IMG_5871.jpg

«ОНИ УМЕРЛИ»

На днях Арбитражный суд РТ принял решение о выселении популярного в середине 2000-х ресторана-пивоварни «Тинькофф», расположенного в доме купца Кекина на улице Горького в Казани. Таким образом была поставлена точка в истории заведения, открытого лично Олегом Тиньковым в 2005 году и закрывшего свои двери три месяца назад на загадочное «спецобслуживание» (так гласит объявление на стеклянных дверях ресторана, через которые видно, что в помещении уже нет ни мебели, ни оборудования).

Махмут Афлиев – руководитель ООО «Дом Кекина» (учреждено ОАО «ТАИФ», собственником здания) рассказал «БИЗНЕС Online», что ресторан «Тинькофф» занимал площадь в 1 тыс. кв. метров с 2005 года. «Вывеска ресторана еще висит, но они уже умерли. Не появляются три месяца, на звонки не реагируют. Мы подали на них в суд, и уже есть решение суда от 21 ноября на расторжение договора аренды и возмещение долга», — рассказал Афлиев. Он отказался назвать, какую сумму и за какой период компания должна заплатить собственнику площадей. Но уточнил, что уже может заново кому-то сдавать площадь и уже есть те, кто интересуются. По информации источников нашего издания, площадью интересуются несколько казанских рестораторов, а предлагаемая арендная цена — «очень интересная».

Тем временем в базе данных Арбитражного суда РТ можно найти судебное решение от 21 ноября этого года по иску некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан» (выполняет функции управляющей компании дома Кекина) к ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» о взыскании 6,9 млн. рублей долга и 364 тыс. рублей пени и расторжении договора субаренды №92/ф от 19.04.2009 года. В определении говорится, что ресторатор занимал помещения площадью 1000,25 кв. м, из них: 502,95 кв. м помещения, находящиеся на первом этаже здания; 497,3 кв. м помещения, находящиеся в подвале здания.

IMG_5875.jpg

ТИНЬКОВ, УРГАНТ И ЯПОНСКИЕ СУШИ

В Казани ресторан открылся в юбилейном для города 2005 году. Заведение стало 10-м по счету рестораном сети и расположилось на улице Горького, в знаменитом доме купца Кекина. Изначально компания планировала разместить свой ресторан и в торговом центре XL. В середине 2004 года велись переговоры с руководством ТЦ, но к взаимному соглашению стороны так и не пришли. Причина: «Тинькофф» не устроили «высокие арендные ставки».

Компании потребовалось пять месяцев на ремонт помещения и монтаж пивоваренного оборудования, писало издание etatar.ru. Заявленные инвестиции в проект в Казани составили $1,7 млн., а мощность пивоварни «Тинькофф» в Казани составила 1,2 тыс. гектолитров в год. Сроком окупаемости ресторана был назван период в три-пять лет. Тогда же сообщалось, что объем продаж продукции компании «Тинькофф» в Татарстане составляет 155 тыс. бутылок в месяц, а доля Поволжья от общего объема продаж компании составляла 8,3%. Поставщиком пивоваренного оборудования (стоимостью 290 тыс. евро) для казанского ресторана «Тинькофф» выступила австрийская компания MAVIM Brauanlagen. По словам директора ее московского представительства Алексея Краснопевцева, установленное в Казани оборудование было полнофункциональным выставочным образцом, который был экспонирован на традиционной международной выставке пивоваренного оборудования в Нюрнберге (Nurnberg, Германия).

На открытие казанского ресторана приезжал сам Тиньков, мероприятие вел малоизвестный в то время шоумен Иван Ургант, а хедлайнером вечеринки по поводу открытия заведения стала группа «Сливки». Новшеством, которое «Тинькофф» привнес в столицу РТ, стало не только свежесваренное пиво, но и суши и роллы. Бум японско-американской кухни в Казани начался лишь некоторое время спустя. На пике популярности ресторан-пивоварня была излюбленным местом казанской элиты.

МИЛЛИОНЫ ДОЛГОВ

Неразбериха с ресторанами «Тинькофф» ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» началась давно и разрешилась лишь минувшей осенью. На сайте компании указано, что московский ресторан временно закрыт в связи с переездом, в Питере и Казани — ресторан закрылся на ремонт, во вкладке «Сочи» есть информация по летнему сезону, но указанный номер телефона заблокирован. То же с Нижним Новгородом. В Самаре ресторан закрылся на ремонт, в Екатеринбурге и Уфе временно закрыт в связи с переездом. Раздел «Новости» на сайте не обновлялся с мая 2013 года. Самарская газета «Волжская коммуна» писала в сентябре этого года, что «Тинькофф» ушел из Самары. Помещение ресторана там до недавнего времени находилось в собственности паевого инвестиционного фонда компании «Тройка Диалог», а ресторан арендовал его. Несколько месяцев назад «Тройка Диалог», наконец, нашла покупателя на самарскую недвижимость. В середине октября «Тинькофф» закрылся в Нижнем Новогороде в торговом центре «Этажи».

