«ГОСПОДДЕРЖКОЙ МАЛОГО БИЗНЕСА ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ Я НЕ МОГ»

— Артем, признаюсь честно, ваш вопрос подкупил некоторой наивностью, которая, вероятно, присуща многим начинающим предпринимателям. А ваше стремление стать бизнесменом вызывает уважение. Вы ощущаете в себе силы начать свой бизнес?

— Я уже пытался начать свой бизнес — занимался продажей автомобильных запчастей через интернет.

— Когда это было?

— Мне сейчас 24 года, а начал я заниматься бизнесом, когда еще учился на третьем курсе Финансово-экономического института. Через четыре месяца после начала я решил расширить свой бизнес, но впервые столкнулся с этой проблемой: у меня не было средств на расширение. На жизнь хватало, а вот чтобы расширить бизнес и развивать его дальше, денег не было: кредит мне не дали, богатых друзей у меня не было. И государственной поддержкой малого бизнеса воспользоваться я не мог, поскольку занимался не производством, а торговлей, что, видимо, находится вне интересов республики.

— Почему вам не дали кредит?

— Прошло всего четыре месяца, и я еще не успел отчитаться по налогам. То есть надо было отработать хотя бы год. Плюс к тому высокие проценты, и брать кредит было немного боязно... В итоге свой бизнес я отдал родственнику, а сам пошел работать в крупную компанию по своей специальности.

«ЛЮБОЙ БИЗНЕСМЕН, ОН ПРЕЖДЕ ВСЕГО МАРКЕТОЛОГ»

— Где и кем вы сегодня работаете?

— Я работаю маркетологом в строительной компании «Унистрой». Мне очень нравится моя профессия! И я искренне считаю, что любой бизнесмен, он прежде всего маркетолог. То есть это тот человек, который чувствует рынок. Одно дело — произвести какой-то хороший продукт, другое — понять, что потребителю надо, завоевать его доверие.

Я считаю, что в России профессия маркетолога недооценена и используется неправильно. Во многих фирмах маркетолог — это только реклама, а по сути, он должен работать в тесном контакте с руководством компании при создании продукта. То есть аналитика — это начальный этап, реклама — конечный, а посередине — создание и коррекция продукта.

— В «Унистрое» маркетологов ценят?

— Да, служба маркетинга у нас хорошо развита — работает отдел из четырех человек. Мы участвуем и в создании продукта, и в его рекламировании, и в поддержании имиджа компании.

— Вам хватает полученных в вузе знаний?

— Я окончил факультет менеджмента по специальности «маркетинг» КГФЭИ. Считаю, в институте мне дали главное — базовые знания и прогрессивный образ мышления. В первую очередь преподаватели учили нас смотреть, что хочет потребитель.

А мелкий бизнес ближе всех находится к потребителю, знает его буквально в лицо. И он может быть очень гибким и оперативным в удовлетворении запросов потребителей. Мелкий бизнес полезен уже хотя бы тем, что заставляет крупный бизнес шевелиться быстрее, внимательнее присматриваться к своему потребителю. Поэтому предпринимательство надо всемерно развивать.

«Я НЕ ОСТАВЛЯЮ НАДЕЖДУ НАЧАТЬ СВОЙ БИЗНЕС!»

— Собственный бизнес думаете возобновить?

— Я не оставляю надежду начать свой бизнес! Видимо, я так устроен, что люблю рисковать, брать на себя ответственность. Идей у меня много, но вот мне, простому человеку, взять финансы пока неоткуда.

— Какие вы знаете структуры в Татарстане, которые помогают малому бизнесу?

— У меня с друзьями был небольшой инженерный проект, с которым мы обратились в агентство инвестиционного развития РТ, а они перенаправили нас в инвестиционно-венчурный фонд РТ. Но возникли бюрократические проблемы, и друзья отказались от наших планов.

— Какие бюрократические проблемы? Сказали, что нужен бизнес-план?

— Да, сказали принести бизнес-план. Я сделал его, как мог. Надо сказать, наши структуры на вопрос отвечают довольно быстро. Ответили, а дальше начинается эта возня... Я знаю многих предпринимателей, которые пытались получить финансирование, но из-за волокиты не удалось это сделать.

— Может быть, у молодых людей просто не хватает терпения?

— Да, может быть, у молодых нет терпения, может быть, мы наивные, но в итоге мы бросили свой бизнес и ушли работать в другие компании.

— А в центр поддержки предпринимательства РТ вы обращались?

— Я туда тоже обращался с одной идеей, но они мне сказали, что это не их компетенция, и направили в ГИБДД. Дело в том, что у меня было предложение именно для ГИБДД. Позвонил и туда, а мне ответили, что не знают, к кому меня направить по этому вопросу. Я тогда учился на пятом курсе, и идти к руководству ГИБДД, если честно, побоялся. Надо еще раз попробовать — теперь-то я не боюсь...

