ЗАБЫТЫ ВСЕ ВЕЛИКИЕ ИДЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ, ЗАБЫТЫ ТОЛСТОЙ И ДОСТОЕВСКИЙ
Что толку — если мир перевернется,
Понятья путая, как новобранцев строй?
И правда — ложью горькой обернется,
А радость вдруг окажется бедой!
И пропастью окончится дорога,
В руке у друга, вдруг, увидишь нож,
Кого тогда ты другом назовешь?
Какому дьяволу помолишься, как Богу.
Что толку, если мир перевернется?
И так, и эдак, все одно — убого!
Франсуа Вийон
Россия по многим показателям (ВВП, инвестиционная привлекательность, производительность) катится вниз, поэтому центр начнет перекладывать проблемы страны на плечи регионов. Виной тому — опора на сырьевые отрасли и спекулятивный рынок. Все наперебой повторяют одну и ту же мысль об опасности сырьевой зависимости страны, но вся политика федеральных властей направлена на ее закрепление. Нет политической воли для изменения ситуации. Вместо четких ориентиров на федерализм, политический плюрализм и демократизацию прессы, без чего невозможно справиться с коррупцией, поднимают на щит убогих монархов, реакционера Столыпина с мифологизированными псевдореформами, да еще идет по всем телеканалам пропаганда образа Сталина. Забыты все великие идейные традиции, забыты Толстой и Достоевский, задолго до революции 1917 года увидевшие причины развала страны именно в прогнившем царском режиме, Распутине, правившем страной из опочивальни царицы, мракобесии хлыстовства. Николай II за день до революции не знал, что же происходит в стране, которую он загнал в экономическую и политическую трясину. А сегодня надо восторгаться 400-летием дома Романовых? Зачем?
Некоторые комментаторы обвиняют меня в сгущении красот, в том, что я чуть ли не призываю к революции, неверно расставляю акценты, пугаю радикализацией ислама, критикую Москву. Я не противник России или конкретно Путина, не занимаюсь организацией «цветных революций», я о них предупреждаю как об опасных поворотах судьбы, предупреждаю об опасности следования мазхабам, чем вооружились клерикалы. Если мои прогнозы окажутся неверными, буду просто счастлив. В политике важна не бравада, имитирующая единство с российской властью и тем более низкопоклонство, а упреждение социальной напряженности. Важно быть хотя бы на шаг впереди грозящих событий, а не плестись в их хвосте и повторять заученные штампы идеологов-недоучек. Если Татарстан будет видеть не только положительное в российской политике, но и отвечать на вызовы, решать проблемы до того, как они станут кризисными, от этого все только выиграют.
Наша республика всегда показывала свой характер. Она отказалась от «шоковой терапии» и выиграла от этого. В Татарстане была реализована программа ликвидации ветхого жилья, которая запустила «мотор» остывшей экономики в годы депрессии. С нами за это даже судились. Мы отстаивали суверенитет, и теперь модель Татарстана берут за образец, хотя Конституционный суд запретил слово «суверенитет» республики. Мы занимались внешней деятельностью как субъект международного права, за что нас обвиняли в сепаратизме, а теперь эти принципы закреплены в федеральном законодательстве. В те годы мы выбивались из общего хора голосов, с восторгом кричавших о либеральном рынке, приватизации, как магистральном пути к цивилизации, необходимости разрушения оборонной промышленности, как способе стимулирования экономики, и прочей чепухе. Наша политика себя оправдала, она не навредила России. Почему сегодня надо млеть от успехов спекулятивного рынка, разоряющего население?!
Нужно просто понять, что в Москве сидят такие же люди, как и в регионах, ничем не умнее и не лучше. Возможно, нам в Татарстане трудно говорить за всю Россию, но москвичам это делать еще труднее, они-то живут совсем в другой стране, с другими потребностями, другой зарплатой, другими интересами. Для них не существует сельского хозяйства, а есть рынок молочной продукции, у них мировой полет мысли, в то время как мы утонули в безденежье муниципалитетов, у них проблемы комфортных аэропортов, новых развязок на Садовом кольце и автостоянок, в то время как мы копошимся в бездорожье.
