«ПРИУМНОЖАЮЩИЙ ЗНАНИЯ ПРИУМНОЖАЕТ ПЕЧАЛЬ»

Давно запомнил библейскую истину: «Знание приумножает скорбь». Есть еще похожее выражение: «Приумножающий знания приумножает печаль». Если быть ближе к оригиналу, то мысль из книги Экклезиаста звучит так: «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь». В принципе, суть та же.

Никогда не следовал этой формуле, скорее наоборот, всегда хотел узнать побольше и подробнее. Упомянутый афоризм держал в памяти и доставал из нее очень редко. Лишь в те моменты, когда сознавал, что излишняя осведомленность и любознательность, несанкционированное вторжение во внутренний механизм чужих деяний могут создать проблему. В таких случаях на помощь приходят другие истины: «Меньше знаешь — крепче спишь», «Много будешь знать — скоро состаришься».

Но опасение слишком глубокого знания актуально только для тех случаев, когда речь идет о компромате на других. По сути же знания и навыки никогда лишними не будут. Наоборот, нехватка знаний, отсутствие компетентности приносит огромные беды. Именно из-за нее хромает технология и экономика. Сильные, грамотные кадры способны совершить чудеса! И процесс получения знаний, обретения навыков, изучения лучшего мирового опыта весьма приятен и интересен для тех, кто не страдает тугодумством и ленью. Недаром Святой Августин говорил что «знание доставляет блаженство».

ОПЯТЬ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРА...

Кое-кто опять скажет, что лучше учить математику и физику, чем литературу, родной язык или историю края. Или английский, в крайнем случае.

И все же, не от простого любопытства, а по жизненной необходимости прошлой осенью я задумался над тем, почему современные школьники не очень увлекаются литературой, историей, а изучение родных языков им представляется ненамного легче, чем посещение стоматолога. У меня было простенькое объяснение: наверное, ребята и взрослые предпочитают телевизор, шоу-бизнес, клипы и компьютерные игры им естественнее и приятнее. Какой еще Экклесиаст, Толстой и Габдулла Тукай?

Но есть предел нигилизма и невежества. Помните персонаж из «Джентельменов удачи» в исполнении Савелия Крамарова, который называет памятник Лермонтова «Мужик в костюме стоит!» Боюсь, что юный собеседник спросит, кто такой Крамаров? Да и сам Лермонтов, не говоря уж о Тукае и Такташе, не так уж популярен в юношеской среде. Казанцы знают имя татарского поэта Хади Такташа, но в качестве названия организованной преступной группы в районе одноименной улицы. И даже студенты филфака и бывшего татфака не очень понимают, почему Хади Такташ, воспевший в 20 - 30-ые годы прошлого века романтику и противоречия своей эпохи, в возрасте 30 лет (Тукай даже в 27 лет) ушел в мир иной, заболев банальной простудой.

Есть музей-квартира всемирно известного поэта Джалиля, дом-музей просветителя Каюма Насыри, не умерла еще надежда на возрождение музея Шарифа Камала в виде литературного музея. Есть университет, где ректором и библиотекарем работал математик Лобачевский, похороненный на Арском кладбище. Действуют музеи Горького, Толстого, Баратынского, Аксенова, открыты 4 - 5 уникальных музеев в Кремле. Есть еще Национальный музей, замечательная экспозиция в НКЦ. Все они, как и книги и аудио-, видеозаписи, доступны любому казанцу и гостю столицы. Эти знания и культурные продукты готовы к употреблению без дополнительных усилий и затрат. Так же как изучение языков: включи телевизор и смотри передачу, сходи в театр, наконец, слушай в наушниках перевод, если не все понимаешь.

Много ли таких энтузиастов вы встречаете?

ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТА

Минувшей осенью я задумался над вопросом, почему в некоторых школах на внеклассных мероприятиях не звучит татарская речь и информация о регионе и городе, хотя чтение стихотворения или исполнение песни могли бы помочь освоить один из государственных языков. Возник большой спор на страницах «БИЗНЕС Online», в результате которого так и не был найден ответ на вопрос: «Почему так?»