«ГОСУДАРСТВО КАК БЫ И ХОЧЕТ ПОМОЧЬ, НО НЕ ПОЛУЧАЕТСЯ...»

— Как считаете, дело только в вашей молодости? Или в поддержке предпринимательства у нас есть проблемы системного порядка?

— Я думаю, у властей есть приоритеты, кого поддерживать. Сейчас, например, у нас в моде IТ-технологии, но пока еще ни одна компания не «выстрелила». Да, у нас есть довольно крупные IТ-компании, но они изначально шли не по пути получения грантов. А вот те компании, которые государственные гранты получили, пока еще не заявили о себе, о них потребители не знают. Вот недавно была информация, что несколько татарстанских компаний направят в «Сколково», но даже нет списка этих компаний. Непонятно, зачем они туда пойдут, с каким продуктом выйдут на рынок?

Я знаю многих людей, которые, как и я, хотят заниматься мелким бизнесом — открыть маленькое кафе или бар, например. Идут в банк за кредитом, где им отвечают: поработайте сначала год, а процент у нас такой... И мы все знаем, что процент очень большой. Знакомые давать деньги боятся, а государство выделяет средства только под суперпроекты. А чтобы «выстрелить», надо не 500 тысяч, а 50 миллионов...

Я увидел такую проблему: государство не поворачивается лицом к мелкому бизнесу, к самозанятости. Например, женщина-швея захотела работать на дому, ей нужна современная швейная машинка, которая стоит порядка 250 тысяч рублей. Куда ей пойти за помощью? Потребительский кредит? Его ей очень тяжело выплачивать, тем более если у нее есть дети. А государство как бы и хочет помочь, но не получается...

Объективности ради надо сказать: видно, что предпринимательству помогают. Но не всем. А ведь надо понять, что человек, работая на себя, во-первых, не только зарабатывает больше, но и имеет больше времени, чтобы эти деньги тратить. Во-вторых, развивая свой бизнес, человек дополнительно создает рабочие места.

«ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ НА САМЫЙ МЕЛКИЙ БИЗНЕС»

— А вас не пугает размер налогов для предпринимательства?

— Когда у меня был свой бизнес, я работал легально, и налоги меня не пугали. Доход минус расход, в принципе, нормально было. Но если честно, 30 тысяч рублей — это очень большая сумма для тех, кто только начинает самозанятость. Считаю, в первый год работы можно освободить от налога. Не дают такой льготы, видимо, боясь фирм-однодневок. Но фирмы-однодневки не заплатят налоги в любом случае! А тех, кто хочет платить, эти налоговые каникулы подстегнули бы к активной деятельности. За год работы они смогут накопить клиентов, у них появится доход. То есть они накопят «жирок», который со временем превратится в большие мышцы.

Еще один проблемный вопрос — отсутствие дешевых офисных центров. В технопарке «Идея» нам сказали, что не принимают тех, кто занимается торговлей. Но ведь среди мелких предпринимателей таких 80 процентов! Думаю, в Казани должны появиться офисы для самозанятых людей по типу work-place. Причем не только на коммерческой основе, но и с поддержкой государства.

— Давайте резюмируем все ваши предложения.

— Если бы власти спросили у меня совет, то я предложил бы обратить внимание на самый мелкий бизнес, которого очень много. Первое — финансовая поддержка не только по приоритетным направлениям. Второе — налоговые каникулы на первый год. Третье — дешевые офисные центры.

«СОВЕТУЮ ТОЛЬКО ОДНОГО — ПОСТОЯННО РАЗВИВАТЬСЯ»

— Как давно вы читаете «БИЗНЕС Online»?

— Впервые о вашей газете я услышал в институте — мы тогда обсуждали деловую периодику. С тех пор я слежу за «БИЗНЕС Online». Наиболее активно начал читать, когда вы стали публиковать материалы о «ВАМИНе». Вся эта ситуация с «ВАМИНом» меня очень интересовала, и ваша газета — единственная, кто давал наиболее полную информацию с разных сторон. Мне нравится, что у вас помимо новостей и аналитики есть информация о персоналиях и о компаниях. В своей работе я часто пользуюсь этой информацией.

— Вы считаете себя активным читателем?

— Вопрос на интернет-конференцию я отослал впервые, а вот комментарии оставляю постоянно. Кстати, я в свое время зарегистрировался на вашем сайте, но постоянно эта регистрация «вылетает», поэтому приходится комментировать анонимно.

Артем, спасибо за интерес к нашей газете. Успехов вам во всех ваших начинаниях!