По долгу службы я знал всех идеологов России и псевдоидеологов тоже. Я не просто их знал по трудам, но и лично, сталкивался лбами во время переговоров, более того, и сегодня продолжаю с ними общаться, ведь несмотря на различие позиций, мы искали общий язык. Любой из них до сих пор откликается и охотно приезжает на научные конференции, даже те, с кем у меня было жесткое противостояние. Никто из них меня не назовет националистом или сепаратистом, потому что это специально пущенный слух. Как-то один из журналистов меня обвинил в национализме, я попросил его привести хотя бы одно высказывание или действие, уличающее меня в этом. Он этого не смог сделать, тем не менее возразил: «Это все знают!» Я давно смирился с такой предвзятостью. Когда не могут возразить открыто, действуют исподтишка, шипят в кулуарах. На самом деле, своими высказываниями я вредил только самому себе. Сегодня у меня нет рычагов влияния на государственные решения. Тем более никому не могу навредить. Мне просто в свободное время нужно высказаться о наболевшем, не более того. Если за это заплатят гонорар, то спасибо, если нет, то проживу и так. Если прочтут статью — спасибо, если ее раскритикуют — двойное спасибо. Запретят издаваться — не удивлюсь...
С учетом всего прошлого опыта я могу вновь и вновь утверждать, что в России наступила идейная разруха, ведь теория либерального, спекулятивного рынка не может служить идеологией. Чего же мы ждем от Москвы? Она в принципе не может прожить без эксплуатации регионов. Москва вынуждена оставлять себе повышенную долю налоговых сборов для того, чтобы поддерживать высокий уровень жизни. Отсюда ее идеологические установки. Малейшее снижение зарплаты, уровня потребления грозит ей волнениями на Болотной площади. Интересы Москвы далеко не совпадают с интересами регионов, и сомнительно, что она и дальше сможет сохранять за собой лидерские качества.
Татарстан всегда был модельной республикой, эталонным субъектом, на нас смотрели все эти годы и продолжают учиться и сегодня. Многие от нас ждут новых инициатив. ТАТАРСТАНСКИЙ ПУТЬ укажет выход регионам, а значит, и всей России.
ВМЕСТО ВЛИВАНИЯ НЕФТЕДОЛЛАРОВ В РАЗВИТИЕ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ
УКРЕПЛЯЛИ ВЕРТИКАЛЬ ВЛАСТИ
Не так благотворна истина, как зловредна ее видимость
Франсуа де Ларошфуко
В советские времена, когда начали повышаться мировые цены на сырье, экономика страны увеличила экспорт нефти и газа и подсела на нефтяную иглу. Это одна из основных причин экономических и политических проблем СССР. Уроки истории не идут впрок. Сегодня надежда на рост поступлений от нефтедолларов невелика, к тому же себестоимость добычи и перекачки нефти и газа с каждым годом растет. Европа – хороший рынок для энергоносителей, но доставлять газ в Германию по дну Балтийского моря не так уж дешево. Понижать цену на газ трудно, а потому сланцевый газ, несмотря на высокую себестоимость, вполне сможет составить конкуренцию российскому сырью. Китай российский газ по мировым ценам покупать не будет. Сырьевые факторы роста экономики страны исчерпаны. Дальнейший рост возможен только за счет новых технологий и оборудования, опережающего повышения производительности труда, а не зарплаты, но здесь радужных перспектив не видно. Все инвестиции идут в спекулятивный банковский рынок, а не в производство. Ставки реинвестирования не могут кардинально изменить ситуацию. Ипотечный кредит под завышенные проценты – лишь один из способов выкачать остатки денег у населения. Чему здесь радоваться? Ведь вслед за этим падает покупательная способность населения. Ипотечный кредит покрывается не за счет высокой зарплаты, а ограничения потребления. Вслед за этим исчезают стимулы к производству. Это не только негативно сказывается на потребительском рынке, но и причина роста недовольства. Для упреждения кризиса важны не макроэкономические показатели, а диагноз состояния уровня жизни, структура затрат на поддержание жизни семьи, т.е. расходы на основные продукты питания, ЖКХ, лекарства, медицинское обслуживание, бензин и школьное образование. Критические настроения в обществе зависят не от газетных статей, а от обездоленности населения. Следить надо не за авторами, а стимулами производства.
