В буквальном смысле тектонические сдвиги в минувшем году пережил банковский рынок Татарстана. Массовые сокращения в филиале крупнейшего федерального банка, перестановки в топ-менеджменте крупнейшего регионального банка РТ, масштабные денежные вливания, новый бум потребительского кредитования на фоне падения прибылей... Банковская система, как лакмусовая бумажка, показывает фундаментальные тренды в экономике. О том, каким был 2013 год для банкиров РТ, читайте в обзоре газеты «БИЗНЕС Online».
№1
РОБЕРТ МУСИН УШЕЛ В СТРАТЕГИ
Пожалуй, самая громкая сенсация последних лет в банковской системе Татарстана произошла в мае минувшего года. Бессменный с 2002 (!) года председатель совета директоров крупнейшего республиканского банка — «АК БАРС» Банка — 49-летний Роберт Мусин покинул свой пост. Он уступил его гендиректору ОАО «Связьинвестнефтехим» Валерию Сорокину, который, как и Мусин, уже много лет входит в ближний круг Рустама Минниханова, причем еще со времен его работы в минфине РТ. Оба являются доверенными людьми президента. Оба все эти годы возглавляли ключевые финансовые структуры республики — «АК БАРС» Банк и СИНХ. По мнению наших источников из банковской среды, вся разница в том, что Мусин имел кроме «АК БАРС» Банка колоссальную нагрузку по разным проектам, а в самом банке играл, скорее, роль стратега и «смотрящего» от президента. Оперативным же управлением в банке занимается команда под управлением Роберта Миннегалиева — предправления банка. И вот на это кресло сел Сорокин, который на глазах за последний год стал, пожалуй, самым влиятельным финансистом в окружении Минниханова, в особенности если учесть, например, то, что Сорокину президент доверил наводить порядок в одной из самых проблемых зон — футбольном «Рубине», известном крайней непрозрачностью своих финансов.
Мусин же, покидая «АК БАРС» Банк, анонсировал еще одно свое решение, на этот раз касающееся Татфондбанка (ТФБ), контролирующим владельцем которого он считается. Банкир заявил, что покинет пост предправления ТФБ, который занял в сложном для банка 2010 году. Свое слово он сдержал, осуществив задуманное в октябре минувшего года. Новым предправления ТФБ стала отдавшая банку 17 лет зампредправления Наиля Тагирова, курировавшая финансово-аналитический блок в качестве заместителя вначале Камиля Юсупова (ушедшего в местный ВТБ), а потом — и самого Мусина.
Как говорят источники «БИЗНЕС Online», примерно с середины прошлого года Мусин принял решение сосредоточиться на стратегии развития своего обширного бизнеса. Напомним, как писала наша газета, Мусин сейчас строит новую, претендующую на место в пятерке крупнейших федеральную сеть по торговле обувью. Речь шла о Primorosso и бывшей сетке «Спартака». ТФБ весной пообещал вложить $100 млн. в сеть из 400 магазинов.
№2
ПРОЩАЙТЕ, СОТРУДНИКИ СБЕРБАНКА
Крупнейший российский банк — Сбербанк — провел беспрецедентную реорганизацию своей сети в Татарстане. В результате были уволены почти 2 тыс. человек. За это Сбербанк неоднократно критиковал председатель Нацбанка РТ Евгений Богачев. Управляющий «Банка Татарстан» Рушан Сахбиев заочно отвечал ему сухим языком цифр. «Наши операционные расходы к 1 октября 2013 года по сравнению с 1 октября 2012 года сократились на 1,24 миллиарда рублей. Это наш экономический эффект от реорганизации».
Напомним, в рамках реорганизации «Банка Татарстан» были ликвидированы 17 филиалов вместе с их бэк-офисами — все они превратились в офисы одного филиала в Татарстане. Сбербанк закрыл 161 сельский филиал и распрощался с 1,6 тыс. (!) сотрудников в Татарстане в 2012 году и закрыл 51 филиал, сократив еще 753 штатные единицы, в году минувшем.
