла к Госдуме тысяча ученых, научных сотрудников, академиков и простых аспирантов и студентов.

Уже к концу часа к товарищам по партии присоединился лидер фракции КПРФ Геннадий Зюганов. Он говорил много, долго, да и начал издалека. «Власть торопится, она продолжает четвертовать страну, не сообразуясь ни со здравым смыслом, ни с требованиями граждан. По сути дела, отрубили ноги промышленности и сельскому хозяйству: за 20 лет уничтожили 75 тысяч производств, целые отрасли машиностроения, электронику, приборостроение, загубили сельское хозяйство», – речь Зюганова, по ощущениям, была больше похожа на предвыборную, а не на то, что хотели услышать ученые.

Лидер КПРФ напомнил, что от армии и флота тоже ничего не осталось. «Вот теперь добрались до образования и науки. Посадили Фурсенко, который искорежил школу… А теперь подняли руку на академию наук. Попытки убедить, начиная от Путина и Медведева, не увенчались успехом… Политика блицкрига продолжается», – громко заявил Зюганов.

«Так и не сказали, кто его (закон авт.) писал, – добавил политик (вопрос авторства закона о реформировании РАН неоднократно затрагивали выступающие). – Его писали такие цэрэушники, которые рядом с Чубайсом сидели 60 человек, ставили свою цену нашим заводам и фабрикам и распродали державу за 3 процента от реальной стоимости».

Зюганов подчеркнул, что замахнулись не столько на РАН, сколько на ее собственность. «Если отделяется великая наука от научно-производственной базы, от академических институтов, это означает, что приходит свора так называемых чиновников, эффективных управленцев», – негодовал депутат и снова возвращался в своей речи к разгромленным промышленности, сельскому хозяйству, армии и флоту.

2.jpg
Геннадий Зюганов: «Добрались до образования и науки. Посадили Фурсенко, который искорежил школу… А теперь подняли руку на академию наук»

«Но главная проблема заключается в том, что мы слабо сопротивляемся», – сделал вывод Зюганов. По его мнению, если бы 20 лет назад все объединились, то сейчас бы у стен Госдумы никто не стоял, не было бы «этого безумия».

Политик заранее был настроен пессимистично и предсказал результаты голосования. «Этот состав Думы проголосует, что прикажут – на ту кнопку и нажмут. Жириновский пошумит, но сделает то, что скажут… Впереди – Совет Федерации, и если организованно будем собираться… Они с этим не справятся. Они больше всего боятся массового, организованного, хорошо продуманного протеста граждан. Вот это задача, которая стоит перед всеми нами», – определил цель политик, однако было не совсем ясно, был ли это скрытый призыв лезть на баррикады. Стоявший рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online» молодой человек, работающий в Ботаническом саду, шепотом предположил, что бить стекла было бы более действенной мерой, и сожалел, что Зюганов к этому не призывает. «Я уверен, что мы, в конце концов, победим!» – закончил свою долгую речь Зюганов.

«НЕ ЭТИМ ЛЮДЯМ РЕШАТЬ»

Среди пришедших к Госдуме было (может, кому-то покажется удивительным) много молодых ученых. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» захотелось узнать мнение именно этого поколения, потому что, по одной из версий, реформу РАН инициировало именно оно.

«Не этим людям решать, какими нам направлениями, научными задачами заниматься», – уверен председатель совета молодых ученых Института географии РАН Андрей Медведев. При этом он признал, что у РАН действительно есть проблемы, но они «бытового характера», которые сами ученые могут решить.

«Нельзя лечить головную боль гильотиной: от головной боли есть таблетки. Сказать, что нет проблем у РАН, – это соврать, они есть, но это не значит, что РАН надо ликвидировать, а этим законом они РАН ликвидируют», – согласился научный сотрудник Института географии РАН Александр Себенцов. Он также добавил, что из-за сложившейся ситуации часть молодых ученых попросту оставит страну.

8.jpg

В это время подошел старший научный сотрудник Института спектроскопии РАН Николай Болдырев. «Это изъятие церковных ценностей №2, вспомните 1922 год. С одной стороны, получаются какие-то деньги государству, а с другой – расправляются с оппозиционно настроенными к режиму организациями», – спешил сказать корреспонденту ученый. Себенцов добавил, что и на Болотной площади было много сотрудников РАН, которые, в принципе, могут сформулировать грамотную программу, «которую потом понесут в массы».

- Интересно было бы заказчиков всего этого безобразия узнать, – задался вопросом присоединившийся к беседе ученый средних лет. – Это исполнители, а кто – большой капитал?

- Нет, нет, там не такие уж большие деньги… – начал рассуждать Болдырев.