Действительной причиной всего этого является то, что 1 сентября этого года ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» стало банкротом. В середине лета 2010 года Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал заявление ООО «Торговый путь» о признании несостоятельным ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ». Это было уже третье за последнее время заявление о банкротстве пивоваренной компании. Тогда же в СМИ сообщалось, что клининговая компания «БлескСервис» из Татарстана подала иск о банкротстве ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» из-за долга в 460 тыс. рублей. Такая информация была указана в карточке дела, зарегистрированного в базе Арбитражного суда города Москвы 16 апреля 2010 года. Как писал тогда РБК, представитель «БлескСервиса» Лилия Цесарская рассказала, что компания заключила 1 августа 2008 года договор с казанским рестораном «Тинькофф» на оказание комплексных клининговых услуг. Услуги оказывались в полном объеме, но услуги, оказанные ресторану в марте, апреле и мае 2009 года, оплачены не были. В связи с этим с 15 июня 2009 года в одностороннем порядке «БлескСервис» расторг договор оказания услуг.

В июле этого года на сайте rusbankrotstvo.ru появилась информация, что Арбитражный суд города Москвы зарегистрировал заявление ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» о признании его банкротом. Указывалось также, что в картотеке арбитражных дел имеется несколько решений Арбитражного суда о взыскании с ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» различных сумм задолженностей. Кроме того, в производстве Арбитражного суда города Москвы находится иск ЗАО «Сбербанк Управление Активами» о взыскании с ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» задолженности в размере 62,207 млн. рублей.

В октябре этого года на портале ponedelnik.info появилась статья, в которой указывалось, что самарский ресторан «Тинькофф» оказался должен своему арендодателю ООО «Базис» почти 3 млн. рублей. Сложности при погашении данного долга стали причиной передачи прав на него коллекторскому агентству «Бизнес-Гарант». Двухэтажное заведение было рассчитано на 275 посадочных мест, а пивоварня выпускала 9 сортов пива. 20 мая 2013 года между ООО «Базис» и ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» было подписано соглашение о расторжении договора аренды, и в тот же день арендатор вернул ООО «Базис» помещение, где ранее размещался известный ресторан, однако долг по аренде так и не погасил. Это вынудило ООО «Базис» заключить договор уступки права требования (цессии) с ООО «Коллекторское агентство «Бизнес-Гарант», в соответствии с которым все права требования по договору перешли к ООО «Коллекторское агентство «Бизнес-Гарант» (о чем «Частные Пивоварни» надлежащим образом уведомили). Тем не менее арендатор так и не оплатил ни «Базису», ни коллекторскому агентству задолженность по договору аренды. Общая сумма задолженности ответчика перед истцом в связи с ненадлежащим исполнением договора составляет теперь 2,944 млн. рублей

В статье отмечается, что 1 сентября 2013 года Арбитражный суд Москвы принял к производству заявление о признании ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» банкротом (заявление подано по инициативе общества).

IMG_5873.jpg

УБЫТОЧНЫЙ ПЕРИОД

Напомним, ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» было создано российским предпринимателем Тиньковым в 1998 году. В том году был открыт первый ресторан сети в Санкт-Петербурге. В декабре 2001 года начал свою работу московский ресторан — один из самых крупных ресторанов в столице: 2 этажа, 550 посадочных мест, три VIP- зала. В период с ноября 2002 года по январь 2003 года начали функционировать рестораны в Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде и Уфе. Открытие ресторанов «Тинькофф» стало подлинным событием для этих городов, в которых до того момента заведений подобного уровня не существовало. В 2004 году «Тинькофф» пришел в Екатеринбург и Сочи.

В августе 2009 года Тиньков вышел из состава акционеров компании, но на политике бренда это не отразилось, потому что изначально сеть строилась как бизнес-структура с операционным менеджментом, базирующимся на проверенных технологиях и сетевых стандартах ведения ресторанного бизнеса. В сентябре 2009 года в своем блоге Тиньков сообщил, что продал принадлежавшую ему долю, около 70% сети, скандинавскому фонду прямых инвестиций Mint Capital. Около 25% бизнеса Mint Capital приобрел еще в августе 2008 года примерно за $10 миллионов. Летом 2010 года экс-партнеры фонда Глеб Давидюк, Максим и Дмитрий Соковы выкупили эту сеть. В свою очередь партнеры продали компанию через четыре месяца. По данным ЕГРЮЛ, сейчас владельцем сети является офшор Edson.

