ПИРАТЫ С ТРАССЫ М7
Сегодня в Верховном суде Татарстана выносят приговор набережночелнинской банде «Тридцатники». Они никогда не были на слуху, оставаясь в тени более известных группировок, вроде «29 комплекс», а затем прославившихся «Тагирьяновских», но преступления их были не менее жестоки. Перед судом предстали 9 участников банды. Им предъявлено обвинение в разбойных нападениях и убийствах водителей большегрузов на федеральной трассе М7 Москва-Уфа в период с 2000 по 2005 годы. В общей сложности членам банды вменяется 17 преступлений – бандитизм (ст. 209 УК РФ), пять убийств (ст. 105 УК РФ), причинение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть (ст. 111 ч. 4 УК РФ), 6 разбойных нападений (ст. 162 УК РФ), три грабежа (ст. 161 УК РФ), незаконное ношение оружия (ст. 222 УК РФ). Причем по воле случая все эти преступления по цепочке начали раскрывать лишь в 2011 году, хотя банда, специализировалась в основном на трассовых разбоях. По данным следствия, в распоряжении бандитов был большой арсенал оружия. У них были изъяты: автомат АК-47, обрез двуствольного охотничьего ружья «ИЖ – 26», три пистолета различных модификаций, граната Ф-1 с запалом и 837 патронов.
- Преступления прошлых лет сложны тем, что мало шансов установить объективные доказательства вины, - объяснил заместитель руководителя СО СУ СК РФ по РТ Олег Ульянченко, когда дело дошло до суда. - Здесь надо сначала добыть информацию, проанализировать ее, и, возможно, она подтвердится уже следственным путем. Ребята проделали огромную работу, нашли людей, нашли зацепки. В большинстве случаев мы до последнего не знали, насколько они достоверны. Но мы рискнули и выиграли.
Главарь банды Александр Еналеев так и не показал своего лица |
Только трое из 9 подсудимых находятся под стражей – среди них и главарь банды Александр Еналеев. Остальные, те кто находился все это время под подпиской о невыезде, сегодня явились в суд с вещами, по всей видимости, ожидая, что их возьмут под стражу прямо в зале суда.
Cудья Андрей Кормильцев начал зачитывать приговор в 10 часов. Согласно решению судьи, вина подсудимых в судебном следствии была доказана. Но судья в начале оглашения приговора сообщил, что уголовное преследование в отношении Еналеева по ст. 222 УК РФ (незаконные приобретение, передача, сбыт, хранение, перевозка или ношение оружия, его основных частей, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств) прекращено в связи с истекшим сроком давности. Правда, особой погоды для главного фигуранта это не делает – ему вменяют сразу несколько тяжких статей по серии эпизодов.
Дойдя до описательно-мотивировочной части, наиболее объемной, судья предложил присутствующим присесть, наглядно продемонстрировав, что кипа бумаг, составляющая решение суда, еще весьма объемна.
Напомним, весной этого года Верховный суд РТ уже вынес приговор двум членам ОПГ «Тридцатники». Одного из бандитов суд приговорил к 14 годам лишения свободы, другого – к 15 годам и трем месяцам. Подсудимые не согласились с вердиктом и подали апелляцию.
ЖУТКИЕ ИСТОРИИ ОТ ГЕНЕРАЛА САФАРОВА: «БАНДИТЫ ОЧЕНЬ БОЯЛИСЬ РАЗОБЛАЧЕНИЯ...»
Пожалуй, наиболее яркую характеристику банде дал в своей книге «Закат казанского феномена» бывший глава МВД, а ныне руководитель аппарата президента Татарстана Асгат Сафаров. Он вспоминает жуткие подробности, которые удалось выяснить его подчиненным в процессе закрепления доказательной базы – бочка с забетонированным телом гражданина Туркмении и скелетированные останки жены главаря банды:
- Когда мы говорим про криминальные войны, не должно складываться впечатления, что члены ОПГ убивали исключительно друг друга. Жертвой мог стать любой беззащитный или малозащищенный человек. Водители-дальнобойщики, так же, как таксисты, как продавцы круглосуточных магазинов и операторы заправочных станций, входили в группу риска. Человек с деньгами, ценным грузом, да просто на машине, стоящей каких-никаких денег – желанная добыча для двухногих хищников, а на трассе так легко выбрать место без свидетелей.
В 2011-м году оперативники задержали полтора десятка человек, большинство их которых входили в набережночелнинскую группировку «Тридцатники». Сама по себе ОПГ не была ни крупной, ни дерзкой, на оперативную обстановку в городе не влияла, поэтому в начале «нулевых» нам было просто не до нее, мы занимались «Двадцатьдевятниками», «Тагирьяновскими», «Сороквосьмовскими»... Но то, что «Тридцатники» боялись связываться с криминальными монстрами, совсем не делало их гуманными.
Банду, специализировавшуюся на трассовых разбоях, сколотил активный участник «Тридцатников» Еналеев. Начиная с 2000 года, они совершили серию разбойных нападений на водителей большегрузов и 6 убийств.
