Запись на книге от Эдуарда Лимонова |
ЛИМОНОВ САМ ПРЕДЛОЖИЛ НАМ ЕГО ИЗДАВАТЬ
- Как удалось подписать контракт на публикацию книги Эдуарда Лимонова?
- Где-то год назад я делал с Лимоновым интервью для одного казанского интернет-СМИ. Эдуард Вениаминович, высылая ответы, в письме постскриптум написал, что в честь гонорара просит выслать конскую колбасу «казы». Я пообещал ее передать через одного нашего общего друга. Спустя несколько месяцев я попросил этого друга подписать у Лимонова его книгу, выпущенную 20 лет назад. Он ее подписал и, зная, что у нас есть издательство, упомянул о своем желании ее переизадать. Через какое-то время мы с моим коллегой по издательству Женей Алехиным обсуждали совместную работу в гостях у Лимонова. Как бы это смешно ни звучало, но сотрудничеству с ним послужила палка конской колбасы.
- Колбасу Лимонову привез?
- Да, он посмеялся, но был рад подарку.
- Какие условия договора?
- Об этом с моей стороны говорить не очень корректно.
- О чем книга и когда ждать выхода?
- Книга представляет собой сборник эссе о распаде СССР и репортажей с военных действий в Приднестровье и Сербии. На переиздание его натолкнула новость о создании музея Николае Чаушеску и его жены Элены в отделении полиции, где их расстреляли. Он считает, что мир пришел к видению истории спустя 20 лет после него. Кстати, именно эту книгу я и просил подписать. Мы уже почти подготовили ее к изданию, думаю, через пару недель появится на полках в книжных магазинах. С Лимоновым мы договорились о переиздании ряда его книг. Может быть, уговорим его переиздать фикшн.
- Как осуществляется продажа книг?
- Отечественное литературное пространство принято делить на два полюса: это независимая литература и, так скажем, эстрадная. Это касается как книгоиздания, так и книгораспространения. Почти во всех крупных городах сегодня есть книжные магазины независимой, если хотите, интеллектуальной литературы. Если говорить о провинции, то в Екатеринбурге это «Йозеф Кнехт», в Новосибирске «Собачье сердце», в Перми «Пиотровский». В Москве и Петербурге их несколько. На мой взгляд лучшие – это «Фаланстер» и «Все свободны». Но большую часть книг мы продаем на наших концертах.
Кирилл Маевский и Евгений Алехин |
ПРОДАВАТЬ КНИГИ ПОМОГАЕТ МУЗЫКА
- Получается, что «Макулатура» – главный двигатель вашего издательства?
- Да, большинство групп на своих концертах продают футболки, худи или значки, а наш мерч – это книги. Мы начинали уже с десятитысячной аудиторией – слушатели «Макулатуры». Со временем получилось так, что слушатели превратились в читателей. Конечно, книги Жени Алехина, нашего вокалиста, берут с бОльшим энтузиазмом.
- В принципе, он мог бы также публиковаться у больших издательств. Думаю, что с более солидными гонорарами.
- У него был такой опыт. Его первую книгу издавало «Эксмо». Получил гонорары, потом за переиздание еще один. Недавно он зашел в книжный магазин, а там, на полке «хиты продаж», его книга. В первых двух изданиях была опечатка в аннотации, а в той, что лежала в магазине, опечатки нет. Вряд ли они напечатали половину тиража с опечаткой, потом ее заметили, все остановили, исправили и допечатали. Хотя, может быть, оно итак. У нас ему в любом случае гораздо комфортнее, у нас нет отношения к книге как к сосиске. Женя сам выбирает оформление обложки, верстку. Сейчас он, кстати, переехал из Москвы в Казань. Так что можно говорить о том, что мы развиваем двустороннюю социальную мобильность, на отсутствие которой все так сетуют.
- С какими еще авторами подписаны договоры?
