ЗАГАДКА, НАПИСАННАЯ КРОВЬЮ
Смертница Наида Асиялова оставила после себя ничем не повинных 32 жертвы теракта, в том числе шестерых погибших. Почему она это сделала? Как случилось, что автобус ЛИАЗ был взорван именно на остановке Лесобаза в Красноармейском районе Волгограда 21 октября 2013 года?
В тот же день миллионы зрителей увидели сам момент взрыва по записи видеорегистратора соседнего автомобиля. Потом нашлись видеозаписи смертницы, проходящей в торговый центр. Но там, видимо, плотность случайных прохожих была для нее недостаточной, и она села в автобус, следующий из района университета. Установлены факты слежки за Асияловой правоохранительными органами, которые ранее расспрашивали ее об исламском боевике Дмитрии Соколове, ее гражданском муже.
Все видно детально, крупным планом. Прямо жизнь и судьба в прямом эфире! Плюс тщательное расследование по уголовному делу по трем статьям УК РФ, хотя главная фигурантка уже не может быть допрошена в суде по причине смерти. Информации – тонны, но ничего не понятно. Или мало что укладывается в голове. Сразу после теракта было объявлено усиление бдительности в российских городах – вдруг организаторы преступлений задумали серию терактов?
Как это бывает после таких происшествий, закручивание гаек дает минимальные результаты. После захвата самолетов в Нью Йорке, а потом взрыва пассажирского борта в России, всех авиапассажиров проверяют вплоть до снятия обуви, брючных ремней. Но следующие взрывы были в метро, в общественных местах – в других формах и на иных территориях.
Террористы изобретательны и почти никогда не повторяются. А значит и меры профилактики, предупреждения, затруднены. Силовикам приходится рефлексировать, следовать по пятам неуловимых миражей. Остается только гадать, прогнозировать, строит версии о взаимосвязи событий. Например, на совещании в Уфе 22 октября с участием Путина упоминались и события в Бирюлево, и взрыв волгоградского автобуса.
Есть ли связь между действиями Асияловой и проблемой мигрантов с юга? Возможно. Но она гражданка России и могла передвигаться свободно по регионам. А какова связь с межконфессиональными отношениями, проблемой развития ислама и православия? Не исключено, хотя эта связь может быть и косвенной. В Уфе Владимир Путин и федеральные министры, депутаты и губернаторы собрались для обсуждения проблем межнациональных отношений в стране. Встреча была приурочена к 225-летию Указа Екатерины Великой о создании единого духовного управления мусульман. Императрица тоже думала о покое своих сограждан и применительно к условиям своего времени решила наболевшую проблему. Тому предшествовали крестьянские войны, насильственное крещение мусульман.
Нынешняя власть тоже иногда старается действовать адекватно, но...
ГЕНЕРАЛ-АНАЛИТИК УХОДИТ ОТ ТОЧНОГО ОТВЕТА
Бывший начальник аналитического управления Службы внешней разведки страны, а ныне директор российского института стратегических исследований (РИСИ), созданного при администрации президента РФ, генерал-лейтенант Леонид Решетников на этой неделе встретился с казанскими журналистами и специалистами-политологами. Ему удалось убедить аудиторию в том, что РИСИ не занимается черным пиаром против ислама и национальных республик и ничего против татар не имеет. Его взгляды на мир, на Россию, нам показались весьма адекватными и прогрессивными. Хотя несколько смущает то обстоятельство, что генерал спецслужбы сразу после развала социалистической системы стал глубоко верующим православным человеком, а патриотизм в его понимании должен быть «заряжен» на противостояние с Западом. Возможно, это отголоски его профессии.
Решетников не стал раскрывать душу, когда я спросил, в чем разница и в чем особенности деятельности учреждений на Лубянке (ФСБ), Ясенево (СВР), Старой площади (администрация президента РФ) и метро «Водный стадион», где расположен офис РИСИ. Различать работу государственной власти, научного центра и специальных служб, наверное, нелегко, но все-таки надо…
Лично мне отставной разведчик и многоопытный коллега российского президента понравился. Он даже признал некоторые перегибы в освещении ситуации в Татарстане и отметил, что татары и традиционный ислам Поволжья не представляют собой угрозу России. Как разведчик и ученый он должен оставаться объективным, чтобы не вводить в заблуждение высших руководителей страны. Так, надеюсь, и сложится…
Учитывая довольно крепкие аналитические ресурсы РИСИ, я попросил Леонида Петровича поделиться его версией о причинах взрыва в Волгограде и прогнозами на будущее о том, что нас ждет в будущем в этом плане. По поводу смертников с Кавказа генерал-аналитик, вхожий в высокие круги, не стал распространяться. Только потом я осознал, что вопросы мои и выглядят риторическими, и безответные по существу.