С помощью целой сети информаторов, работавших на оптовых рынках и складах города, они выбирали жертвы, исходя из удобства маршрута и ценности груза. Нападения осуществлялись двумя способами. В первом – еналеевцы, переодетые в форму сотрудников ГИБДД, останавливали дальнобойщиков на малооживленном участке трассы. Дальше, угрожая оружием, вынуждали водителей проехать в лес, где избивали их и отбирали товар и машину.
Второй способ – использование так называемых «стрелочников». Передвигаясь по трассе на классической модели «Жигулей», без тонировки, с номерами другого региона, они обгоняли жертву, делая знаки, что с фурой что-то не в порядке, и уезжали дальше. Казалось бы, никакой опасности, ведь дальнобойщик не знал, что бояться надо машин, которые едут позади. Когда водитель останавливался, именно из них выходили вооруженные бандиты.
Запуганных и избитых дальнобойщиков оставляли в лесу, похищенные товары оптом распродавали на челнинских и других российских базах, грузовики либо разбирали на запчасти, либо, перебив номера, продавали заказчикам.
Лишь в одном случае потерпевший дал налетчикам достойный отпор: сотрудник охранного агентства, сопровождавший груз, оказался хорошо подготовлен к таким ситуациям. Улучив момент, он достал оружие и сделал три предупредительных выстрела в воздух. Бандиты удирали от него наперегонки, а охранник из моральных соображений не стал стрелять в спины бегущим.
Однако далеко не все случаи заканчивались так благополучно для потерпевших. В 2000-м году бандиты совершили первое убийство. Жертвой стал гражданин Туркмении Атташев, который заказал у Еналеева «КАМАЗ», и даже внес предоплату. Не получив обещанную машину, туркмен стал требовать возврата денег, и преступники его просто задушили. Чтобы замести следы, тело убитого закатали в бочку с бетоном, которую бросили в овраге Набережных Челнов, а его гражданской жене от имени Атташева отправили телеграмму, что он уезжает на родину.
Бандиты очень боялись разоблачения. В 2001-м году Еналеев заподозрил одного из своих наводчиков в сотрудничестве с милицией, и мужчину забили насмерть в собственной квартире (кстати, именно это убийство много лет спустя стало отправной точкой в деле «Тридцатников»).
Страх наказания заставил Еналеева убить и собственную жену, которая, зная о делишках мужа, во время семейных ссор угрожала «сдать» его милиции. Очередное выяснение отношений произошло на даче одного из сообщников, и Еналеев прямо на глазах у присутствующих гостей образцово-показательно, в лучших традициях «Коза Ностра» задушил супругу. Тело женщины закопали неподалеку на пустыре, а чтобы родственники не забили тревогу, Еналеев сказал, что жена уехала в Абхазию и больше не вернется. Для пущей убедительности даже попросил свою приятельницу слетать в Абхазию по паспорту убитой. Там паспорт Ирины Еналеевой девушка благополучно «потеряла», вернувшись домой уже по собственным документам.
Через 10 лет, рассказывая эту историю в кабинете оперативника, убийца вдруг неожиданно выдал: «Сколько времени прошло, сколько баб было, а лучше жены так и не нашел...»
Опять же, из боязни оказаться узнанными, бандиты совершили двойное убийство в сентябре 2001 года. При очередном разбое один из налетчиков случайно назвал другого по имени, что и решило судьбу двух дальнобойщиков. Их задушили, тела оттащили в лес и забросали ветками.
Последнее убийство – водителя Маркова – «Тридцатники» совершили в январе 2002-го. Банда просуществовала до 2005-го года, распавшись после того, как Еналеева осудили на три года за грабеж. Раскрутка же их преступлений началась в 2011-м году, когда один из севших на иглу бандитов проболтался об убийстве жителя Набережных Челнов, забитого насмерть в собственной квартире.
Установили исполнителя убийства, его связь с остальными участниками, проанализировали большой массив нераскрытых преступлений прошлых лет, с помощью которого установили схожие по преступному почерку и совпадению деталей...
Бочку с мумифицированными останками туркмена нашли в том же овраге, куда ее сбросили 11 лет назад. Чтобы вскрыть этот саркофаг, оперативники потратили целый день, вручную работая пилами и перфораторами, до последнего момента не зная, там ли тело. Сомнения исчезли, когда корпус бочки был разрезан, и стал распространяться характерный запах.
Экспертиза ДНК подтвердила, что останки принадлежат убитому Атташеву. Его братья, приехавшие в Татарстан, благодарили членов следственно-оперативной группы: все эти годы они не знали, где их родственник, и не имели возможности его похоронить.
Найти тело жены главаря оказалось сложнее. Еналеев примерно помнил место захоронения, но за эти годы ландшафт местности изменился до неузнаваемости: озеро – одна из основных примет – высохло, на месте старых дачных участков отстроились современные коттеджи. Четыре месяца – с апреля по июль – велись раскопки. И только 1 августа оперативники обнаружили скелет женщины.
Интересно, что Еналеев, выйдя на свободу в 2008-м году, устроился работать... дальнобойщиком».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 34
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.