Нашлись те, кто считает, что знать родной язык необязательно, если по нему нет ЕГЭ. Так и не удалось разобраться, почему после реализации двух госпрограмм по сохранению языков народов РТ не вошел в оборот и крайне редко применяется в общественной жизни Казани, где проживают 500 тыс. татар, официально признанный язык предков? Проблемы тех, для кого татарский язык не родной, оставим для другого случая. Или даже другим авторам и экспертам.

И все же, почему, потратив так «много букофф» и громко озвученных фраз, немалые суммы денег и привлекая большое количество, не можем добиться результатов?

Нет, я не требую привлекать к ответственности чиновников образования, депутатов, преподавателей, воспитателей детсадов за саботаж или неэффективное использование средств на обучение языкам и культуре родного края. Одобряю утвержденную правительством новую, третью по счету госпрограмму по языкам. Просто хочу знать и всем объяснить, отчего низка эффективность и почему так происходит в воспитании молодого поколения? Может быть, потому что ребят заранее настраивают на ненужность и невозможность получения знаний и навыков? Но педагоги отворачивают глаза. А власть молчит. Это и понятно, ведь она не обязана читать «БИЗНЕС Online» и информировать о своей реакции всех читателей. Впрочем, подавляющее их большинство — избиратели и налогоплательщики.

КОГДА ОТКРЫВАЮТСЯ ЗАКРЫТЫЕ ДВЕРИ...

Мои прошлогодние надежды на реакцию министра образования, теперь уже и вице-премьера РТ Энгеля Фаттахова, оправдались. На прошлой неделе он создал общественную структуру при своем министерстве, которая будет открыто обсуждать ход исполнения «языковой» госпрограммы.

Отрасль трудная, с большим составом работников, с огромным количеством учащихся в 300 - 400 тыс. человек. Нового министра и вице-премьера все еще (!) почти не критикуют, на него надеются. Теперь уже никто его не упрекает за инженерное образование, так как дело не в первом дипломе, а в реальной компетентности.

И все же школьное образование, особенно в Казани, мне представляется как закрытая система в буквальном и переносном смысле. После бесланской трагедии у всех школьных дверей появились охранники. Журналисты — везде народ посторонний, поэтому без особого распоряжения не могут попасть в школу. Тем более на урок в классе. Контакты с учителями и учениками минимальны.

В прошлый четверг в министерстве образования и науки Татарстана состоялось первое заседание общественного совета по реализации государственной программы РТ по сохранению и развитию языков народов республики. Опытные работники просвещения, депутаты Госсовета, руководители и журналисты официальных СМИ, и представители национальных организаций (всего около 20 человек) ознакомились с положением о совете и текстом госпрограммы по языкам, обсудили порядок работы новой общественной структуры. В этой компании весьма приближенных к образовательной системе лиц я был наиболее нестандартной фигурой. Три депутата Госсовета (Разиль Валеев, Ринат Закиров, Ильшат Аминов), главные редакторы двух правительственных газет, проректор КФУ, представители исполкома Казани, некоторых учебных заведений, ассамблеи народов РТ, русской, чувашской, кряшенской этнокультультурных организаций — серьезная команда!

Никогда я не был госслужащим или чиновником, не приходилось мне иметь дело со столь деликатной и консервативной структурой, как управление системой образования. Не преподавал языки, если не считать университетскую педпрактику в школе и экзаменов по педагогике и методике, сданных 40 лет назад... Нетрудно догадаться о причине включения автора публикаций в «БИЗНЕС Online», посвященных проблемам применения государственных языков в казанских школах, которые вызвали большое количестве противоречивых откликов. Терпеливое ожидание реакции системы образования на этот раз вылилось в конструктивное действие.

Общественные советы иногда собираются для выпуска пара, имитации работы при нехватке реальных дел и т.д. В данном случае, похоже, заместитель премьер-министра, министр образования и науки Энгель Фаттахов на новую структуру возлагает большие надежды. Собравшихся в этот день представителей он назвал «элитой», «лидерами», что было весьма лестно. Надеюсь, к этой группе «ньюсмейкеров» подключатся лучшие учителя, директора школ помимо депутата гордумы Казани Камарии Хамидуллиной, а может быть, некоторые представители родительской общественности, разумеется, готовые к конструктивной и плодотворной дискуссии.