У России был благоприятный период взлета цены на нефть вначале 2000-х годов. Вместо вливания нефтедолларов в структурную перестройку и развития высокотехнологичных отраслей укрепляли вертикаль власти. Я действительно с первых дней критиковал идеологию «вертикали», чем вызвал бурю негодования, ведь в то время все были в восторге от наведения порядка. Но результат «вертикали» налицо: коррупция и неэффективное управление, немыслимые хищения и «парад» арестованных мэров городов, укрепление сырьевых монополий, рост теневой экономики и жалкое существование малого бизнеса. Я же не могу сегодня делать вид, будто это хорошо. В конце 90-х годов Россию из кризиса вытаскивала не Москва, допустившая дефолт, а сами регионы причем благодаря тому, что взяли столько полномочий, сколько могли вынести на своих плечах. А резкий скачок мировых цен на нефть закрепил стабильность. Никакой стратегии роста экономики не было, подсобили обстоятельства. К сожалению, сегодня благоприятный период безвозвратно прошел. Были реальные возможности структурной перестройки, но они упущены. Теперь Россия из сырьевой зависимости сможет выйти только через жесткую структурную перестройку, стимулирование малого бизнеса, улучшение качества законодательства, использование потенциала регионов. Для этого нужна политическая воля.
Однажды Россия уже пыталась перестроиться с помощью «шоковой терапии», но то была либеральная вакханалия, обычное растаскивание собственности без какой-либо структурной перестройки. Просто разрушили основы оборонной промышленности, авиа- и автопром, ликвидировали колхозы, не создав взамен адекватной структуры. Именно в те годы, изучая опыт предвыборной компании в Австрии, я повстречался в Зальцбурге с канцлером Враницким, и он спрашивал меня о результатах «шоковой терапии». Он одобрительно отозвался о политике «мягкого вхождения в рынок», заметив, что «для развития рыночной экономики важнее построить автобан от Берлина до Москвы, нежели заниматься «шоковой терапией»». Как известно, все эти псевдореформы 90-х годов заканчивались полным крахом всей экономической политики. Положительным итогом либеральной революции стала свобода слова и начавшаяся федерализация, но именно эту позитивную сторону затем объявили анархией, но сохранили спекулятивный рынок.
ВО ВСЕХ РЕГИОНАХ НАСТУПИЛО ДВОЕВЛАСТИЕ
Алхимики сделали большую ошибку, пытаясь превращать простые металлы в золото с помощью заклинаний. С химическими элементами алхимия не работает. Но она работает на финансовых рынках, поскольку заклинания могут повлиять на решения людей, которые формируют ход событий.
Джордж Сорос
Россия может избежать нового экономического кризиса через децентрализацию и федерализацию. Кстати, все развитые страны — федеративные (США, Германия, Австрия, Бельгия, Канада, Австралия и др.) или же проводят децентрализацию своей структуры по типу Великобритании, где Шотландия, Уэльс и Северная Ирландия избрали собственные парламенты. Наиболее динамичные из развивающихся стран, такие как Индия, Бразилия, Мексика, также встали на путь последовательного федерализма. У России не существует альтернативы федерализму, и чем быстрее это признают, тем лучше для страны.
До сегодняшнего дня шла концентрация полномочий в руках центра, их скопилось не менее 4,5 тысяч. В результате львиная доля налоговых сборов начала стекаться в Москву, что составило более 70% без учета таможенных сборов. Неудивительно, что миллиардеры растут как грибы после теплого дождя. Исполнительская дисциплина по этим полномочиям оказалась низкой, постепенно снижается их финансовая обеспеченность. Теперь центр не может в полной мере выполнить свои обязательства, но и не знает, как передать полномочия назад регионам.
Основной недостаток сложившейся системы заключается в бесконтрольности не региональных, а именно федеральных служб. Иначе говоря, контролирующие органы, которые были созданы по всем регионам в виде федеральных управлений (около 0,5 млн. чиновников), сами оказались бесконтрольными в силу их удаленности от центра, и именно в них содержится наивысшая потенциальная коррупционность. Более того, в ряде регионов они просто дублируют работу местных министерств. Во всех странах госорганы контролируются местными представительными органами, самим населением и оппозиционными партиями, что становится основным средством борьбы с коррупцией. Вертикаль власти это исключает в принципе. Ротация кадров не повышает интереса «федералов» к местным проблемам. Возвращение к выборности глав регионов — первый и позитивный шаг по возвращению к принципам федерализма. Передача полномочий вниз станет вторым шагом.
