— Вадим Михайлович, до создания сети спортивных клубов шаговой доступности вы занимались строительным бизнесом. Почему вдруг сменили поле деятельности и как возникла идея проекта?
— Я его не сменил, свои «Спорт Хаусы» — металлокаркасные «коробки» на «подушках» — строю сам. Кроме этого, моя строительная фирма (ООО «ПСО-1») занимается капитальным ремонтом жилых домов. Сначала в Нижнекамске и Нижнекамском районе, откуда я родом, теперь в Казани. Всего более 100 объектов мы отремонтировали, начиная с 2005 года.
— А в Казань переехали в связи с чем?
— Когда у меня возникла идея по созданию сети дворовых спортивных клубов, я ее «закинул» одновременно и в нижнекамскую администрацию, и в Казань. Здесь быстрее ухватились за идею, поддержали, и я переехал.
А изначально была мысль открыть спортзал, чтобы и самому туда ходить заниматься, и общаться с ребятами. В детстве я занимался в подростковом спортивном клубе, где можно было просто поддерживать хорошую физическую форму: какие-то силовые упражнения выполнять, в рукопашном бою участвовать. Одним словом, упражнения на выносливость, вплоть до прыжков с парашюта. В постсоветское время такие спортзалы переместились в подвальные помещения, превратившись в так называемые качалки, сейчас же их, насколько мне известно, вообще нет. А жаль, со всеми, кто туда ходил, мы дружили, вместе каток заливали и так далее. Я занимался в таком клубе с 6 лет. По окончании Химико-технологического института (НХТИ) учредил свою строительную компанию, а когда созрела идея по созданию сети дворовых клубов шаговой доступности, подумал: «Почему бы и нет? Я строитель, сам построю — сам же буду эксплуатировать».
«МЫ РАЗОСЛАЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ВСЕМ МИЛЛИАРДЕРАМ ИЗ СПИСКА FORBES...»
— Первый «Спорт Хаус» открылся в конце 2010 года. Сегодня их всего четыре. Когда ждать следующий?
— Как только дадут добро в комитете земельных и имущественных отношений исполкома и найдется инвестор. Под 6 новых клубов земля уже выделена, еще под 3 согласовали с управлением архитектуры. Занимаемся документами сейчас.
— Вы не на свои средства их открываете?
— Один, самый первый на Бигичева, открыл на свои. Еще на три президент дал грант. Правда, средства были выделены через лизинговую компанию малого и среднего бизнеса РТ, и приходится платить очень большие проценты.
— А в банке кредит взять нельзя?
— Банки требуют обороты и залоговое имущество, которых у нас нет. Этот проект должны рассматривать только венчурные фонды или бизнес-ангелы, никак не банковский сектор, но они, к сожалению, относятся к этому очень скептически, так как направление новое, неизученное, и просматривать тенденцию на пять лет вперед они не могут.
— Конкретным бизнесменам конкретные предложения тоже уже делали?
— Года полтора назад предложения разослали всем, кому можно, по России — всем миллиардерам из списка Forbes. Нашли все электронки, все приемные. Но все молчат, ответа нет. Потом кому попроще стали засылать. Но даже ответа «вы нам не подходите» не дождались. Наверное, им всем некогда, пока нет человека связующего. У нас же в стране все через связи идет.
«В ВЫСОКИЙ СЕЗОН РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ ДОХОДИТ ДО 45 ПРОЦЕНТОВ...»
— Сколько всего клубов вы намерены открыть в Казани?
— Бизнес-планом предусмотрено открытие 50 клубов, с тем чтобы расстояние между ними составляло от 500 метров до 1 километра. При таком количестве всю сеть можно окупить за три года. При помощи 50 залов можно за 5 лет добиться 130. То есть открываться в других регионах, естественно, экономически развитых, потому что там люди больше занимаются собой, как показывает практика. Любому бизнес-ангелу или венчурному фонду будет выгодно продать свою долю в таком активе. Либо выйти из проекта через пять лет с хорошей доходностью. Требуемые вложения — 5 миллионов долларов.
— Каков размер инвестиций в создание одного клуба?
— 3 - 3,5 миллиона рублей. Последний вышел под 4. Это связано с тем, что самый первый клуб строился автономно, без подключения к городским инженерным коммуникациям (душ там не предполагался, только небольшой септик, не требующий больших запасов воды), а сейчас мы прокладываем сети, подключаем каждый объект и к воде, и к электричеству.