Речь в первую очередь идет об административном персонале подразделений банка, труд которых оказался невостребованным после того, как часть этих функций была сосредоточена в головном офисе татарстанского отделения, а другая часть передана на аутсорсинг. Впрочем, как заявлял Сахбиев, банк компенсирует массовое сокращение персонала набором сотрудников (в основном операционистов и консультантов) во вновь открытые офисы. За счет этого количество работников банка в РТ планируется увеличить с 4,6 тыс. на 1 октября прошлого года до 5,2 тыс. к концу 2014 года. Очевидно, расширение фронт-офиса банка положительно скажется на динамике его бизнеса в РТ.
№3
ДОБАВИЛИ КАПИТАЛИЗАЦИИ
И если у Сбербанка проблема — лишние люди, то у других игроков рынка — нехватка денег. Для того чтобы расширить собственные возможности, целый ряд банков Татарстана в 2013 году увеличили капиталы. В декабре Татфондбанк завершил размещение акций, в результате чего его уставный капитал вырос до 12,6 млрд. рублей. Кроме того, увеличили свои капиталы в 2013 году еще три региональных банка. В канун Нового года ЦБ зарегистрировал допэмиссию принадлежащего семье директора Госжилфонда при президенте РТ Талгата Абдуллина банка «Кара Алтын» на 200 млн. рублей. Таким образом, собственный капитал банка увеличился в 1,8 раза до 0,5 млрд. рублей. А в апреле принадлежащий «шоколадному королю» Андрею Коркунову АНКОР Банк осуществил эмиссию акций на сумму чуть более 270 млн. рублей (1,2 млн. акций стоимостью 222 рубля каждая), увеличив капитал банка с 250 до 521 млн. рублей.
В апреле же увеличил собственный капитал челнинский АКИБАНК в результате дополнительной эмиссии акций банка на сумму 200 млн. рублей. С начала года собственные средства банка выросли на 7,5%, и капитал достиг 3,7 млрд. рублей. «Согласно утвержденной стратегии банка на 2013 год предусматривается дальнейшее наращивание кредитного портфеля и ресурсной базы. С целью увеличения клиентуры и доходов планируется расширение офисной сети банка, переформатирование отделений, а также внедрение современных технологий и систем, разработка и внедрение новых банковских продуктов, в том числе и с применением банковских карт», — объясняется политика банка в его отчете за третий квартал 2013 года.
Тем временем три татарстанских банка пока что входят в «группу риска», имея собственный капитал ниже 300 млн. рублей — минимального значения, вступающего в силу с 1 января 2015 года. Это принадлежащий известному предпринимателю Фоату Комарову Автокредитбанк, входящий в бизнес-империю владельца клиники «Третий глаз» Айдара Амирова Булгар Банк и некогда близкий экс-мэру автограда Рафгату Алтынбаеву челнинский «Камский горизонт».
На этом фоне поражает масштаб трех раундов докапитализации МКБ «Аверс». Контролирующие его топ-менеджеры ТАИФа в минувшем году сделали взносы в капитал банка в сумме 7 млрд. рублей, увеличив, таким образом, его до 15,1 млрд. рублей. Как сообщил газете «БИЗНЕС Online» предправления «Аверса» Рустам Саяхов, взносы в капитал состоялись, так что его увеличение можно расценивать как свершившийся факт.
№4
СУПЕРБАНК БРАТЬЕВ ШАЙМИЕВЫХ
Для понимания: 15,1 млрд. рублей капитала банка «Аверс» — это второй по величине после «АК БАРС» Банка показатель среди зарегистрированных в РТ кредитных организаций. Безусловно, это событие года в банковской сфере Татарстана. Хотя первое крупное вливание в капитал банка Альберт Шигабутдинов, братья Шаймиевы и Ко сделали еще в 2012 году, именно в году минувшем стала приобретать более четкие очертания их истинная цель.
Показательно, что увеличение собственного капитала банка, принадлежащего топ-менеджерам ТАИФа, происходит на фоне активного погашения предприятиями группы своих колоссальных долгов перед банками. К примеру, портфель займов и кредитов ОАО «Нижнекамскнефтехим» в первом полугодии текущего года сократился на 44,8% — с 8,39 млрд. рублей за 6 месяцев 2012 года до 4,63 млрд. рублей за 6 месяцев 2013 года, а долгосрочные обязательства «Казаньоргсинтеза» снизились на 10,9% и на 30 июня составили 20,895 млрд. рублей.