В проекте договора Татарстана с федеральным центром от 2007 года была отдельная статья о том, что президент республики координирует все органы, находящиеся на территории Татарстана. В любом ином случае эффективный контроль над территорией теряется. По просьбе российской стороны этот пункт был изъят. Мотивировали тем, что эту норму нужно распространить на все субъекты федерации, о чем якобы готовится указ президента страны. Мы предложение приняли, но указ не появился. В результате во всех регионах наступило двоевластие. В Римской империи существовала такая поговорка: «Когда у раба два хозяина, то он уже не раб». Двоевластие означает фактическое отсутствие власти. Сейчас пытаются по отдельным вопросам, например, за межнациональные отношения, ответственность переложить на местные органы, но ситуация «а-ля Бирюлево» порождена далеко не местными нормами, и не решается только силами муниципалитета или субъекта. Без полиции и миграционной службы такие проблемы решить невозможно, а они находятся в федеральном подчинении. Кто же должен нести ответственность за местную ситуацию? В данном случае федеральная власть. Ни губернатор, ни муниципалитеты не могут создать собственную полицию, им что, создавать казачьи отряды? Например, охраной правительства Швейцарии целиком и полностью занимается полиция города Берна, как наиболее компетентная на своей территории. Федеральные органы не имеют права вмешиваться в их деятельность. Контроль над полицией осуществляет коммуна и местное население, которое следит за каждым их шагом, при этом может оказывать влияние не только через прессу, но и выборные органы, а также референдумы. Все просто и эффективно. В России же создали не только двоевластие, но и порождают коллизионное право, в результате чего суды не будут знать, по какому закону им судить.
Объективно сложившаяся ситуация потребует нового перераспределения полномочий. Однако на этом пути проглядывается ряд очевидных препятствий и масса подводных камней, о которых можно только догадываться.
Первое препятствие в перераспределении полномочий — это неготовность и нежелание регионов брать на себя дополнительные полномочия. Большинство регионов нынешнее положение устраивает, ибо не надо нести ответственности, а все неудачи можно свалить на центр и местных «федералов». К ним, конечно, можно применить метод «принуждения», но насколько он станет эффективным?
Второе препятствие — нежелание федеральных структур отдавать полномочия вместе с деньгами. Уже сегодня в регионах есть полномочия, необеспеченные финансами. Что будет, когда их число увеличится? К тому же передача полномочий вниз потребует сокращения огромной армии чиновников на местах, что не так просто. Конечно, их отчасти можно перевести в разряд местной администрации, но и на местах уже существуют структуры, которые нуждаются в сокращении. Повышение эффективности госорганов — необходимая мера, о чем свидетельствует опыт Европы, где идут массовые увольнения бюджетников. Пока в Татарстане не научатся работать, как в Германии, наши товары не будут конкурентоспособными, а учитывая диковатую российскую налоговую систему и вхождение в ВТО, тем более сокращение государственных служащих неизбежно.
Итак, федеральный центр вынужден отдавать полномочия вниз, поскольку не справляется с управлением страной, и бюджет не выдерживает возрастающей нагрузки. Теперь ответственность будут перекладывать на регионы, причем, скорее всего без соответствующего финансирования. Не потому что не хотят давать (хотя это тоже присутствует), но просто денег не будет хватать всем. Будут давать выборочно. Сильные регионы сумеют воспользоваться ситуацией, чтобы укрепить свою экономику. Не исключается вариант договорных отношений по «типу Татарстана», т.е. полномочия на основе соглашений будут передаваться вместе с деньгами тем регионам, которые готовы взять на себя ответственность. Но тут появляется третье препятствие, уже чисто идеологическое.
Взвалить на себя дополнительные полномочия готовы регионы-доноры, которые даже небольшие финансовые потоки, переданные на исполнение полномочий, смогут использовать эффективнее, нежели слабые субъекты. У доноров существует готовая инфраструктура и специалисты, а значит, они еще больше вырвутся вперед, а слабые еще более отстанут. Это практически неизбежно при любом решении центра, но перераспределение полномочий ускорит процесс. В эти обстоятельства, кроме чисто прагматической стороны вопроса, примешиваются идеологические хитросплетения, связанные с пониманием статуса субъекта и равноправия регионов.