НИКТО НЕ ЗНАЕТ, ПОЧЕМУ ОНИ УБИВАЮТ СЕБЯ И ДРУГИХ
После терактов в прошлые годы было какое-то объяснение: вдовы и сестры погибших боевиков мстят за своих близких. Тем более война в Чечне была кровавой, а многие солдаты и офицеры вели себя не лучшим образом. Иногда уничтожались целые улицы, селения.
Сейчас же – другое дело. Единственное объяснение – теракты происходят потому, что кому-то они нужны. Их кто-то готовит, поддерживая оружием, деньгами, инструкторами. Может быть… Но на то и существуют силовики, чтобы вычислить угрозу еще в зарождающейся стадии, в далеких странах, а не в мечетях средней России. И понять ход мысли людей, которые решаются на крайние меры.
Жизнь человеку дана одна, и он сам распоряжается ею. Религиозный фанатизм, зомбирование личности – и это возможно, хотя трудно поддается пониманию. Мне, выросшему в исламской среде, никогда доводилось слышать о допустимости насилия, нам всегда проповедовали идеи добра и согласия, осознанных действий.
Теракты почти всегда приводят к ужесточению режима в мусульманских регионах, ухудшают жизнь правоверных. Они увеличивают непримиримость между этническими сообществами. В последние годы стали приписывать такие повадки и татарам.
Но в данном случае – Асиялова – вполне грамотная женщина с сильным характером, а гражданский муж ее – молодой русский, добровольно ставший боевиком-исламистом. Пока искали террористов и фанатиков в лугах и холмах Поволжья и Урала, они появлялись в Москве, Южной России. Значит, вся система прогноза, анализа, идеологического воздействия работала впустую?
ПСИХОЛОГИ УДИВЛЕНЫ ЛИЧНОСТЬЮ ТЕРРОРИСТКИ
Меня потрясли первичные выводы экспертов, опубликованные в газете «Известия». Они составили психологический портрет «волгоградской» террористки и выяснили, что она отличается от большинства смертниц.
Психологи считают, что у Асияловой не было мотива личной мести (например, убитого мужа-боевика), как у большинства шахидок, или желания очиститься, как это бывает с женщинами-террористками, которых обесчестили эмиссары экстремистских организаций, лишив возможности вернуться в общество.
«У Асияловой были сложные отношения с родней, которые не поддержали ее в увлечении исламом, не захотели продать дом, когда полтора месяца назад она просила выделить свою долю. Эти деньги, судя по ее переписке с родственниками, она хотела потратить на лечение, - заявил информированный собеседник «Известия». - Среди террористов-смертников часто встречается стремление избавления от негативной идентичности, так называемого одиночества безродного человека, не понятого близкими».
Психологи также считают маловероятной версию о том, что Асиялова не доехала до Москвы, выйдя в Волгограде, из-за ссоры с гражданским мужем Дмитрием Соколовым. После этого она якобы впала в депрессию и свернула с маршрута.
«Среди современных террористов сумасшедших и людей с тяжелой депрессией нет, это все легенды, - отметил руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психологического здоровья РАМН Сергей Ениколопов. - Объяснение про смертниц, что они решились на теракт из личной мести, например, потому что у нее убили мужа-боевика, брата или отца - это попытки обывательским умишком объяснить более сложные вещи. Люди приходят в террор по разным мотивам, в основном потому, что считают этот мир несправедливым».
Ранее американские ученые опросили около двух тысяч изобличенных террористов, 70% из которых отбывают наказание в разных тюрьмах мира. Экстремисты, в большинстве своем, заявляли, что вернутся к прежней деятельности, как только выйдут на свободу. Исследователи заключили, что смертники являются психологически мертвыми, находящимися уже по ту сторону обычных понятий добра и зла.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ МЕРТВЫЕ УБИВАЮТ ЖИВЫХ
А всегда ли мы различаем «психологически мертвых» среди других нормальных людей? Этот термин вообще потряс меня. В жизни так много встречается упертых, несоображающих, но непоколебимых типов, заряженных на мелкую месть, наживу, карьеру и славу. Посмотришь – одет хорошо, образован, говорит складно. Но нравственно и психологически мертв. Вот такие типы и выкидывают невообразимые поступки – жесткость к себе и близким, авантюру и бессердечие, на крайние меры из-за амбиции или алчности.
