«Татнефть-АЗС Центр»
УФАС заметил в действиях ООО «Татнефть-АЗС Центр» нарушение закона «О защите конкуренции»

ФИНАНСОВЫЙ «ШТОРМ» ДЛЯ НЕФТЯНИКОВ И «ПОСЕЙДОНА» МОЖЕТ ОБОЙТИСЬ
В ШТРАФ ДО 15% ОБОРОТА

Татарстанские антимонопольщики заинтересовались схемой оптовой реализации сжиженного углеводородного газа структурами крупнейшей республиканской нефтяной компании — ОАО «Татнефть». Речь идет о двух компаниях — ООО «Фин-Инвест» и ООО «Татнефть-АЗС Центр». Их заподозрили в нарушении закона о конкуренции. Правда, в дальнейшем в деле татарстанского УФАС остался только один участник — «Татнефть-АЗС Центр», оператор сети автозаправок «Татнефти».

Как выяснилось в ходе недавнего заседания в УФАС, антимонопольщики посчитали, что в действиях ООО «Татнефть-АЗС Центр» имеются признаки «заключения соглашения, которое приводит к отказу от заключения договоров с определенными покупателями на рынке оптовой реализации сжиженного углеводородного газа (СУГ), используемого в качестве моторного топлива». С жалобой в УФАС обратилось некое физическое лицо, фамилию которого газете «БИЗНЕС Online» в антимонопольном ведомстве не раскрыли. Заявитель полагает, что структуры «Татнефти» умышленно ограничивают конкуренцию на рынке СУГ.

Интерес антимонопольного ведомства вызвало то, что некое ООО «Посейдон» оказалось единственным оптовым продавцом всех объемов сжиженного газа, поставляемых материнской компанией «Татнефть-АЗС Центр». Антимонопольщики считают, что компания «Татнефть-АЗС Центр» не ставила в известность других потенциальных покупателей о возможности покупки у нее объемов газа. В итоге в ведомстве приходят к выводу, что «повышение цен на СУГ при оптовой реализации прежде всего связано с тем, что один и тот же объем газа, прежде чем дойти до покупателя, проходит через несколько перепродавцов (в том числе ООО «Посейдон»), которые включают в цену на СУГ норму прибыли и свои затраты», говорится в материалах ведомства.

Забегая вперед сообщим, что в минувшую пятницу комиссия УФАС признала, что «Татнефть-АЗС Центр» и альметьевская компания «Посейдон» являются нарушителями части 1 статьи 11 федерального закона «О защите конкуренции» («Заключение и участие в соглашении, которое приводит (может привести) к установлению, поддержанию оптовых цен на сжиженный углеводородный газ, используемый в качестве моторного топлива»). Наказание пока не назначено, как пояснили газете «БИЗНЕС Online» в УФАС, сейчас будет возбуждено административное дело. По оценкам экспертов, наказание может быть самым разнообразным, включая штраф от 1 до 15% от суммы выручки.

1.jpg
С жалобой в УФАС обратилось некое физическое лицо, которое полагает, что структуры «Татнефти» умышленно ограничивают конкуренцию на рынке сжиженного углеводородного газа

СЕРДЕЧНЫЙ РОМАНС ФИНАНСОВ И НЕФТЯНИКОВ

Здесь следует дать некоторые пояснения относительно главных участников разбирательства. ООО «Фин-Инвест», первоначально фигурировавшее в деле, согласно СПАРК, специализируется на вложениях в ценные бумаги. По итогам прошлого года компания имела выручку в 4,5 млрд. рублей. Его собственниками являются ООО «Татнефть-АЗС Центр» (1%) и ООО «Процессинговый центр» (99%). Последнее на 99% принадлежит ОАО «Татнефть» (1% у ООО «Фин-Инвест»).