На сайте ООО сказано, что в 2009 году «к управлению компанией пришла новая команда эффективных, динамичных, профессиональных менеджеров, способных проводить сбалансированную маркетинговую и операционную политику развития, отстаивать имеющиеся позиции и завоевывать новые сегменты рынка». На сайте из топ-менеджмента значится Анатолий Жамалдинов — генеральный директор. При этом в базе данных СПАРК генеральным директором ООО «Частные Пивоварни «ТИНЬКОФФ» значится Халит Жамалдинов. По указанному там же номеру телефона в Москве сообщили, что такой организации там нет.

Согласно базе данных СПАРК, уставный капитал ООО на 30 мая 2008 года составлял 81,3 млн. рублей, а выручка от продажи на 31 декабря 2012 года — 273,6 млн. рублей. При этом чистый убыток за 2012 год составил 70,1 млн. рублей.

Выручка предприятия планомерно сокращалась, и компания в период 2009 - 2012 годов была убыточной. Так, еще в 2009 году выручка составила 456,7 млн. рублей, а в 2012 году только 273,6 млн. рублей. За последний год потеря в выручке составила 93,3 млн. рублей, или 25%.

«ДЕЛО БЫЛО ЗА МЕНЕДЖМЕНТОМ»

Газета «БИЗНЕС Online» попросила экспертов и игроков рынка прокомментировать уход игрока, трудности с концепцией и насыщенность рынка в Казани.

Сергей Селиверстов — начальник управления операционной деятельности сети баварских клубных ресторанов Maximilian’s:

— Концепция ресторана «Тинькофф» в свое время была очень интересной. Возможно, она изжила себя, или люди, которые управляли им, после продажи Тиньковым, не справились со своими задачами. Местоположение ресторана в Казани было очень хорошее.

Рынок пивных ресторанов и пивоварен в столице Татарстана развит достаточно хорошо. Что касается нас, у Maximilian’s никогда не было конкурентов, это уникальный проект. В нише производителей пива работали мы, «Джокер» и как раз-таки «Тинькофф». Сейчас в этой нише еще работает ресторан «Петцольд».

Сергей Валеев — совладелец пабов «Дублин», «Белфаст», «Английский паб»:

— В целом про компанию «Тинькофф» могу сказать только очень хорошее. При прежнем владельце в компании все было замечательно, потому что Тиньков — целеустремленный человек, максимально заинтересованный. Не знаю, кому принадлежала компания после него, но было видно, что дела пущены на самотек. Концепция была интересной и достаточно популярной, хотя стопроцентно об этом говорить тоже нельзя, потому что, когда открывался «Тинькофф», никого не было. Тогда не было ни моей компании, ни Maximilian’s, на пивном рынке было затишье. Как видим сейчас, Maximilian’s на волне, значит, пивоварни работают, а людям нужно хлеба и зрелищ. Выигрышным моментом было то, что «Тинькофф» запустили одними из первых суши. А дальше уже дело было за менеджментом, управлением.

Все, что находится в центре Казани, в принципе, имеет удачное местоположение. Парковки работают. Рано или поздно мы придем к Москве или Санкт-Петербургу, а пока у нас люди ленятся ходить туда, где нет парковок. В Москве уже люди понимают, куда идут и что там им не нужна будет машина.

Вообще, рынок можно заполнить разными заведениями, пабами, и будет считаться, что он заполнен. У нас в Казани не хватает идеологических заведений со смысловой нагрузкой: чтобы не просто поставить кран и нажать на клапан. Примерами идеологических заведений в этой нише являются Beer House (типичный немецкий ресторан) и «Дублин» (ирландский паб).

На самом деле пивной рынок сейчас переживает не самое лучшее время. Извратили культуру, потому что, когда мы открывали «Дублин» в 2009 году, пришлось потратить очень много времени, чтобы объяснить людям, что это за формат, какая это культура. Было время, когда на волне популярности открывалось очень много заведений, которые называли себя пабами, но не соответствовали этому. Кроме этого, пиво сейчас приравняли к алкоголю, и на него появился акциз. Чтобы продавать пиво, нужно получить лицензию, а акциз постоянно растет, цена на импорт постоянно поднимается. Если кто-то считает, что на пиве можно заработать бешеные деньги, то он глубоко заблуждается. Зарабатывать уже можно на сопутствующих товарах: кухне, крепком алкоголе. Также ощущается, что в Казани очень сильно выросли арендные ставки после Универсиады.

Константин Иванов — исполнительный директор сети OFS:

— Когда ресторан принадлежал господину Тинькову, место было очень популярным. После продажи Тиньковым его заводов и ресторанов место потеряло свою популярность и престиж. Концепция ресторана была достаточно хорошая, но что касается дизайна, для Москвы это было хорошо, а вот в Казани нужно было использовать меньше хайтековских тем. Для пивоварни было хорошее местоположение.

Думаю, в Казани можно открыть еще такие заведения — пивоварни, пивные рестораны. Основные игроки сегодня — Maximilian’s, «Петцольд» и «Джокер». Хотя «Джокер» больше работает как ресторан при отеле, а не как самостоятельное заведение, куда специально приезжают люди.