Почему бы не вернуться к проблеме долгов и не «замкнуть» кредитные портфели ключевых предприятий группы на «Аверсе»? Пока сделать это не позволит тот же Нацбанк — регулятор жестко отслеживает принятие банком рисков аффилированной группы. Но ведь в какой-то момент все может поменяться, ведь за последнее время на фоне определенного напряжения отношений между казанским Кремлем и ТАИФом отцы-основатели империи Шигабутдинов и Рустем Сультеев покинули свои посты в советах директоров «Казаньоргсинтеза» и «Нижнекамскнефтехима». Формально это объясняется усталостью топ-менежеров и желанием передать дела более молодому поколению, но совпадение этих событий по времени с подвижками в «Аверсе» выглядит не случайным. Не исключено, что таифовские топ-менеджеры решили действительно сделать мощный бизнес в банковской сфере. Им это наверняка по плечу, ведь сумели же они в свое время построить «Сантел» — одну из крупнейших компаний сотовой связи в стране. Хотя эта отрасль тоже очень далека от нефтехимии...
№5
ЧИСТАЯ УБЫЛЬ
Опыт построения банка для обслуживания денежных потоков у татарстанских крупняков есть. К примеру, банковская группа «Зенит» — она была создана при участии «Татнефти» и включает в себя сегодня пять кредитных организаций. И если в целом по стране группа показывает эффективную работу с активами, то казанское подразделение банка «Зенит» в минувшем году генерировало одни убытки. За январь-сентябрь 2013 года они выросли в 2,3 раза — с 246 млн. рублей за 9 месяцев 2012 года до 556 млн. рублей за 9 месяцев 2013 года. В сущности, минус полмиллиарда — это худший результат среди всех банков РТ и самый слабый показатель для самого «Зенита».
Впрочем, год оказался сложным для всей банковской системы РТ, особенно для «варягов». Если местные кредитные организации показали более-менее нормальный, хотя бы положительный, финансовый результат, то представительства целого ряда инорегиональных банков скатились в минус по прибыли или зафиксировали существенное ее снижение в Татарстане. К примеру, филиал РоссельхозБанка потерял на 1 октября 2013 года по сравнению с аналогичной датой 2012 года почти треть чистой прибыли, «АК БАРС» Банк — четверть, Автоградбанк — половину. И это лишь некоторые примеры из «золотой тридцатки» самых прибыльных участников отрасли...
Всего по России на 1 сентября был 151 убыточный банк, это на 20 больше, чем было к 1 июля. Объем убытков по всем банкам страны превысил 10 млрд., составив почти 11 млрд. рублей. Основное влияние здесь, конечно, оказывает качество кредитного портфеля банков, но нельзя исключать и отрицательную переоценку долговых обязательств. Тревожный звоночек стал для банков громче.
№6
БУМ ПОТРЕБКРЕДИТОВАНИЯ 2.0
Услышав его и настроившись на затяжной период неопределенности на фоне снижения спроса на кредиты со стороны предприятий, многие игроки банковского рынка решили жить одним днем, вкладывая привлеченные средства в короткие, но высокодоходные потребительские кредиты. Причем проявленное ими усердие в этом направлении спровоцировало вторую волну докризисного бума потребкредитования. За последние два года объем кредитов населению в Татарстане, по данным Национального банка РТ, увеличился в 2,2 раза, тогда как кредиты экономике — лишь на 7% за год. В целом портфель потребкредитов в банках республики на 1 октября достиг 215,5 млрд. рублей, что на 32% выше уровня соответствующей даты прошлого года (163,2 млрд. рублей).
Потребкредитованием в январе-сентябре 2013 года увлеклись ведущие как местные, так и федеральные игроки. Особенно отличилась первая пятерка лидеров во главе со Сбербанком. Банк Германа Грефа и его казанский коллега «АК БАРС» Банк прибавили 11,3 млрд. рублей (плюс 26,6%) и 10,7 млрд. рублей (26,8%) соответственно. Следующий сопоставимый тандем — ВТБ24 и Татфондбанк, которые увеличили свои портфели потребкредитов на 7,6 млрд. рублей (45,5%) и 7,9 млрд. рублей (53,8%) соответственно.
Однако не заставили себя долго ждать и сопутствующие стремительному наращиванию портфелей «прелести». Несмотря на осторожность розничных банков в оценке заемщиков (все прекрасно помнят уроки кризиса-2008), из выданных кредитов в банки возвращаются не все. Уровень просроченной задолженности начал расти, причем как по всей стране, так и в Татарстане.