В целом на строительство приходится более 75 процентов от общего объема затрат, остальное — на закупку оборудования.
— Во сколько обходится прокладка и подключение коммуникаций?
— 8 - 10 процентов затрат, и их нам никогда не окупить. Только техусловия на воду стоят около 80 тысяч рублей, врезки — по 20. Думаем все-таки о том, чтобы делать следующие «коробки» автономными, не привязанными к сетям. Помимо снижения затрат, они у нас будут еще и транспортабельными.
— Какова рентабельность этого бизнеса?
— Наибольшая рентабельность ожидается от сетевого формата, потому что там нужно гораздо меньше денег на маркетинг, чем их тратится сегодня. Вообще же, затратная часть у нас минимальная — в основном это элекроснабжение, зарплата и налоги. Так что в высокий сезон — с осени до конца марта — рентабельность доходит до 40 и даже 45 процентов, в низкий — 10 - 20 процентов, таким образом, среднегодовая — 30 процентов. Рентабельность услуг всегда была высокой.
Доход от 50 клубов сети позволит за 5 лет открыть еще 80 |
«У НАС КОНЦЕПЦИЯ — СПОРТ ШАГОВОЙ ДОСТУПНОСТИ. КАКАЯ ПАРКОВКА?!»
— Выделение земли насколько сложный процесс?
— Долгий очень. Если подать объявление и ничего не делать, согласования можно ждать больше года. Если бегать — порядка 6 месяцев. У КЗИО очень много работы.
— Если посмотреть по земельным участкам, которые вам выделяются, то все больше фигурирует Советский район, Азино. С чем это связано? Как вообще выбираете место, где поставить «коробку»?
— Поначалу собирали со всех районов статистику, кто проживает в микрорайоне, пол, возраст, делали глубокую аналитику. Сейчас не выбираем. В земельный комитет отдали уже около 60 или 70 заявлений, так что возьмем все, что согласуют. Почему Азино? Там просто больше свободных участков.
— А причины отказов какие бывают?
— От управления архитектуры и градостроительства, как правило, один ответ, очень удивительный: маломерная площадь земельного участка. Ну, так а нам ведь и нужна такая — у нас коробки площадью 100 квадратов! Тем более мы размещаемся внутри дворов, не первая линия... Очень сильно напрягает процесс согласования, если честно.
Еще один аргумент как-то раз был озвучен: что мы не проходим по градостроительному кодексу, так как у нас якобы должны быть парковочные места, зеленые зоны, прилегающая территория.... Вы представляете, у нас концепция клуба — спорт шаговой доступности. Как говорится, вышел из дома в тапках, позанимался, зашел, а я должен сделать парковку!...
Средняя посещаемость одного клуба «Спорт Хаус» — 50 человек в день |
«ЧТОБЫ ВСЕ БЫЛО УПРУГО, НУЖНА НЕ АЭРОБИКА, А СИЛОВЫЕ ТРЕНАЖЕРЫ...»
— Концепция «Спорт Хаусов» — кардио- и силовые тренажеры. Почему именно так, а не гимнастика, например, или пилатес какой-нибудь?
— Когда спортивные залы будут находиться в радиусе до 1 километра друг от друга, в одном будут силовые тренажеры, в другом — групповые занятия, в третьем — женские тренажеры для кругового тренинга, например. При этом каждый обладатель абонемента сможет посещать любой из наших клубов: сегодня пойти на групповое занятие, завтра — на тренажеры и так далее.
Вот в первом клубе, на Бигичева, совершенно точно надо поменять концепцию. Там сейчас очень низкая посещаемость. Поначалу поток был хороший — доходил до 70 человек в день, из расчета, что одновременно в клубе могут заниматься всего 18 человек. Но со временем, видимо, приелось, и сегодня в день туда приходит всего порядка 20 человек. Средняя посещаемость по всем 4 клубам сегодня — около 50 человек в день, наиболее успешный из всех сейчас на Батыршина.
— Ваша целевая аудитория — молодые мужчины?
— Не только. Мужчины и женщины. Преимущественно до 30 лет.
— Женщины как-то не очень ассоциируются с силовыми тренажерами и накачанными мышцами...