Если аффилированность «Фин-Инвеста» с «Татнефтью» очевидна, то с ООО «Посейдон», которое официально специализируется на денежном посредничестве, не так все просто. Ранее прописанная в столице нефтяников компания в начале этого года перебралась в Москву. Его владельцем является предприниматель Ришат Ахсанов. Согласно данным открытых источников, Ахсанов известен как руководитель компании «Татнефть-Архангельск» и, как утверждают наши источники, является племянником Наиля Маганова, в конце ноября назначенного на пост генерального директора ОАО «Татнефть». Судя по всему, Ахсанов — достаточно доверенное лицо нового рулевого нефтяников: в интернете содержатся данные о том, что Маганов и Ахсанов являются, например, соучредителями казанского ООО «Артур» и владеют там долями по 25%. Остальные 50% принадлежат ОАО «Профит групп».

Ахсанов, помимо топливного бизнеса, является учредителем ООО «Альтернатива» (у него 70% дилера, оставшиеся 30% у Ленара Билалова). Эта компания является дилером АвтоВАЗа в Альметьевске и, согласно данным СПАРК, достаточно плотно работает и с госструктурами. Так, на счету у компании выигранные тендеры для ГБУ «Безопасность дорожного движения», минтрудсоцзащиты РТ, МЧС, КНИТУ-КАИ, исполкома Альметьевского и Балтасинского районов, ТФОМС и т.д. В 2012 году с выручкой более 1 млрд. рублей ООО «Альтернатива» заняло 210-ю строчку в рейтинге «БИЗНЕС Online» Топ-300 .

В 2003 году Ахсанов (до того момента о нем знали лишь в узких кругах бизнеса) попал в светскую хронику Казани, заключив брак с Ольгой Богачевой — дочерью председателя Национального банка РТ Евгения Богачева. Как рассказывала Ольга журналистам, она, «чтобы быть ближе и лучше чувствовать любимого человека», приняла ислам. На страницах газет пара обсуждала, где проведет медовый отпуск: на Сейшелах или Бали. Свадьбу молодожены праздновали в отеле «Сафар».

Как видим, сверхсерьезные связи господина Ахсанова и его близость к сильным мира сего не стали препятствием для подопечных Александра Груничева из УФАС РТ для проявления принципиальности.

По указанным в интернете контактным телефонам в ООО «Посейдон» корреспонденту «БИЗНЕС Online» дозвониться не удалось. Был послан запрос в ООО «Альтернатива» с просьбой передать его или в «Посейдон» или лично Ахсанову. На это нами был получен устный ответ, что Ахсанов находится за границей, и если сочтет нужным, то даст ответ.

КТО ПРОИЗВОДИТ СЖИЖЕННЫЙ ГАЗ В ТАТАРСТАНЕ?

По существу дело рассматривалось недавно комиссией антимонопольного органа в составе четырех человек (председательствовал замруководителя УФАС Руслан Биктимиров), на заседании которой побывал коррепондент «БИЗНЕС Online». На заседании присутствовали представители от ООО «Татнефть-АЗС Центр»: Ильдар Кадыров и Максим Комаров. «Посейдон» был представлен директором — Фаритом Хайретдиновым.

Началось заседание с вопроса Биктимирова о том, кто еще, кроме «Татнефти», производит газ на территории Татарстана. В ответ был упомянут «Нижнекамскнефтехим», «может быть, ТАИФ и некоторые казанские кустовые компании». Комаров сделал предположение, что, возможно, есть и производители среди мелких нефтяных компаний. В итоге представители ФАС пообещали, что информацию о местных производителях они еще уточнят.

Далее комиссия приступила к изучению аргументов нефтяников. Кадыров передал комиссии видеозапись, свидетельствующую о том, что ими была размещена реклама о продукте. На этой видеозаписи строилась вся линия защиты: о возможности покупки газа оптом, помимо «Посейдона», вполне могли знать и другие компании.

Как уверяли представители «Татнефти», об этом можно было узнать из бегущей строки, которая транслировалось на электронном табло на здании штаб-квартиры «Татнефть-АЗС Центра» в Альметьевске. Далее представитель нефтяной компании пытался через опосредованные примеры доказать, что есть товары, которые не нуждаются в серьезной рекламе.

