1.-Авиакомпания-Трансаэро-так-и-не-дождалась-двух-крайн
Авиакомпания «Трансаэро» так и не дождалась двух крайних Ту-214

МЕЖДУ САМОЛЕТАМИ И СКАНДАЛЬНОЙ ХРОНИКОЙ

Речь идет о договоре, связанном с поставкой лизингодателю пяти самолетов Ту-214 для авиакомпании «Трансаэро» (говорилось и об опционе еще на пятерку «Ту»). Договор об этом ОАО «ФЛК» и ОАО «КАПО» подписали в феврале 2005-го, сдачу первой машины назначили на декабрь того же года, пятой – на 2006-й. Но первый самолет «Трансаэро» получила лишь в апреле 2007 года, второй – в ноябре 2008-го, третий – в октябре 2009-го (причины понятны – мы знаем, что это были за годы для авиастроения). И на этом поставки прекратились.

Дело в том, что в середине мая 2009 года, когда на КАПО уже шла работа над двумя крайними фюзеляжами для «Трансаэро», ФЛК сообщила казанским самолетостроителям, что у нее возникли трудности, связанные с получением средств от кредитующих организаций и неплатежеспособностью авиакомпаний-лизингополучателей. Вместе с тем отметим, что Ту-214 были главным объектом приложения сил ФЛК (эта компания была учреждена в 1997 году минземимущества РТ, «Татнефтью», банком «Зенит» и инвестиционно-финансовой компанией «Солид» как лизингодатель авиатехники КАПО). Но прославилась фирма вовсе не на авиационном поприще – с конца прошлого десятилетия она не выходила из сводок скандальной хроники. В ее истории было все: уголовные дела, заказные убийства, бегства за рубеж, вывод миллиардов (в итоге «веселая» история фирмы, на которую в РТ возлагали столько надежд, закончилась банкротством)…

КТО ПЕРЕВЕСИТ: «ТРАНСАЭРО» ИЛИ УПРАВДЕЛАМИ ПРЕЗИДЕНТА?

Но вернемся в май 2009-го. ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК), в которое ФЛК вошла в мае 2007 года, подсказало ей путь выхода из кризиса – реструктурировать действующие договоры. В итоге ФЛК предложила КАПО рассмотреть вопрос о расторжении договора купли-продажи двух крайних бортов, указав причиной существенную задержку сроков поставки. А уже выплаченную за них авиазаводу предоплату (362,9 млн. рублей и 280,6 млн.), по мнению ФЛК, можно было бы использовать в счет оплаты ранее изготовленных для нее Ту-214. Но, как сообщали в суде представители ФЛК, авиазавод предложил не расторгать договор, а оформить допсоглашение о замене борта и пересмотре графика финансирования. То есть можно предположить, что лизингодателю предложили построить другие самолеты и, соответственно, сдвинуть финансирование. Причина: две крайние «трансаэровские» машины КАПО решило передать другому заказчику.

РќР°-главную-+-2.-1-РёСЋРЅСЏ-2009-РіРѕРґР°---РЅР°-церемонии-передачи-СѓРїСЂР
1 июня 2009 года – на церемонии передачи управлению делами президента РФ очередных специальных Ту-214. УДП – один из главных клиентов КАПО

Дело в том, что 31 марта 2009 года минпромторг РФ утвердил график производства воздушных судов на 2009 - 2012 годы. В соответствии с ним, крайнюю пару Ту-214 «перепрофилировали» – их получателем вместо ФЛК стало управделами президента РФ, которому требовались самолеты для обслуживающего первых лиц государства специального летного отряда «Россия». То есть машины были включены в госзаказ.

Источник «БИЗНЕС Online» в авиаотрасли считает, от дальнейшего строительства для «Трансаэро» отказались по многим причинам: кризисного состояния завода и самой ФЛК, заманчивых перспектив заказов на специальные Ту-214 от военных и управделами президента РФ: «На все это вместе завода уже не хватало, и решение было принято в пользу спецзаказов, хотя это недальновидно».

АВАНС ПРИДЕТСЯ ВЕРНУТЬ

ФЛК с предложенной схемой не согласилась и по-прежнему настаивала на расторжении договора, а, не добившись этого, обратилась в арбитраж.