Ё-ПОЛИТИКА, КАК И Ё-МОБИЛЬ, ТРЕБУЕТ БОЛЬШИХ ЗАТРАТ, А ОТДАЧИ НЕ БУДЕТ
В серьезных делах следует заботиться не столько о том, чтобы создавать благоприятные возможности, сколько о том, чтобы их не упускать
Франсуа де Ларошфуко
Время от времени Жириновский и Прохоров пугают республики идеей губернизации, к тому же кое-кто предлагает объединить Татарстан с соседними Ульяновской и Кировской областями. С одной стороны, под этим лежит желание ликвидировать республики, с другой — уравнять экономический потенциал субъектов. Неодинаковый потенциал субъектов — это исторически сложившаяся реальность, которая провоцируется естественной конкуренцией. Все страны мира борются с разбросом в уровне жизни своих регионов. Ни унитарная, ни федеративная государственная система в этом не преуспели. Более того, наиболее развитые регионы оказываются локомотивами всей экономики страны. Например, таковыми являются Калифорния в США, Баден-Вюртемберг в Германии, Каталония в Испании. Также будет в России, и это неизбежность, с которой не просто нужно смириться, а стимулировать. Но... такими регионами могут оказаться Татарстан со своей неординарной позицией или Екатеринбург, который уже пытался объявить Уральскую республику и даже собирался ввести собственную валюту — уральские франки. Следует напомнить любопытный исторический сюжет, когда Демидовы на Урале в свое время чеканили серебряную монету, иначе говоря, объявили свою автономию. Екатерина II была вынуждена признать их чекан. Многие регионы России в прошлом и сегодня стремятся к автономии, что раздражает центр, но именно они выступают за федерализацию страны.
Идея объединения Татарстана с соседними областями (но не Башкортостаном) преследует цель изменить этническое соотношение населения в пользу русских и заодно повесить на бюджет республики социально-экономические обязательства центра. Прежде чем давать отпор таким заявлениям, нужно взвесить все за и против.
Помню, в 1991 - 1992 годах федеральный центр требовал от администрации Татарстана проведения референдума для подтверждения своей легитимности. В Москве были убеждены, что республика — остров коммунизма, и демократическое население не поддерживает власть. Вначале руководство республики всячески выступало против, пугаясь возможного раскола Татарстана по национальному признаку. Но без референдума не могли быть продолжены переговоры о заключении двустороннего договора, что было крайне важно. После изрядного давления со стороны российской делегации в республике просчитали все за и против, оценили шансы и решились провести референдум. Тогда заволновалась уже Москва, которая, в свою очередь, провела исследования своими методами с помощью спецслужб. Оказалось, что и татары, и русские в своем большинстве поддерживали руководство республики. Началось массированное шельмование Татарстана. Несмотря на громадные усилия федерального центра, на запугивания и запреты, 61,4% населения поддержали курс на укрепление статуса. Сегодня этот процент еще выше. Так что можно без особого труда отстоять название должности «президент республики».
Не отвергая с порога предложения об укрупнении Татарстана, следует взвесить все отрицательные и положительные последствия такого шага. Рост территории и населения субъекта автоматически повышает его политический вес. Конечно, количество татар сильно уменьшится, но нельзя политику строить за счет этнического преобладания. При наличии политической воли всегда можно найти общий язык со всеми этническими и социальными группами. У Татарстана такой опыт имеется, а потому за политическую сторону можно не волноваться, хотя она претерпит модификацию.
Экономическая сторона выглядит более проблемно. Опыт Германии показывает, что интеграция восточных земель даже при громадных вложениях проходит очень непросто. Татарстан далеко не Бавария или Баден-Вюртемберг, но в перспективе расширение территории принесет свои плоды, тем более реальная экспансия на соседние области происходит и без административного расширения границ республики. Жириновский и Прохоров надеются с помощью смены вывесок, исключив название должности «президент» республики, ограничив татарский язык, запретив слово «суверенитет» всех сделать одинаковыми губерниями? Иллюзия. Итог будет обратный. У шовинизма есть одно неизменное свойство — политическая слепота. Ё-политика, как и Ё-мобиль, требует больших затрат, а отдачи не будет. На дорогах доминируют немецкие автомобили.
Быть может, их мечты — безумный, смутный бред
И пыл их - пыл детей, не знающих сомнений,
Но в наши дни молчи, неверящий поэт,
И не осмеивай их чистых заблуждений;
Молчи иль даже лги: созрев, их мысль найдет
И сквозь ошибки путь к сияющей святыне,
Как путь найдет ручей с оттаявших высот
К цветущей, солнечной, полуденной долине.
Довольно жалких слез!.. И так вокруг тебя
Отчаянье и стон... И так тюремной двери
Не замолкает скрип, и родина, любя,
Не может тяжкие оплакивать потери...
Семен Надсон. 1883
Рафаэль Хакимов
Продолжение следует.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.