По мнению Кадырова, никакого соглашения об ограничении конкуренции с «Посейдоном» у них нет: «У «Посейдона» есть возможность покупать большие партии, вот он и покупает. Мы можем завтра заменить «Посейдон» на другую организацию, и, в принципе, от этого для нас ничего не изменится. Мы все равно найдем кому продать. Просто будет побольше затрат по части поисков клиентов и так далее».

На наводящий вопрос антимонопольщиков, только ли «Посейдону» в 2012 году реализовывался газ, был получен утвердительный ответ. Далее выяснилось, что в 2013 году газ реализовывался уже 10 субъектам, но, как уточнили газете «БИЗНЕС Online» в УФАС, в этом году на ООО «Посейдон» приходилось более 80% оптовых закупок. Был задан вопрос, есть ли среди этих 10 компаний аффилированные лица. Кадыров и Комаров ответили, что есть «Татнефть-АЗС-Запад», которая «входит в группу лиц через «Татнефть». Остальные, заявил Кадыров, насколько он знает, «не входят».

По данным антимонопольщиков, оптовая цена на СУГ в 2012 - 2013 годах колеблется от 13 до 15 тыс. рублей. И при объемах 99 тыс. т СУГ, которые выпускаются на Миннибаевском газоперерабатывающем заводе (контролируется «Татнефтью»), по самым грубым подсчетам, стоимость этого топлива может составлять 1,2 млрд. рублей. При этом надо учитывать, что часть продукции «Татнефть» распределяет по своим заправкам. Стороны и ФАС заявили, что объемы топлива, которые проходили через «Посейдон», являются коммерческой тайной. Добавим, что помимо «Посейдона» оптовые продажи моторного газового топлива в РТ осуществляют структуры «Газпрома» (ООО «Газпром сжиженный газ») и СИБУРа.

Руслан Биктимиров
Замруководителя УФАС Руслан Биктимиров заявил, что, только начав разбирательство, антимонопольщики невольно выступили в роли промоутеров продукции «Татнефти»

Отметим, что «Татнефть» является крупнейшим игроком на рынке СУГ в Татарстане. Так, согласно данным ИАЦ «Кортес», в январе-сентябре весь рынок в РТ по этому виду топлива составил 181 тыс. т, 55% были произведены компанией «Татнефтегазпереработка» на Миннибаевском ГПЗ. Второй по величине игрок в РТ — «Газпром», он занимает 32% рынка, а третий — «Нижнекамскнефтехим» (12%).

«ЦЕНЫ ОЧЕНЬ ДАЖЕ НИЧЕГО»

Другой представитель «Татнефть-АЗС Центр» Комаров рассказал, что они проводили анализ цен, по которым «Посейдон» продает покупателям сжиженный углеводородный газ. Проводилось сравнение с ценами, по которым продавали газопродукты сторонние поставщики — это ОАО «Уралоргсинтез» из города Чайковского, предприятия Оренбургской, Самарской областей и других. Всего, по словам Комарова, в близлежащих к Татарстану регионах есть пять-шесть поставщиков. Внутри Татарстана он отметил базы из Нижнекамска, Буинска и Казани. Комаров продолжил: анализ этих цен показывает, что цены «Посейдона» являются сопоставимыми «и даже с учетом транспортных расходов ниже цен, чем у сторонних поставщиков». Директор «Посейдона» отметил, что у него среди клиентов есть организации, которые перепродают затем этот газ с наценкой. «Наша цена дает им возможность еще и дальше перепродавать». Антимонопольщики нашли возможность, как говорится, «вставить шпильку»: возможно, в пример приводятся «владельцы единственных в селе АЗС, у которых и так купят этот продукт, несмотря на цену». УФАСовцы подытожили выступления Комарова выводом: «Таким образом, по-вашему, выходит, что цены у «Посейдона» очень даже ничего».

КАК УФАС ОКАЗАЛОСЬ ЭФФЕКТИВНЫМ ПРОМОУТЕРОМ

Далее Кадыров отметил, что сжиженный газ — это «очень такой своеобразный товар», и если спросить у членов комиссии, то вряд ли у кого-либо из них есть машина на газу. Прозвучала также реплика о том, что «Посейдон» не занимается реализацией газа в розницу и тем самым не является конкурентом «Татнефть-АЗС Центра», а значит, и с этой точки зрения нельзя говорить о сговоре. На что члены комиссии отметили, что соглашение может быть и вертикальным — между продавцом и покупателем.