- Уже довольно долго мы занимаемся книгой Деборы Кертис, вдовы Йена Кертиса – вокалиста культовой группы Joy Division. Книга представляет собой мемуары об их личных отношениях, окутанных в историю набирающей популярность группы. Наверное, выпустим почти в один день с книгой Лимонова. Сейчас работаем над сборником рассказов Джона Фанте – это любимый писатель Чарльза Буковски, ставший знаменитым только после того, как Буковски в каком-то интервью упомянул его. Есть планы на издание Раймонда Карвера – крупнейшего мастера малой прозы в Америке, но почему-то в России его книги прошли почти незаметно.
А ЧТО ПЛОХОГО В ХИПСТЕРАХ?
- Основная аудитория книг вашего издательства – хипстеры?
- А что плохого в хипстерах? Почитайте «Бобо в раю» Девида Брукса. Это фактически новая элита, которую скоро все будут услужливо обслуживать. Только в Америке их подобие – леваки в стоптанных ботинках – пришли на смену WASP-элите в середине века, а у нас только сейчас, когда Россия постепенно начала входить в постиндустриальное общество. Вообще, абсолютно неважно, хипстеры – наша аудитория – или нет. В большинстве своем это адекватные, неглупые люди, не вижу в них ничего плохого. Вообще, когда появились сорокалетние, хипстер, политолог и главный редактор «Русского журнала» Александр Морозов придумал называть их «образованные горожане». «Группа образованных горожан курит возле кофейни» – подписывает он фотографии со своим участием. Иногда наши концерты посещают традиционные скинхеды, но не нацисты, а наоборот – настоящие скины, разделяющие антифашистские взгляды. А рядом с ними вы можете увидеть гота в футболке Bauhaus, и он окажется преподавателем ВУЗа.
- Тиражи небольшие, книги недешевые, должно быть?
- Да, но они все равно остаются доступными. Мы не накручиваем на них по 300 процентов, как это делают полумонопольные издательства. В среднем книга обходится нам в 70 - 80 рублей, отпускная цена – 200 рублей.
- Миллионов на книгоиздательстве не заработать?
- Мы и не ставим перед собой задачу денежного успеха. Это не хозяйственная деятельность, тут немного другая оптика. Издавать книги – это не продавать нефть или держать магазин «Все по 38 рублей». С нашими объемами и тиражами сложно говорить о больших доходах. Книжный рынок очень маленький, новому издательству фактически невозможно выбиться. За последние два года, кажется, появились только мы и еще одно пока непонятное мне издательство Common place. В провинциях до сих пор нет альтернативы сетевому магазину. «Книжный рынок дико руинирован», – как говорит Котомин. Человек либо не знает о том, что «Ад Маргинем» выпустил книгу Гройса о Сталине, как финале авангардистского проекта большевиков, либо, если она ему интересна, он вынужден заказывать ее через интернет. Я надеюсь, что со временем провинции «обрастут» не одним и не двумя независимыми книжными магазинами на город. Это сейчас новый виток жизни книгоиздания и книгораспространения. Кстати, в Казани мы тоже скоро открываем подобный книжный магазин.
- Что он из себя будет представлять и где будет находиться?
- Сейчас мы занимаемся достаточно крупным культурным проектом. Это будет в первую очередь частная галерея современного искусства, а внутри же книжный магазин и лекторий. Сегодня ситуация складывается так, что обособленно эти проекты существовать не могут или существуют с огромным трудом, зачастую мутируя под конъюнктуру рынка. Единственный выход – это такой культурный симбиоз, где все работает друг на друга. Галерея находится в районе железнодорожного вокзала, называться будет «Смена».
- Будут книги только независимых издательств?
- Да, приоритет будет стоять на них, то есть на том, чего в Казани еще не было. Но это не эксклюзив, это, скорее, то, что должно быть в любом городе. У нас негде купить даже книги издательства «Европа», возглавляемого Павловским, толком нет «Нового литературно обозрения» Прохоровой. Естественно, о присутствии каких-то издательств меньшего «масштаба» не может быть и речи.
МОЛОДЕЖЬ ЧИТАЕТ КАФКУ
- Ощущаете ли вы на себе падение уровня чтения в России?