— Ну, это смотря какие цели у вас. Тренажеры в некоторых случаях намного лучше подтягивают фигуру, чем аэробика. Последняя, скорее, для похудания, а чтобы все было упруго — однозначно тренажерка. 30 - 40 процентов наших посетителей — женщины. 3 - 4 процента — пожилые люди, 2 процента — рядом живущие инвалиды. По моим данным, в Татарстане более 10 тысяч инвалидов хотят заниматься физкультурой или спортом, но не могут себе этого позволить из-за сильной удаленности спортивных комплексов от дома. В наших клубах инвалиды могут заниматься по льготным ценам. На Бигичева уже целый год ходит один ДЦПшник — просто поражает меня своим упорством...
— А почему стены «Спорт Хаусов» стеклянные? Посетители к этому нормально относятся?
— Ни разу не слышал отрицательного мнения. Стеклянные для того, чтобы привлекать к спорту людей, которые никогда им не занимались. Такие к нам, как правило, и приходят. В крупных фитнес-центрах, кстати, тоже прозрачные стены, перед которыми стоят беговые дорожки. Тут работает психологический фактор. Человек заходит в зал и, еще не дождавшись, когда тренер к нему подойдет, как правило, убегает. Не все могут глубоко поинтересоваться тем, что им интересно, вникнуть, как следует расспросить. Человек пока не в этой атмосфере, ему неудобно. Значит, нужно ему эту атмосферу открыть, что мы и делаем.
В Татарстане заниматься спортом хотят более 10 тыс. инвалидов, но не могут себе этого позволить из-за сильной удаленности спортивных комплексов от дома |
— Как подбираете тренеров, инструкторов? Какие требования предъявляете?
— Приходят и по объявлениям, и знакомые, и слышавшие о нас от наших же клиентов. Стараемся брать людей с физкультурным образованием, со стажем преподавания в спорте или собственным спортивным опытом. Человек обязательно должен быть увлечен тяжелой атлетикой и должен хотеть работать с людьми, общаться.
В 2012 году проект Вадима Карпушина занял второе место во всероссийском конкурсе «Здоровая Россия» |
ФИТНЕС-СЕТИ ЭКОНОМКЛАССА АГРЕССИВНО ЗАХОДЯТ В РЕГИОНЫ
— Что представляет собой рынок фитнес-услуг Казани сегодня?
— Если говорить о премиум- и среднем сегменте, то рынок уже насыщен. От той целевой аудитории, на которую они рассчитаны, процентов 70 к ним уже ходит. Премиум-фитнес в Казани — это «Планета фитнес» в Ривьере, оздоровительный центр Terra Vita в многофункциональном комплексе «Европейский», спа-салон «Лучано» и, может быть, еще пара подобных заведений. Средний класс — это Alex Fitness, «Максимус», «Акимбо» и так далее — тоже, наверное, уже взяли 50 - 60 процентов своего рынка.
Если же смотреть на «пирог» в целом, то в Казани, как мы знаем, спортом занимается 25 - 30 процентов населения. Премиум-аудитория из них — это 5 процентов. Средний класс — 15 процентов. Остальные 10 процентов — подростковые клубы и фитнес-центры экономкласса. Наша доля в этих 10 процентах, плюс в средний класс мы частично залезаем. А еще наш рынок — это 75 процентов казанцев, которые не занимаются спортом.
В России емкость рынка еще больше: показатель регулярно занимающихся спортом людей не больше 20 процентов. Это очень мало по сравнению с такими странами, как Финляндия, Швеция, Япония, Франция, Бразилия, где спортом занимается порядка 70 процентов населения.
— В сегменте экономкласса у вас нет конкурентов?
— Есть. Это такие же небольшие спортивные залы, функционирующие при школах, где организуются различные спортивные секции для всех желающих во внеурочное время. Правда, этот сегмент недостаточно еще развит.
— А в целом по стране какая картина?
— На российском рынке лидируют сетевые игроки, причем наметился тренд по агрессивному выходу в регионы «сетевиков» экономкласса, которые, как и мы, рассчитаны на неподготовленную аудиторию. Я в Москве когда был, видел: точно такие же залы, как у меня, точно такие же ребята. Единственная разница — располагаются они в торговых центрах. Для себя мы такой вариант не рассматриваем ввиду слишком высокой арендной платы.
— В прошлом году в городе построили более 100 площадок для воркаута — новое модное направление силовых тренировок. Вы не потеряли часть своей аудитории из-за этого?