Кадыров заявил, что в соглашении могли участвовать только компании, равные по величине. Здесь же, по его словам, не тот случай.

Под занавес заседания Биктимиров заявил, что, только начав разбирательство, антимонопольщики невольно выступили в роли промоутеров продукции «Татнефти». После того как ФАС отправила запросы к участникам рынка о том, закупают ли они оптом газовое топливо у ООО «Татнефть-АЗС Центр», в адрес «Татнефти» пришли письма от игроков о том, что они заинтересованы покупкой этих газопродуктов.

В итоге после относительно длительной паузы 6 декабря 2013 года комиссией было вынесено решение о том что «Татнефть АЗС-Центр» и «Пойседон» признаны нарушившими часть 1 статьи 11 федерального закона «О защите конкуренции». Как сообщили в пресс-службе УФАС по РТ, наказание не назначено, потому что дело не является административным. «Сначала комиссия УФАС выносит решение о наличии либо отсутствии факта нарушения, и если нарушение установлено, то уже возбуждается административное дело».

В «Татнефть-АЗС Центре» на запрос газеты «БИЗНЕС Online» ответили, что все вопросы, связанные с общением с прессой, решаются через «Татнефть». На момент написания материала комментарии не были получены.

«КОМПАНИИ-ТРЕЙДЕРЫ — ЭТО НОРМАЛЬНАЯ ПРАКТИКА»

Газета «БИЗНЕС Online» выяснила мнения экспертов о разбирательстве между ФАС и структурами «Татнефти».

Мария Кузина — заведующей сектором углеводородного сырья ООО ИАЦ «Кортес» (Москва):

- С января по сентябрь 2013 года для реализации в топливном секторе рынка Республики Татарстан было предложено 181,4 тысячи тонн СУГ. В том числе 121 тысяча тонн местного производства. Остальные ресурсы были ввезены в республику из других регионов. «Татнефть» реализует весь объем вывозом в автоцистернах с Миннибаевского ГПЗ, расположенного в Альметьевске. «Татнефть-АЗС Центр» является единственной сбытовой компанией, продающей СУГ от лица ОАО «Татнефть». Такая ситуация не является исключительной на российском рынке СУГ. Как пример можно привести «Газпром» и «Газэнергосеть». Очевидно, что часть ресурсов в автоцистернах может как покидать территорию Татарстана, так и быть ввезена извне, но эти объемы мы учесть не можем. У компаний «Газпром сжиженный газ» и «Татнефть-АЗС Центр» есть собственные заправочные сети, так что не весь газ предлагается ими для продажи третьим лицам.

Участник топливного рынка (на условиях анонимности):

- Все это напоминает самопиар ФАС. Вполне возможно, что ООО «Посейдон» было создано для того, чтобы оптимизировать какие-то расходы. К примеру, сюда мог быть выведен весь персонал, или через эту компанию были привлечены суперспециалисты. В этой схеме могут быть самые разные смыслы. Вообще, что касается СУГ, то это достаточно специфический бизнес, который требует особых усилий. Во-первых, достаточно немного машин используют оборудование под СУГ. В основном это транспортники, которые ездят между городами, может, часть таксистов. Особенность СУГ, а точнее оборудования для использования сжиженного газа в том, что оно требует ежемесячного обслуживания. Большинство авторизованных автодилеров не берется обслуживать это оборудование, и оно идет на откуп частникам. Если же ежемесячно не проходить профилактику, то машина либо начнет потреблять больше топлива, либо в салоне будет запах, либо может произойти возгорание. Какие-то московские специалисты даже подсчитали, что стоимость сервиса оборудования съедает всю экономию, которую дает низкая цена на газ.