Раис Хамзин (справа) |
№7
КАК «ВАМИН» СНЕС ВЕРХУШКУ РОССЕЛЬХОЗБАНКА
Именно недостаточно эффективная работа с долгами, по мнению экспертов, в начале минувшего года стоила кресла экс-директору татарстанского филиала РоссельхозБанка 57-летнему Раису Хамзину. Только речь в данном случае идет, разумеется, не о потребкредитовании, а о ссудах фермерам и предприятиям АПК. Подкосил авторитет бывшего чиновника минсельхоза фактически невозвратный 2-миллиардный кредит потерпевшего крах агрохолдинга «ВАМИН».
Хамзин — выходец из Бугульмы и выпускник КФЭИ, начинал свою карьеру в министерстве жилищно-коммунального хозяйства. С 1986 года по 1995 год возглавлял контрольно-ревизионный отдел данного министерства, где избирался в течение 7 лет председателем профкома. В 1995 - 1998 годах — заместитель гендиректора Республиканской продовольственной корпорации при минсельхозе РТ. В 1998 - 2000 годы работал директором ООО «Татагроэксим», с 2000 года до июля 2007 года — генеральным директором Республиканской продовольственной корпорации при минсельхозе РТ и одновременно замминистра сельского хозяйства и продовольствия республики. В РоссельхозБанке Хамзин — с июля 2007 года.
На смену ему в РоссельхозБанк пришла Ляля Кудерметова — бывший руководитель казанского филиала «АК БАРС» Банка. Она давно в банковской системе Татарстана. После окончания КГФЭИ по специальности «Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности» она работала бухгалтером Татарской республиканской конторы Стройбанка. Затем была экономистом в Татарском республиканском управлении Промстройбанка. Довольно долгое время Кудерметова работала в команде Тахира Гайнутдинова в банке «Казанский». С июня 2004 года перешла в «АК БАРС» Банк на должность директора казанского филиала. С октября 2008 года, в самом начале кризиса, Кудерметова стала заместителем председателя правления «АК БАРС» Банка.
Фамилия Кудерметовых весьма известна в Татарстане благодаря двоюродному брату Ляли Эдуарду Кудерметову — одному из самых знаменитых казанских хоккеистов в новейшей истории «Ак Барса». Эдуард провел за «Итиль/Ак Барс» 10 сезонов, 420 матчей: 106 заброшенных шайб + 106 результативных передач, отыграв за родной клуб в 1992 - 2002 годах, стал чемпионом России 1998 года, играл в сборной страны. А в 2007 году Кудерметов во второй раз стал чемпионом России, но уже в составе магнитогорского «Металлурга». Сейчас он живет в Москве.
№8
ПРЕЕМНИК ДЛЯ ПАТРИАРХА
Другой носитель известной в Татарстане фамилии — сын спикера Госсовета РТ 42-летний Дамир Мухаметшин — осенью минувшего года перешел из филиала банка «Зенит» в Национальный банк на должность заместителя Богачева. Разумеется, по рынку поползли слухи о появлении у 72-летнего патриарха банковской системы Татарстана наиболее вероятного преемника.
— Там будут смотреть в Центральном банке, но я, наверное, долго уже не буду тут работать. Надо мне, безусловно, готовить преемника, — признал в интервью газете «БИЗНЕС Online» Богачев. — Посмотрим, как будет здоровье. Я 20 лет проработал здесь. Это ужасная работа, непростая. Четыре кризиса...
К вопросу о преемниках Богачева — слухи о разных его «сменщиках» ходят давно (как минимум три года). Напомним, он возглавляет подразделение регулятора с 1993 года, то есть более 20 лет, считался очень близким человеком к Минтимеру Шаймиеву, с которым работал еще со времен обкома партии. Сам Евгений Борисович как-то рассказывал газете «БИЗНЕС Online», что предлагал свое кресло бенефициару группы ТФБ Мусину. Но последний отказался, сославшись на занятость в собственных проектах. Источники нашего издания в банковской отрасли называют самые разные имена людей, претендовавших только в 2013 году на должность председателя Нацбанка РТ. Это и министр экономики РТ Мидхат Шагиахметов, причем, по нашим данным, он был не против. Хотел, говорят, возглавить Нацбанк и глава минтрудсоцзащиты Айрат Шафигуллин...
