Всем понятно, что дебиторская задолженность это высоколиквидные активы организации. Соответственно, для того, чтобы обеспечить стопроцентное их возвращение, необходимо очень серьезно подойти к построению на предприятии эффективной системы управления и взыскания дебиторской задолженности.
Мы предлагаем действенную инструкцию по предотвращению дебиторской задолженности, а также по возврату долгов.
ПЕРВЫЙ ЭТАП – ЗНАКОМСТВО С КЛИЕНТОМ
Многие считают, что работа с должником начинается только с момента просрочки платежа. На предварительный этап работы с клиентом в компаниях не отводится время. Вместе с тем, этот этап работы очень важен при построении эффективной системы управления долгами. Он начинается уже при первой встрече продавца и клиента, на которой наблюдательный специалист может установить будет ли этот покупатель своевременно платить, либо он постарается максимально эффективно использовать ваши деньги в качестве льготного (беспроцентного) кредита.
Информацию о потенциальном клиенте можно получить исходя из анализа данных его бухгалтерской отчетности, изучения его методов работы, когда сам клиент представляет эти сведения, и тем самым показывает свою готовность и заинтересованность в тесном и взаимовыгодном сотрудничестве. Также для получения такой информации до заключения договора можно попытаться связаться с контрагентами потенциального клиента, проанализировать СМИ и Интернет.
Целесообразно до подписания договора, обратиться в соответствующие государственные органы и организации (так называемые, третьи лица, владеющие информацией и не заинтересованные в совершении сделки) в целях получения сведений о потенциальном клиенте, содержащейся в единых государственных базах данных.
Как уже отмечалось, если у потенциального контрагента действительно имеется интерес во взаимовыгодном и искреннем сотрудничестве, он сам до заключения сделки может предоставить запрашиваемые юристом организации сведения и документы. В противном случае, в целях максимальной защиты интересов своей компании, обязательным условием заключения договора является предоставление дополнительных гарантий оплаты счетов, например, путем:
• поручительства;
• перечисления задатка;
• представления банковской гарантии;
• использования аккредитивной формы расчетов;
• представления ликвидного имущества в залог;
• возможности удержания имущества;
• штрафных санкций;
• иных инструментов, обеспечивающих исполнение договорных обязательств.
Таким образом, чем больше информации о контрагенте, тем эффективней можно защитить интересы своей организации.
ВТОРОЙ ЭТАП – ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНЫЕ МЕРЫ
Рекомендуется в адрес контрагента за три рабочих дня до наступления сроков оплаты направить письменное уведомление о необходимости исполнить обязательства в сроки, предусмотренные договором (напоминание об оплате). Помимо вышеуказанного письма, рекомендуется провести с контрагентом, так называемые, предварительные переговоры еще до наступления сроков платежа, в целях эффективного напоминания об оплате долга и о себе.
ТРЕТИЙ ЭТАП – ПЕРЕГОВОРЫ
В случае неоплаты контрагентом задолженности в сроки, установленные договором, приступают к следующему этапу работы с дебиторской задолженностью – переговоры. В процессе проведения переговоров, прежде всего, необходимо выяснить, почему он не платит. Типичными причинами неплатежей могут быть финансовые трудности должника, потеря необходимых для оплаты документов, либо вы столкнулись с кредитором, который никогда добровольно не платит.
Если переговоры ни к чему не приводят, то необходимо перейти к претензионному и судебному порядку взыскания задолженности, а также штрафных санкций за несвоевременное исполнение обязательств.
Перед началом судебного взыскания необходимо определить правомерность совершенных сделок, проверить договор на соответствие его законодательству, установить наличие существенных условий заключения договора и полномочий лица, подписавшего договор, а также иные юридические нюансы по каждому конкретному виду договора.
Одновременно с экспертизой договора осуществляется анализ сделки для установления срока исковой давности, в течение которого возможно предъявление иска в суд для защиты нарушенного права. Общий срок исковой давности установлен Гражданским Кодексом РФ и составляет три года. Для отдельных видов требований законом могут устанавливаться специальные сроки исковой давности, сокращенные или более длительные по сравнению с общим сроком.