Егор Гончарук — аналитик ИК «Энергокапитал»:

- Отрасль СУГ представлена большим количеством игроков, однако основную долю рынка делят между собой «Сургутнефтегаз», «Роснефть» и «Сибур». По нашим оценкам, производство СУГ по итогам 2013 года в РФ ожидается на уровне 13,3 - 13,5 миллиона тонн, что на 10 - 11,5 процентов выше аналогичного показателя годом ранее (20 процентов газа идет на экспорт).

Доля «Татнефти» в отрасли незначительна: за январь-август компанией было произведено 274,5 тысячи тонн СУГ, что составляет менее 3,5 процента от общей суммы производства в стране. Что же касается вопроса компании-посредника (трейдера), то данный формат реализации продукции является нормальной практикой не только в нефтегазовом секторе, но и практически во всех производственных отраслях.

Дмитрий Баранов — ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент»:

- Сжиженные углеводородные газы (СУГ) производят из попутного нефтяного газа (ПНГ), который ранее сжигался нефтяными компаниями. С учетом того, что некоторое время назад в стране был введен запрет на сжигание ПНГ (попутный нефтяной газ), рынок СУГ активно развивается. Так, согласно данным Росстата, в январе-августе 2013 года пропана и бутана сжиженных в РФ было произведено 8 013,7 тысячи тонн (+5,11 процента к АППГ), а газов углеводородных и их смесей сжиженных прочих, не вошедших в другие группировки, за этот же период было произведено 2390,3 тысячи тонн (+15,14 процента к АППГ). То есть видно, что ситуация на данном рынке отличная и перспективы его отличные. С учетом того, из чего получают СУГ, понятно, что «Татнефть» его также производит. Так, в частности, в прошлом году компания сообщала, что на комплексе НПиНХЗ в Нижнекамске началась выработка очищенного СУГа (ШФЛУ) который поступает в качестве сырья в ОАО «Нижнекамскнефтехим».

Что касается формата торговли, который использовала «Татнефть», то он весьма распространен в России. Если законодательством не предусмотрено иное, то компания не обязана информировать остальных участников рынка о том, как и с кем она подписывает договоры. Это целиком и полностью дело самой «Татнефти», как лучше организовать торговлю своей продукцией. В конце концов, она ведь не запрещала никому покупать свою продукцию, и все желающие могли делать это через ту компанию, с которой «Татнефть» заключила договор. Наконец, совершенно не факт, что если бы «Татнефть» продавала бы СУГ разным компаниям, то конечная цена его была бы ниже. Мало того, что у компаний-продавцов есть собственные издержки, которые они должны компенсировать, так еще и не надо забывать про их прибыль. Поэтому если бы газ им доставался дешевле, то совсем не обязательно, что для розничных покупателей он был бы дешевле на эту сумму. Согласно данным Росстата, динамика цен на пропан и бутан сжиженные в 2013 году в РФ была следующая: январь — 9375,03 рубля за тонну; февраль — 8907,86; март — 8482,26; апрель — 8661,36; май — 7991,25; июнь — 8022,3; июль — 8816,35; август — 8994,6; сентябрь — 9590,51 рубля за тонну.

Безусловно, нужно развивать применение и СУГ, и СПГ, и КПГ. Объяснений тому несколько. Во-первых, и природный газ, и попутный нефтяной газ являются весьма перспективным сырьем не только с точки зрения экономики, но они лучше других энергоносителей (нефти, угля и продуктов их переработки) с экологической точки зрения. Во-вторых, растут потребности в этих газах как в нашей экономике, так и в мировой, а значит, страна может заработать весьма неплохие деньги на торговле ими. В-третьих, как известно, у нас приняты обязательные нормы о запрете сжигания ПНГ и 100-процентной его переработке в различные продукты и использовании их в экономике, а значит, развивать переработку ПНГ нефтяные компании просто обязаны. Поэтому собственно государством и были приняты различные документы, которые должны способствовать более широкому использованию и СУГ, и СПГ, и КПГ в экономике страны. В-четвертых, применение всех этих видов газового сырья позволит дать толчок развитию обрабатывающей промышленности, так как потребуется соответствующее оборудование, машины и механизмы. С учетом вышесказанного в России нужно активнее развивать добычу, переработку и использование всех этих видов ресурсов.