Впрочем, Богачев, судя по всему, уходить все же не торопится. Не хочет отпускать шефа и коллектив Нацбанка, который благодаря отеческому стилю управления Евгения Борисовича крайне предан ему лично. И все же в банковских кругах есть две версии даты ухода Богачева с поста главы Нацбанка РТ. Первая — после празднования летом наступившего года 150-летия со дня основания в 1864 году в столице Казанской губернии отделения Государственного банка. Вторая — по достижении Евгением Борисовичем в 2016 году возраста 75 лет... В общем, не сегодня и не завтра, но о преемниках надо думать при любом варианте загодя.
№9
КАК ПАВЛОВА ПОМЕНЯЛИ НА МУХАМЕТШИНА
Тем временем однофамилец предполагаемого сменщика Евгения Борисовича — 38-летний Марат Мухаметшин, сын бывшего полпреда Татарстана в России, спецпредставителя президента РФ по связям с государствами-участниками СНГ Фарита Мухаметшина — возглавил в начале минувшего года татарстанский филиал Газпромбанка. А основавший его в 2010 году 64-летний экс-вице-премьер правительства РТ Борис Павлов покинул свой пост. Причем слухи о его уходе поползли по рынку еще в конце 2012 года. Газета «БИЗНЕС Online» даже обращалась за комментариями к самому Павлову и в пресс-центр Газпромбанка. Первый категорически опровергал информацию о своем уходе, назвав ее появление происками конкурентов и недоброжелателей, в головном офисе же от официальных комментариев отказывались.
— Вопрос об отставке Бориса Павлова с поста управляющего казанским филиалом Газпромбанка был поставлен головным предприятием, после чего Павлов и написал заявление, — рассказал газете «БИЗНЕС Online» Богачев.
Мухаметшин до прихода в казанский филиал Газпромбанка с февраля 2007 года трудился первым заместителем генерального директора ЗАО «Газпром Зарубежнефтегаз». Несмотря на достаточно молодой возраст, он является доктором экономических наук, входит в состав экспертной группы стратегии социально-экономического развития страны до 2020 года («Стратегии-2020»).
Тахир Гайнутдинов |
№10
КАК ТАХИР ГАЙНУТДИНОВ ВЫШЕЛ ИЗ БАНКА
Помимо Мусина, который ушел из «АК БАРС» Банка, пост председателя правления покинул 53-летний Тахир Гайнутдинов — основатель и до недавнего времени ключевой акционер АИКБ «Казанский», который присоединил к себе кредитную организацию «Рост» (Москва). «Казанский» многие годы считался лидером кредитования МСБ в столице РТ, поэтому уход Гайнутдинова стал знаковым событием для достаточного круга бизнеса и банкиров.
Напомним, о крупнейшей с докризисных времен сделке на банковском рынке РТ стало известно еще в феврале 2012 года. Менеджмент банка «Казанский» во главе с Гайнутдиновым продал акции кредитной организации миллиардеру Олегу Карчеву. Новый владелец татарстанского банка является одним из основателей и совладельцев крупнейшего в России дистрибьютера компьютерных комплектующих и цифровой техники «Мерлион», входящего в список Forbes, с сопоставимым КАМАЗу оборотом.
В процессе реорганизации банк «Казанский» был перерегистрирован в Москву, а Гайнутдинов уступил свою должность Артему Хенкину. «Тахир Танзилевич не будет руководить банковским бизнесом в целом группы из Москвы. Эта замена согласованная, — заявил Хенкин газете «БИЗНЕС Online». — Мы приняли совместное решение о том, что он остается в совете директоров и будет отвечать за развитие бизнеса нашего объединенного банка в Поволжском регионе. Это более значимая позиция, чем управляющий филиалом. Мы планируем, что опыт Тахира Танзилевича будет использован не только в оперативной деятельности организованного в Казани филиала, его функционал намного выше. Поэтому мы предложили ему работу в совете директоров».
В общем, все говорит о том, что на банковском рынке Татарстана все большую роль играют федеральные банки. О том, как на это отреагирует отрасль, какие шаги предпримут игроки и чем это обернется для экономики республики, газета «БИЗНЕС Online» расскажет уже в наступившем году.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.