- Нам сложно судить. Наши книги продаются, я вижу, как хорошо продаются книги других издательств. Весной была статистика на ВЦИОМе, что уровень чтения повысился. Но если продажи у издательств падают, то это значит, что читают букинистику. Посмотрите даже на людей в казанском метрополитене, не говоря уже о московском: читают очень много. Молодежь читает Кафку, спросите любого, он вам расскажет о понятии ответственности и безответственности в творчестве Жана Поля Сартра. Вообще, падению способствуют сами книготорговцы. Сегодня в Казани, в каждом вагоне метро есть две-три наклейки некого litres.ru. Они, насколько я понял, продают книги в электронном варианте. Однако рекламный ход они выбрали, мягко говоря, сомнительный: на книге, как на пачках сигарет, написано что-то вроде «Привычка к бумажным книгам приводит к сокращению свободного места» или «Привычка к бумажным книгам приводит к перевесу дамской сумочки». Не хватает только: «Минкульт предупреждает…».
- Сотрудничаете ли вы с какими-либо издательствами?
- Где-то полгода назад Михаил Котомин из «Ад Маргинем» позвал нас на «Альянс независимых издателей и книгораспространителей». За что ему большое спасибо. Это действительно весьма действенная организация. Он и Иванов – основатель «Ад Маргинем» – нам очень часто помогают советами, зовут на выступления и книжные ярмарки. Кстати, они, вероятно, уже в декабре будут в лектории «Смены». В сентябре я ездил на ярмарку на Никитском бульваре в Москве, там Борис Куприянов – основатель книжного магазина «Фаланстер» – познакомил меня с большинством крупных издателей, книги которых появятся в нашем книжном. Ему я тоже очень сильно благодарен и передаю привет. В основном мы хорошо дружим с книжными магазинами, я о них уже говорил, а среди издательств у нас есть отличная подруга Алла Безрукова из издательства «Совпадение», на всех книжных ярмарках мы можем рассчитывать на них в продаже наших книг, если мы вдруг захотим посетить какую-либо лекцию или пойти выпить вина.
- Как складываются отношения с типографиями?
- Мы печатаемся в чеховской типографии, отношения сложились хорошие. Другой вопрос, что если ты хочешь, чтобы твоя книга выглядела на уровне с книгами, выпускаемыми в «Европе», – печатать их надо там. Мне нравятся те книги, которые получаются у нас, нравятся именно в тактильном отношении, но я понимаю, что это далеко не потолок. Но печатать книги в «Европе» нам не по карману, доставка и растоможка значительно увеличивают цену. Сейчас, как я понимаю, много издательств уделяют внимание обложке, бумаге, формату. Мне кажется, что книги должны быть в мягком переплете. Как деревянные, а не бетонные. Миша Мальцев из «Пиотровского», например, считает, что издательства должны печатать важные книги в двух видах. Один из них должен быть очень дешевым, чтобы в провинции она была доступна, учитывая стоимость доставки и наценки магазина.
- Какова система взаимоотношения с авторами? После успеха у вас люди могут уйти в коммерческое издательство, какие еще есть риски?
- Одного из наших авторов с книгой, которую выпускали мы, привлекло издательство «Лениздат». Но тут нельзя говорить, что после успеха у нас он решил пойти в издательство крупнее. Успеха никакого и не было, было всего 400 экземпляров, которые мы продали где-то за полгода. Вообще, конечно, в том, что авторы, выпускавшие свои книги в независимом издательстве, набрав популярность, уходят в крупные, проблема, определенно, есть. Но они уходят не потому, что независимые – это плохо, а потому что в крупном им платят больше. Так, например, было с Прилепиным и Сорокиным. Но у Захара детей тьма, ему это простительно. Он вон на «Дождь» пошел передачу вести, похоже, планирует пополнение. Не от хорошей жизни писатели уходят в «Эксмо» и «АСТ», но они уже становятся брендом, и крупным издательствам не важно, что он давно требует ребрендинга, они заклеят весь вагон метро, себе на лоб нацепят, детей своих брендируют, и все равно продадут тираж в 10 тысяч копий.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.