«МИНУС – НЕДОСТАТОК ДИАЛОГА С БИЗНЕСОМ»

Тимур Нагуманов – уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей:

- Исходя из объема обращений, который поступал по муниципальному образованию город Казань, львиная доля касается взаимоотношений с КЗИО. Надо отдать должное Иреку Тальгатовичу – он долго работал, умеет работать качественно, и специалисты КЗИО работают достаточно эффективно.

Часть обращений связана с тем, что КЗИО чересчур хорошо выполнял свои функции. Что имеется в виду? Комитет не нарушал права предпринимателей – он действовал четко в рамках действующего законодательства, делая это профессионально и качественно. Но это далеко не всем нравится. Например, были обращения, связанные с тем, что КЗИО, скажем так, выбирая между пунктом «а» и «б», делает выбор в пользу муниципального образования. Предприниматель, допустим, обращается с просьбой выкупить участок, который стоит, по его мнению, 5 миллионов рублей, а КЗИО выставляет 20. Палка получается о двух концах: бизнес говорит, что за 20 купить нельзя, поскольку деньги не отбиваются, а КЗИО жестко и четко стремится наполнить казну. Таких обращений достаточно много, и, вникая в конкретику, видны качественные с юридической точки зрения действия.

Думаю, к минусам можно отнести недостаток диалога с бизнесом. Бизнесмены часто обращаются к нам именно от безысходности, когда не видят открытого и прозрачного способа решения проблем путем диалога. Почему больше обращений по КЗИО в Казани, понятно – вопросы земельных и имущественных отношений сложны именно в муниципалитете, ведь бизнес интересуют в первую очередь земля, имущество, аренда. Все другие вопросы менее сложны.

Были обращения, когда КЗИО вел себя не совсем корректно, но черту закона опять-таки не переступал. Упрекнуть Фаттахова в том, что он вообще ничего не слышал, тоже нельзя, но, видимо, бизнесу открытости не хватало, иначе не было бы обращений.

Еще одной проблемой были сроки – вопрос исполнения решений суда, вопрос сроков рассмотрения обращений, сроков ответов на обращения тоже был. Либо их сложно установить, либо они глубоко «закопаны» в регламентах, либо они нарушаются. Просто задача следить за сроками – это все-таки функция прокуратуры. С другой стороны, если концептуально права бизнеса не нарушаются, и предприниматель добивается своей правоты, да, это нарушение, но если есть нормальный результат, стоит ли тыкать пальцем и говорить: вы не правы?

В целом Фаттахов как профессионал с этой деятельностью справлялся и, наверное, просто устал. Будем надеяться, что Ратмир Шайдуллин флаг эффективной работы поднимет, но при этом найдет все силы для формирования более открытого диалога с бизнесом. Я бы мог порекомендовать разработать более жесткие и четкие регламенты действий КЗИО. Чтобы было больше взаимопонимания, больше четкости в исполнении регламентов, больше прозрачности. Чтобы не было в регламенте выбора между пунктами «а» и «б».

Люди должны понимать: направишь решение суда на исполнение – это будет исполнено в установленные законом сроки. Направил запрос – получил ответ в конкретный срок. Это повысит и доверие, и эффективность работы для конечного потребителя, будь то бизнес или гражданин.

23213.jpg
Ратмиру Шайдуллину предложили занять кресло руководителя КЗИО

«НАДО РАЗВИВАТЬ ЭЛЕКТРОННЫЕ УСЛУГИ»

Лилия Лысенко – замгендиректора по связям с общественностью группы компаний «Фон»:

- У специалистов нашей компании, которые работают с комитетом земельных и имущественных отношений казанского исполкома, особых претензий к КЗИО нет. Сотрудничество достаточно хорошо отлажено, но есть ряд пожеланий – к примеру, увеличить время приема, сделав несколько приемных дней. Не хватает соблюдения регламентов рассмотрения документов и, самое главное, сроков их оформления.