А теперь хочу вспомнить об одном инциденте, произошедшем 12 лет назад во все том же Красноармейском районе Волгограда, где позже взорвался автобус. Ильяс Муслимов, московский предприниматель, уроженец Волгограда, решил построить мечеть на своей малой родине. Договорился с Советом муфтиев, полпредством Татарстана, Всемирным конгрессом татар. В осеннее утро мы с ним полетели из Москвы в Волгоград на чартерном рейсе Ту-134, заказанном московскими татарами. Встреча с губернатором области Николаем Максютой, посещение Мамаева Кургана, встреча с татарской общественностью, концерт мастеров татарской культуры в лучшем зале при участии высоких руководителей, счастливые лица соотечественников...
Не забывается и то, что на официальных церемониях мне приходилось стоять и выступать как номинальному руководителю всей делегации, так как мероприятие было организовано в формате Дней культуры Татарстана, хотя финансирование и подготовка было за москвичами-татарами. Заранее я ничего об этом не знал и в делегацию попал случайно, в связи с внезапной командировкой председателя Всемирного конгресса татар Индуса Тагирова в Финляндию вместе с президентом Татарстана. Заместители всегда должны быть готовы ко всему. И я стоял в залах и на площадях посреди Равиля Гайнутдина и Расима Акчурина, иногда даже выступал раньше этих почтенных людей, как представитель светской общественности Татарстана.
Все было замечательно! Таких гостей Волгоград не видел давно. Татары не жаловались, денег не просили, мечеть строят сами. Губернатор был доволен. Ту-134 двое суток ждал нас в аэропорту. Все хорошо. Но в последний день, когда поехали на закладку камня будущей мечети, церемония сорвалась. Группа хулиганов раскидала камушки, подготовленные к закладке фундамента, перевернула столы с чак-чаком и другими яствами. Местные жители не хотели, чтобы здесь звучал азан. Мелькнули повязки «РНЕ»… С организацией «Русского национального единства» спорить о мечети было нелегко. Равиль Гайнутдин на митинге обратился с примиряющей речью, генерал-полковник Расим Акчурин тоже убеждал. Не удалось… Тогда мы приняли решение не строить мечеть на месте, где не будет согласия.
Улетели в Москву без торжеств, не в лучшем настроении. Теперь я понимаю, что отказавшись от строительства мечети, мы поступили правильно. Я догадывался, что тут сыграли роль и противоречия между губернатором и мэром города. А еще негативный фон создало вторжение Шамиля Басаева в Дагестан, случившиеся именно в те месяцы.
Об этом случае вышел телерепортаж, публиковались статьи в журнале «Мусульмане» и в газете «Татарские новости», издававшейся в течение долгих лет в Москве на средства Ильяса Муслимова. Сам он избирался в Государственную думу, занимался благотворительством. Недавно узнал, что на месте предполагаемой мечети была построена автозаправка, принадлежащая кому-то из районной администрации. Вот где была заложена «мина»!
Вот так иногда громкими лозунгами и политическими провокаторами манипулируют предприимчивые товарищи, чаще всего «психологически мертвые» и не воспринимающие ничего, кроме своего материального интереса, корысти и политических амбиций. В результате порой рушатся судьбы, льется кровь.
«ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ЖИВОЙ»
При чем тут смертница, спросите вы? А при том, что часто никто не вникает в мотивы и настроение отдельных людей и групп, а психологи подключаются только на стадии следствия по уголовному делу, когда уже не вернешь ничего и никого. Разве не отвлекают формализм, очковтирательство, имитация госпрограмм и политстроительства от объективной оценки сложной ситуации, от спасения судеб людей, от реальных угроз и решения проблем на ранней стадии? Есть такая татарская поговорка: когда украли коня, построил каменный сарай. Так и боремся со злом. А когда что-то загремит, ищем виноватых там, где удобно самим искателям.
Теракты часто достигают цели, вызывая страх и панику, порождая сомнения – что будет завтра, как там Олимпиада, как сложится судьба мусульман и православных?
Но не все поддаются такому настрою. На днях я встретился со старым другом, руководителем национально-культурной автономии татар Волгоградской области Равилем Сайфуллиным. Его внешность, его мысли и оценки, взвешенная рассудительность позволяют лучше понять российских татар, которые многое повидали на своей земле и сохраняют какое-то суровое равновесие. Точно – такие люди как Равиль, при всей сдержанности, психологически живы и здоровы. Чего всем желаю.
Римзиль Валеев
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 78
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.