Для определения ликвидности дебиторской задолженности проводится юридическая экспертиза договора с изучением судебной практики по данным категориям споров и вырабатываются соответствующие рекомендации.
При положительном прохождении первоначальных этапов необходимо получить сведения о платежеспособности должника, в частности, подается запрос для получения сведений из государственных органов о наличии имущества: выписка из ЕГРЮЛ и ЕГРИП о регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, выписка из ЕГРП о наличии права собственности на объекты недвижимости и др.
ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП - СУДЕБНОЕ ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГА
Начинается следующий этап: подготовка и подача искового заявления и ходатайства о принятии обеспечительных мер в судебные органы.
При этом, обращаем внимание на то, что суд может применить любую обеспечительную меру (наложение ареста на денежные средства и иное имущество должника, в том числе, на объекты недвижимости, запрещение должнику совершать определенные действия по отчуждению имущества и иные обеспечительные меры, предусмотренные законодательством), а также одновременно может принять несколько обеспечительных мер.
Конечно же, заявленные обеспечительные меры должны иметь юридическое и экономическое обоснование и соответственно должны быть адекватны заявленному иску.
Судебный процесс сложная процессуальная процедура и нужно быть готовым к тому, что привлечение сторонних юристов будет крайне необходимо.
Так, необходимо будет определить следующие моменты: подведомственность и подсудность дела, предмет и основание иска, стороны процесса (ответчика и третьи лица, имеющие отношения к предмету спора), а также собрать все необходимые доказательства, рассчитать госпошлину и цену иска и т.д.).
Судебный процесс по взысканию дебиторской задолженности относится к категории экономических споров, возникающих из гражданских правоотношений, и поэтому он является состязательным, то есть каждая из сторон (и истец и ответчик) должны доказать обстоятельства по делу, на которые они ссылаются как на основания своих требований и возражений.
Поэтому сбор доказательств, который осуществляется на первых этапах работы, является одним из важнейших условий для успешного проведения конкретного дела.
Обращаем внимание на то, что судебный процесс строго регламентирован и для скорейшего и правильного разрешения дела по существу необходимо соблюдать процедуру ведения дела и все процессуальные сроки: своевременно знакомиться с материалами дела, заявлять отводы, представлять доказательства, участвовать в исследовании доказательств, подавать ходатайства, давать суду объяснения, подавать жалобы и др.
Также необходимо учесть, что судебный процесс займет определенное время, поскольку Арбитражный процессуальный кодекс РФ и Гражданский процессуальный кодекс РФ устанавливают специальные сроки по рассмотрению дел в каждой инстанции.
ПЯТЫЙ ЭТАП – ВЗЫСКАНИЕ ДОЛГОВ
После принятия положительного решения, вступления его в силу, суд выдает исполнительный лист, который, по общему правилу, предъявляется судебному приставу-исполнителю ко взысканию. Процедура взыскания и взаимодействия со службой судебных приставов регламентирована на законодательном уровне и требует специальных знаний, поэтому участие профессионала на данном этапе также является необходимым.
Также хотелось бы отметить, что в процессе взыскания задолженности в судебном порядке нет мелочей. Отсутствие опыта и инициативы при формировании своей позиции может привести к трудно обратимым последствиям и невозможности взыскания задолженности даже в судебном порядке. Подготовка к процессу и участие в нем - весьма специфическая деятельность, требующая обширных теоретических знаний в области права, экономики, психологии, навыков ораторского искусства и большого практического опыта участия в судебных разбирательствах. Поэтому, необходимо оценить возможности юриста организации, и, в случае необходимости, привлечь внешних консультантов, действительных профессионалов в своей деятельности.
Лаура Ганиева,
главный специалист департамента юридического консалтинга компании "АУДЭКС"
Law@audex.ru
www.audex.ru
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.