— Нет, конечно. Это же совсем другие ребята, которые совсем по-другому мыслят. Это все равно, что сравнивать каратэ и кикбоксинг.
— Сколько у вас стоят годовой, месячный абонементы?
— Годовой безлимитный абонемент стоит меньше 3,9 тысячи рублей. По нему ежедневно на два часа человек может попасть в любой наш зал. Больше двух часов в день мы заниматься не рекомендуем — это вредно для здоровья, излишняя нагрузка для сердца. Месячный абонемент стоит 1,9 тысячи рублей, разовое посещение — 300 рублей, то есть сопоставимо с расценками фитнес-центров.
— В прошлом году проект создания сети дворовых фитнес-клубов «Спорт Хаус» занял второе место во всероссийском конкурсе проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия». Расскажите об участии в нем. Что дала вам эта победа?
— Ничего, кроме понимания, что людям мои клубы, сама идея действительно нравятся и что соцсети — очень интересный маркетинговый инструмент, реально работающий. Так получилось, что наша заявка стала участвовать в конкурсе на неделю позже, чем все остальные. А проект признавался лучшим по итогам интернет-голосования, так что потеря времени в данном случае оборачивалась потерей голосов. Несмотря на это, мы набрали не намного меньше голосов, чем главный конкурент — пермяки. Специально ради проекта я создал страничку «ВКонтакте», куда мне писали ребята и из Казани, и из других регионов, очень много комментариев было! Мы бы, я уверен, соперника обогнали, если бы не чудесное удвоение количества голосов у него в самый последний день голосования. Я помню, это было воскресенье, вечером у нас было 3 тысячи голосов, у них — 3,1 тысячи. Рано утром мы к ним приблизились вплотную, но в 9 часов у них число голосов моментально увеличилось вдвое! Хакер, видимо, пришел на работу (смеется). Ко мне, между прочим, тоже ребята приходили, предлагали нечто подобное организовать, но я отказался. Какой смысл?
После голосования полтора месяца проводилась проверка, но липовые голоса пермяков были все равно засчитаны. При том что проект у них — обучение детей плаванию в детском саду. Ну что тут оригинального? Сейчас в каждом приличном садике плаванию обучают!
Гранта ни мы, ни они не получили, за участие и победу предполагаются только благодарственные письма.
«На должность тренеров берем людей с физкультурным образованием либо собственным опытом в спорте...» |
«МНОЖЕСТВО ЛЮДЕЙ НЕ ЗАНИМАЕТСЯ СПОРТОМ, ПОТОМУ ЧТО ИХ ОТПУГИВАЕТ ЦЕННИК...»
— Поспособствовало ли, на ваш взгляд, развитию массового спорта в Казани строительство множества новых спортивных сооружений к Универсиаде?
— Я исключительно позитивно оцениваю влияние, которое на развитие города оказали Всемирные студенческие игры, сам лично практически каждый день был на каких-нибудь соревнованиях, но сейчас судить, насколько увеличилось количество занимающихся спортом после Универсиады, довольно сложно. Думаю, лет через 15 - 20 статистика обязательно увеличится. Однако нужно понимать, что наличие спортивной инфраструктуры — еще не все, важно прежде всего спортивное воспитание. Если ребенок с детства занимается спортом, скорее всего, он будет заниматься и повзрослев, если нет, скорее всего, и потом не будет. Сходит пару раз и бросит — пропадет абонемент. Исключения, конечно, бывают, но в данном случае они возможны только при наличии огромной воли, если человек будет себя заставлять. Поэтому я своим тренерам говорю, чтобы детей до 10 лет с родителями пускали в «Спорт Хаусы» бесплатно в дневные часы, потому что это наши будущие клиенты.
— Что, по-вашему, еще необходимо сделать для развития массового спорта в столице республики? Что бы вы лично сделали, если бы были министром спорта?
— Наверное, нужно все силы бросить на развитие детского спорта. При этом спортивные центры для детей не обязательно должны быть большими, но обязательно должны быть рядом с местом жительства. И второе: они не должны быть привязаны к бюджету родителей, по деньгам спорт тоже должен быть доступным. Множество людей не занимается спортом, потому что их отпугивает ценник, а также дополнительные обязательства, которые, если учреждение бюджетное, хотят взять с родителей. Да, уже сейчас довольно много людей своих детей водит на спортивные секции, но если решить эту проблему, я думаю, еще больше пойдет.