Да, вы не ослышались — дискуссии. Очень надеюсь, что на общественном совете состоятся откровенные споры по сложным и запущенным проблемам, которые не удалось решить в рабочих группах и официальных совещания властных структур. Не думаю, что все сказанное на общественном совете надо сразу транслировать на улицу и в интернет. Ведь здесь можно организовать мозговую атаку не ради саморекламы или пробивания своих проектов, для развязывания самых тугих узелков. А вот когда прозвучат плодотворные идеи, дело дойдет до общественной экспертизы и приобщения самых широких масс к реализации проектов. На первом же заседании были озвучены конкретные меры, заложенные в госпрограмму по языкам, представлена «дорожная карта» действий, расписанная по министерствам. Довольно интересный и непростой расклад, но не буду спешить оглашать детали... Договорились встретиться в феврале, после годичной коллегии минобрнауки, намеченной на конец января.

ЕЩЕ РАЗ О СТАНДАРТАХ СОВЕСТИ

Честно говоря, в минобрнауки я пришел в глубоких сомнениях, полагая, что причиной приглашения стала недавняя публикация о судьбе поэта Фатиха Карима. Вдруг просветители не согласны с утверждением, что воин и поэт выкинут из школьных программ и учебников? Лично я видел лишь одну хрестоматию, в которой не было даже «Клятвы» Фатиха Карима. А вдруг существуют иные учебники или программы, в которых призыв думать об отчизне и не дрожать от страха смерти и замечательные стихи Фатиха Карима сохранились программах? Вдруг в школьных библиотеках полно книг поэта и воина?

Нет, просвещение не оправдывается насчет оценки героизма татарского поэта. Значит, не исключена возможность реабилитации Фатиха Карима, который был фактически «репрессирован» и морально убит в постсоветское время как символ официальной патриотической советской (если не сказать сталинской) пропаганды. «Правильные», звонкие, патриотические слова как песни о вожде народов и партии Ленина у многих вызывает горькую насмешку. Что не помешало сохранить гимн Советского Союза в переделанном под Россию варианте, прикрыв политизированные фрагменты словами «сила народная» и «богом хранимая».

Объявить «совком», «брендом советской пропаганды» поэта, замученного в сталинских тюрьмах, прошагавшего сквозь свинцовый дождь войны и погибшего, получив третью пулю в свое израненное тело за 70 дней до Победы — это более чем неправда и глумление над истиной и памятью героической личности. Первые же комментарии под статьей о Фатихе Кариме меня потрясли своим цинизмом — творчество и судьба поэта как бы не даже не заинтересовали публику, загулявшую в новогодние дни. Это же сколько надо учить литературе, истории, морально-этическим ценностям, чтобы восстановить правду и духовность, которая концентрируется не только в мечетях и церквях? Неизвестно, как пробудить совесть в молодом поколении, чтобы оно не смеялось над наивностью и «простотой» мышления татарского поэта, отдающего жизнь ради отчизны? Как вообще учить детей литературе, языкам, которые кое-кому представляются «лишними» и «ненужными»? Духовное наследие вроде есть, а потенциальными наследниками оно не востребовано...

КОМУ ДОСТАНЕТСЯ НАСЛЕДИЕ УШЕДШИХ?

Так получилось, что на этой неделе я встретился с двумя татарскими писателями. Накия апа, вдова замечательного прозаика и драматурга Аяза Гилязова, поделилась своими сомнениями о судьбе архива творчества писателя. Он был не просто обычным литератором, за свою гражданскую позицию, антисоветскую деятельность Аяз Гилязов получил большой срок и отсидел в Карагандинских лагерях, пока не выпустили в начале «оттепели». В своих книгах Аяз Гилязов писал ту правду, которую знал сам. И она тоже воспринималась тяжело. Его роман «Три аршина земли» был напечатан в журнале «Дружба народов», потом вышел отдельной книгой в Москве и только 18 лет спустя напечатан в Казани на языке оригинала.

Творчество Аяза Гилязова огромно, со своей супругой Накией он вырастил прекрасного историка, профессора КФУ Искандера Гилязова и известного драматурга Мансура Гилязова, а старший сын Рашат стал хорошим организатором медицины. Дети живут отдельно, а Накия-апа, учитель татарской литературы по профессии, непрерывно работает с архивом писателя, собирает материалы, приводит в порядок документы. Настоящий НИИ татарской литературы и лаборатория Аяза Гилязова — прекрасная база для изучения творчества писателя. По творчеству этого писателя уже написаны и защищены кандидатские и докторские диссертации.