И еще: хотелось бы восстановить действовавшую ранее систему отслеживания документооборота на сайте ведомства, чтобы не звонить специалистам, а иметь возможность отследить путь документа и стадию его рассмотрения.

Безусловно, новому руководителю можно пожелать успехов на этой непростой и важной должности.

Александр Шамов – директор агентства недвижимости «Дорогой дом»:

- Необходимо сделать комитет более открытым для посетителей, установить регламенты и придерживаться их, поработать над культурой общения персонала. Кроме того, нужно развивать электронные услуги, тогда и хождений будет меньше, и порядка больше.

Марат Камалов – партнер ООО «Юридическая фирма «Татюринформ»:

- Претензии к КЗИО базируются на том, что это абсолютно закрытая структура. Отсутствует любая информация о реестре муниципальной собственности. Обычный человек не может понять, где муниципальная собственность, которую можно арендовать, порекомендовать на выкуп. Практически отсутствует доступ ко всем постановлениям исполкома, связанным с передачей имущества в собственность, в аренду и так далее.

Соответственно, одна из главных задач – сделать общую доступную базу всей муниципальной собственности. Базу данных КЗИО необходимо сделать максимально интегрированной с теми данными, что есть у Росреестра, Роскадастра. Думаю, что на это уйдут месяцы работы, но если такая открытая информационная база появится, то это будет одним из важнейших достижений нового руководителя комитета. Надо наладить отношения с управлением архитектуры, потому что это «замкнутый круг» – они постоянно передают постановления друг другу. В итоге невозможно найти крайнего, ответственного.

В команду желательно привлечь новых специалистов, которые будут нацелены на работу и поддержку нового руководителя. Ратмиру Шайдуллину желаю всего наилучшего; надеюсь, что у него все получится.

Эльмира Шайхисламова – руководитель земельного отдела «Авангард-Риэлт»:

- Было бы очень здорово внедрить электронные формы справок, выписок, чтобы я могла бы распечатать все бланки госпошлин, все необходимые документы, чтобы можно было бы через интернет оплачивать… Эта мелочная информация съедает массу времени.

Но и помимо КЗИО есть масса других вопросов. Например, было бы удобно свести, наконец, воедино все структуры архитектурно-имущественного комплекса, я имею в виду управление архитектуры, КЗИО, управление градостроительных разрешений… Тогда можно будет приехать на место и выполнить все, что необходимо.

img1100.jpg
Эксперты сходятся во мнении, что КЗИО действовал профессионально, законно, но крайне медленно, закрыто и непублично. Это и предстоит исправить

«ИРЕК ТАЛЬГАТОВИЧ – ПРОФЕССОНАЛ ОЧЕНЬ ВЫСОКОГО УРОВНЯ»

Артем Кузнецов – председатель организации «Многодетные семьи РТ»:

- Что касается исполнения законов и постановлений, то КЗИО всегда действовал в рамках закона – по крайней мере в отношении многодетных семей. Другое дело, что есть моменты, которые нас не устраивают, не хватает земли, но это за рамками компетенции комитета. Поэтому тут уже неважно, будет ли работать Ирек Фаттахов или Ратмир Шайдуллин…

Фаттахов выходил с хорошими инициативами – и по земельным, и по процедурным вопросам. Достаточно сказать, что все регистрационные вопросы решаются в самом комитете. А ведомств же много – и Росреестр, и министерство земельных и имущественных отношений, и проектировщики! Но, как нам обещал Метшин, что нам не придется ходить по инстанциям, так и было сделано: сдали документы в одном окне, там же и получили. Даже регистрация земельных участков проходила там же, в КЗИО, мы просто писали доверенности, а они сами за нас бегали по регистрационным палатам. В этом плане нам все упростили.

Марат Бикмуллин – гендиректор ООО «Информационные системы»:

- Я хорошо знаю Ирека Тальгатовича – это профессионал очень высокого уровня, у него огромный реальный опыт работы в сложных ситуациях. КЗИО постоянно участвует в большом количестве судебных процессов. Уверен, что Ирек Фаттахов найдет применение своим навыкам.