Если ребенок с детства не приучен к спорту, он не будет заниматься и потом, уверен Карпушин. Поэтому дети до 10 лет могут посещать «Спорт Хаусы» бесплатно |
Кроме того, я бы ограничил возможность открытия новых развлекательных заведений. Пивные бары открываются чуть не каждый день, и народу в них с каждым днем все больше и больше. В спорте надо напрягаться, люди же хотят отдыхать. И им создают для этого все условия. В результате огромное количество народа спивается. Нужны какие-то стандарты, например, на один микрорайон только один клуб и один пивбар или один магазин по продаже спиртных напитков. Вот тогда можно будет говорить о развитии массового спорта.
— Чтобы спортом заниматься, обязательно нужно ходить в спортзал, в спортклуб?
— Да нет, можно и дома гантели поднимать каждый день, но в спортивных залах есть особая атмосфера, общение, спортивный дух — все это очень поддерживает. В итоге после тренировок организм начинает себя по-другому чувствовать. Все равно что после тяжелого дня выпить успокоительное, только еще полезнее — появляется ощущение, что все твои проблемы решились в одночасье, ни о чем не думаешь просто.
— Есть точка зрения, что здоровому человеку гимнастика не нужна, а больному уже не поможет. Генри Форд придерживался.
— Спорт — это поддержание и красивого тела, и духа, и здоровья. Без спорта мышцы просто застоятся, так что здоровье он поддерживает еще как. Заниматься спортом или нет — личное дело каждого, нужно просто выбрать: либо я сейчас хочу пожить в кураже, и после 60 я вообще не хочу жить, либо буду всю жизнь потеть и напрягаться, но зато всегда буду чувствовать себя бодрячком. Я выбираю второе. Качаюсь в своих залах. К конкурентам хожу только на йогу и плаванье. Неудобно, правда, ездить — далеко, времени много уходит.
— Вы окончили MBA. Что вам дал этот опыт?
— Самая большая ценность — общение, дружба с другими предпринимателями. 70 - 75 процентов из моих сокурсников (степень я получил в МГУ, учился в 2009 - 2011 годах) живут в разных регионах России. Нам было легко друг другу задавать разные вопросы, касающиеся бизнеса, делиться опытом. Ездим друг к другу, консультируемся до сих пор.
— Чем увлекаетесь?
«ГАЗ-21» — одно из увлечений, которому Карпушин верен с юных лет. Когда появилась возможность, он купил любимую модель машины, восстановил и даже был на автопробеге от РТ в Москве в 2006 году |
— В основном работой (смеется). Есть еще одно увлечение из детства — любимая модель «Волги» — «ГАЗ-21». Когда появилась возможность, я ее приобрел, восстановил и даже был на автопробеге от РТ в Москве в 2006 году. Эта машина меня не столько с конструкторских позиций интересует, сколько как очень красивый раритет — ей 45 лет сейчас, и до сих пор она у меня есть.
— Три ваших секрета успеха в бизнесе.
— Спортивный бизнес пока не буду затрагивать, потому что пока успеха нет, а в целом по части предпринимательства успешен тот, кто никогда не расслабляется. Прежде всего я ценю стремление к развитию, к цели. Планирование и взгляд в будущее — вот что важно.
Визитная карточка компании
ООО «Спорт Хаус» основано в 2010 году. Управляет четырьмя спортивными клубами в Казани, расположенным по адресам: Бигичева, 27, пр. Победы, 136, Батыршина, 29а, Ямашева, 102б. Согласно СПАРК, уставный капитал компании составляет 20 тыс. рублей, единственный учредитель — Гульназ Хасанова.
В 2012 году проект занял второе место в III Всероссийском конкурсе проектов по здоровому образу жизни «Здоровая Россия» в номинации «Лучший муниципальный проект».
Визитная карточка руководителя
Карпушин Вадим Михайлович — генеральный директор. Родился 22 июня 1978 года в Нижнекамске.
Образование:
В 1995 году окончил среднюю школу №11 Нижнекамска.
В 2000 — Нижнекамский химико-технологический институт по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления».
В 2011 — получил степень MBA в МГУ.
В 2001 году создал строительную компанию, которая специализируется на подрядных работах по капитальному ремонту.
С декабря 2010 года развивает в Казани сеть дворовых спортивных клубов экономкласса «Спорт Хаус».
Семейное положение: женат, воспитывает двоих детей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 22
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.