Официального «развода» и возврата 223,9 млн. рублей аванса по первому борту ФЛК потребовала от КАПО в судебном порядке еще в апреле 2012 года. Как сообщил источник «БИЗНЕС Online» в ФЛК, «по сути, речь шла о формальном, но необходимом моменте – расторжении договора и возврате инвестиций». Любопытно, что к этому времени КАПО также вошло в ОАК (в октябре 2009-го), то есть спор шел (и идет) между двумя кровно родственными структурами. Тогда три судебные инстанции были единодушны: договор следует расторгнуть, а аванс самолетостроители должны немедленно возвратить.

По второму Ту-214 разбирательство проходило уже в нынешнем году, но по тому же сценарию. ФЛК требовала расторжения договора и возврата аванса: на этот раз – 280,6 млн. рублей. Первая инстанция пошла по проторенному пути – безоговорочно приняла все требования ФЛК. Но суд апелляционной инстанции вдруг поступил иначе – согласился с доводами КАПО о том, что срок возврата денег еще не наступил, а значит, и требовать их преждевременно.

3.-Сегодня-на-КАПО-строят-не-более-двух-Ту-214-в-год.jpg
Сегодня на КАПО строят не более двух Ту-214 в год

На чем основывалась позиция КАПО, стало ясно на рассмотрении жалобы ФЛК в суде кассационной инстанции. Представитель авиазавода Евгений Стронин сообщил, что его предприятие и ФЛК изначально оговорили условия возврата денег в случае разрыва отношений. Для этого был установлен срок в 160 дней с момента расторжения соглашения в судебном порядке. В данном случае крайний срок – 19 декабря этого года. Однако ФАС ПО все же отменила отсрочку – аванс придется вернуть, не дожидаясь декабря. Хотя, как стало известно на заседании, его сумма значительно уменьшилась – КАПО уже выплатило недавнему партнеру 120 млн. рублей.

Газета «БИЗНЕС Online» попросила руководство КАПО прокомментировать коллизию, но ответа не получила. Как бы то ни было, можно отметить, что юридическая служба КАПО грамотно подошла к составлению договора с ФЛК – завод, испытывающий постоянный финансовый голод, и без того получил значительный временной задел в возврате предоплаты ФЛК. Достаточно вспомнить дату подписания контракта. Между тем ФЛК остро нуждается в деньгах: согласно данным СМИ, требования кредиторов составляют 10,628 млрд. рублей.

4а.-Так-Ту-214ВПУ-выглядел-до-покраски....jpg
Так Ту-214ВПУ выглядел до покраски...

ПРИВЕТ ИЗ СОВЕТСКИХ ВРЕМЕН

Впрочем, новости с КАПО о Ту-214, к счастью, не ограничиваются финансовыми дрязгами. На предприятии продолжаются испытания Ту-214ВПУ, построенного для ФСБ, и как выяснила газета «БИЗНЕС Online», самолет уже получил финальную «боевую раскраску». Недавно мы, проведя небольшой споттинг, показали читателям неокрашенный борт RA-64523. На сегодня машину уже покрасили, причем непосредственно на КАПО. «Ливрея» получилась без изысков, лаконичной и в общем напоминающей «экстерьер» «Аэрофлота» еще советских времен. Ностальгия, однако.

4б.-...�-так-он-выглядит-сейчас.jpg
...И так он выглядит сейчас

Справка

Финансовая лизинговая компания (ФЛК) — российская авиализинговая компания. Основана в 1997 году. Основное направление деятельности — финансовый и операционный лизинг гражданских самолетов российского производства, лизинг промышленного оборудования; лизинг коммерческих судов. В 2001 году ФЛК выиграла тендер правительства России на получение государственной поддержки лизинговых программ в области гражданской авиации. По условиям конкурса лизинговые компании должны были предоставить федеральному правительству возможность получить контрольный пакет акций. Поэтому в феврале 2002 года была проведена дополнительная эмиссия акций ФЛК. Эти акции на сумму 1,57 млрд. рублей решением премьер-министра России Михаила Касьянова были приобретены в собственность Российской Федерации. Таким образом доля государства в компании была доведена до 58%. Федеральный пакет акций ФЛК включен в состав ОАО «Объединенная авиастроительная корпорция». 26 сентября 2012 года суд признал банкротом ОАО «Финансовая лизинговая компания» и назначил конкурсного управляющего. Всего требования кредиторов составляют 10,628 млрд. рублей.