По поводу жалоб на работу КЗИО могу отметить, что очень многие проблемы коренятся в общей организации процесса, взаимодействии муниципальных властей с республиканскими и федеральными территориальными структурами. К примеру, заключение договора аренды на какой-либо объект требует от 25 до 40 подписей в различных инстанциях. Это очень трудоемкий процесс, для упрощения которого, например, в Москве создавались в свое время межведомственные комиссии. И если вопрос затягивался, можно было обратиться в этот орган – глядя друг на друга, руководители различных ведомств просто не могли уже «футболить» клиента от стола к столу. Бывает же, что чиновники просто отправляют заявителя «гулять» от одного ведомства к другому, и люди ходят по кругу, а у каждой структуры есть регламентный срок рассмотрения.

И для ускорения решения вопросов межведомственного взаимодействия даже не уровень мэра нужен, а, скорее, уровень руководителя субъекта, чтобы они работали слаженно.

«ДАЖЕ ПРИ ВЗАИМНОСТИ ИНТЕРЕСОВ В РАБОТЕ КЗИО ЕСТЬ СЛОЖНОСТИ, КОТОРЫЕ ВЛИЯЮТ
НА САМОЕ ДРАГОЦЕННОЕ – ВРЕМЯ»

Алмаз Давлетшин – заместитель генерального директора ЗАО «Управляющая компания «АС Менеджмент» (инвестиционная группа компаний ASG):

- В рамках государственно-частного партнерства по восстановлению исторического центра Казани и развитию Казанской агломерации мы наладили процесс взаимодействия с КЗИО. И в целом нам идут навстречу. Но и при таком подходе мы объективно видим те проблемы, с которыми сталкиваются потенциальные заявители. А как же складывается рабочий процесс с теми, у кого нет такого партнерского соглашения с государством?

Даже при взаимности интересов в работе КЗИО есть сложности, которые влияют на самое драгоценное – время. В частности, можно отметить следующие проблемы: процедура выделения и оформления земельных участков, согласование постановлений и распоряжений. Учитывая, что вопросы КЗИО тесно переплетаются с вопросами градостроительства и архитектуры (тем более часть полномочий ранее была передана УАИГ), то хочется надеяться, что последние изменения – это продолжение курса на создание прозрачной и нацеленной на конечный результат системы.

Многие отмечают, что проект государственно-частного сотрудничества в своем роде пилотный. И со временем тот курс на системность, публичность и выполнение регламентных сроков, который был взят, станет новым общим стандартом.

Мария Горшунова – гендиректор ООО «Майдан» (сеть кафе и ресторанов «Сытый папа»):

- С КЗИО приходится сталкиваться постоянно. Это, наверное, самая проблемная структура в исполкоме. Очень непрозрачная, очень долгая – работают, часто не выполняя никаких регламентов. Мы несколько раз были очень задеты тем, как идет процедура перезаключения договоров аренды земли. По полгода «ходят» документы, к этому времени меняются цены – нас об этом не уведомляют. Потом оказывается, что мы им должны с какими-то пенями… Очень долго «ходят» бумаги на право выкупа земли под собственным зданием – той земли, что была в аренде. Тоже, если не ошибаюсь, год с лишним. Иначе говоря, регламентные сроки не исполняются никогда.

Очень непрозрачна процедура распределения участков земли в Казани – это притча во языцех, ни для кого не секрет. Те аукционы, которые проводятся, – это малая толика того, что выдается в пользование, и здесь, конечно, как раз все прозрачно. Процедура с выдачей участков вне прозрачной сферы вызывает, мягко говоря, ряд вопросов.

Есть, конечно, пробелы не только у КЗИО – задним числом меняют зоны использования, категории земель. Скажем, стройка уже идет, потом это выносится на Казгордуму, и идет перезонирование постфактум. Эти структуры вызывают основную массу негативного отношения к исполкому. И все это к тому же очень сильно тормозит бизнес, поэтому это просто необходимо менять.