- Академия наук – это большие деньги, – перебил неназвавшийся мужчина с провокационными надписями на плаще и чемодане и тут же любезно подставил спину фотографам.

Сотрудники Института системного программирования РАН Владимир Платонов и Владимир Кошелев привлекли внимание корреспондента «БИЗНЕС Online», так как держали в руках по две красных гвоздики.

- Что символизируют цветы? Траур по образованию и науке?

- Да, траур по науке в России, – грустно отметил Платонов. – Собираются принести символ конца науки в России, и мы обязательно возложим к нему цветы.

Он убежден, что реформа «совершенно невменяемая в ее текущем варианте». Кошелев добавил, что главная цель – самоуправление в институтах РАН. «Мы все понимаем, что реформа не может закончиться положительно для РАН: она может закончится плохо или очень плохо. Но наша видимая цель – чтобы у институтов осталось самоуправление и они не были подконтрольными марионетками создаваемого агентства», – отрезал Кошелев.

БЛИЦКРИГ ПРОТИВ АКАДЕМИКОВ

Тем временем в Госдуме шли горячие дебаты перед вторым чтением. Одни говорили, что даже детские сады имеют в оперативном управлении какое-то имущество, а мы у ученых его отбираем. Другие парировали: раз государство финансирует, то оно и должно управлять, а ученые должны думать и изобретать. Их 55 тыс. в стране, а техническая отсталость такая, как будто нет ни одного.

7.jpg

Как всегда эмоционально выступали коммунисты. Дмитрий Новиков из КПРФ заявил, что промышленный потенциал России подорван, сельское хозяйство разорено, вооруженные силы пережили «сердюковский погром», а Дмитрий Ливанов разрушает систему образования. «Как в такой ситуации выходить из кризиса? России нужна модернизация, новая индустриализация. Академия и сегодня способна стать опорой для вывода страны из кризиса. Но кому-то милее другое – очередная погромная спецоперация», – заявил он.

РАН и другие госакадемии надо сохранять, усиливать их финансирование, формировать внятный госзаказ – вот чем нужно заниматься, заявил Новиков и подметил: сегодня вместо этого из ученых делают «жертву чиновничьих прихотей». Администрация президента, правительства и думское большинство хорошо понимали «порочную суть законопроекта». Отсюда и формы его принятия: быстро, спешно, тайно, без нормальных обсуждений. Настоящая методика блицкрига, которую, напомнил депутат, используют против врагов, но никак не соотечественников.

…И ОДИН ВОЗДЕРЖАЛСЯ

Оппонировал ему единоросс Вячеслав Никонов, он постарался быть более конкретным. «РАН просила ничего не говорить в законе о ликвидации или создании академии – это учтено. РАН просила, чтобы за ней было закреплено право проведения научных исследований – это не только учтено, но и усилено по сравнению с нынешним временем», – начал эмоционально перечислять депутат, загибая пальцы.

«Академия получила право координировать научные исследования в масштабе всей страны, причем не только в системе академии наук и системе высших учебных заведений, которые сейчас фактически станут подотчеты академии в своей научной работе. РАН просила статус юридического лица для отделений, и мы предоставили и статус юридического лица, и статус федерально-государственных бюджетных учреждений. РАН просила сохранить статус членов-корреспондентов – и он сохранен. РАН просила, чтобы создаваемое агентство было подчинено не министерству образования и науки, а правительству России – это предложение фракции «Яблоко» (раздался смех в залеавт.), извините, «Справедливой России», учтено. Академия просила законом защитить центры академии наук, и мы это сделали, приняли поправки КПРФ», – не уставал перечислять депутат.

6.jpg

В завершение он послал шпильку в адрес самих ученых, заявив, что есть разногласия, которые нельзя разрешить в принципе – это противоречия между самими учеными. Но очевидно, что закон учитывает максимум интересов и он готов.

Думское большинство посчитало также. Сначала депутаты проголосовали за принятие закона во втором чтении. А затем – весьма неожиданно (по предложению правительства РФ) решили не откладывать дело в долгий ящик и принять его и в третьем чтении (хотя митингующие рассчитывали, что третье чтение состоится в пятницу). За окончательную реформу РАН проголосовал 331 депутат, против почти треть – 107. Один воздержался. Таким образом, под возмущение самих ученых, стоящих под окнами Думы, управление НИИ все-таки будет передано агентству по управлению имуществом РАН. Исключение составляют Уральское, Сибирское, Дальневосточное отделение.

Государственной власти запрещается вмешиваться в научную деятельность, а нынешний глава РАН сохранит свой пост на три года после реформы.