Вы удивлены? Может быть, кое-кто из читателей не знает о таком татарском писателе, который открыто выступил против авторитарного режима в начале 50-х годов прошлого века, когда Сталин вновь стал подозрительным и опасным? Аяз Гилязов сидел за это в тюрьме, своей судьбой, своим творчеством он похож на Солженицына и вряд ли уступает ему.

Аяз Гилязов переведен на русский, имеются записи спектаклей по его пьесам. Немало книг и газетно-журнальных публикаций, богатый и хорошо подготовленный архив. Многие ли интересуются этим богатством? Ищет ли современный юноша, думающий о житие, ответы на вопросы у литератора-антисоветчика, потом оправданного и признанного как настоящий гражданин (боюсь назвать патриотом)?

Казань богата знаковыми и великими личностями. Можно начать со школьной программы: Пушкин (в контексте пребывания в Казани), Лев Толстой, который проводил бурную юность в университете и жил на улицах Вахитовского района, Баратынский, Горький, тот же Аксенов и еще живой Говорухин...

А известнейшие на всю страну прозаики Гумар Баширов, Абдрахман Абсалямов, Амирхан Еники, Нурихан Фаттах, Фанис Яруллин, Туфан Миннуллин? Надеюсь, многим землякам знакомы эти имена хотя бы по названиям улиц. Русский прозаик, драматург Диас Валеев? А русский поэт Рустем Кутуй? Его отец — Гадель Кутуй — замечательный татарский писатель, красивый, талантливый человек, умерший от ран в Польше спустя месяц после Победы над фашизмом. Знают ли пацаны микрорайона «Аделька», что их группировка носит имя этого талантливого человека, настоящего героя? Таких мест и имен в Казани много. Державин, Качалов, Шаляпин, Васильев... Такие яркие, интересные имена и судьбы. Постижение их полезно и интересно. Даже научные открытия и биографии Лобачевского, Бутлерова, Курчатова, Зинина могут помочь кому-то стать порядочным и успешным человеком.

ЗНАНИЯ КАК НОВЫЙ АККУМУЛЯТОР...

Неделя была для меня трудной. Так получилось, что через день после встречи в квартире Аяза Гилязева пришлось хоронить своего ровесника и друга юности, замечательного поэта Гусмана Садэ. Может, кто-то его не знал. Это не беда. Кто знаком с качественной татарской поэзией, тот знал или узнает. Гусман Садэ оставил свой красивый след на Земле. Провожать пришли известнейшие люди, лауреаты, депутаты.

Гусман Садэ
Гусман Садэ

Принято оценивать людей по наградам, должностям и почетным званиям. А вот Гусман Садэ был хорошим поэтом, и татарская молодежь последних двух десятилетий каждый день в летних лагерях начинает с песни «Ассалям алейкум!» на слова Гусмана Садэ. И четыре его книги будут перечитывать. Тоже наше богатство. Надо встречаться, открывать таких людей еще при жизни.

На этой же неделе в книжном магазине «Нур-маркет» на Баумана купил книгу Николая Беляева, изданную в «Таткнигоиздате» в 2007 году, когда автор уже и еще не жил в Казани! Очень обрадовался сборнику. Потому что в 90-е годы Николай Беляев, наставник молодых казанских поэтов, уехал в село Ворша Владимирской области — подальше от шума и политики. Слышал, недавно он вернулся, немолодой уже, ему в Казани дали квартиру. Вышла еще одна новая книга в Казани. Для меня это такой позитив, радость — вернулся Николай Беляев!

По-моему, все они — и татарские, и русские, и чувашские и др. писатели, вся творческая и техническая интеллигенция — мощнейший источник знаний, нравственной и интеллектуальной энергии. Отказ от любых знаний, культурного продукта места своего рождения и проживания представляется причиной неудач, тупости и уродства.

Да простит меня автор книги Экклезиаста — Когелет, он же Соломон и сын Давидов, он же царь Иерусалимский. На мой житейский взгляд, знание и культура, любая содержательная и правдивая информация преумножают не скорбь и печаль, а радость и надежду. Это настоящий источник энергии. Если кто выбрасывает новый, заряженный аккумулятор, то это просто дурачок. Или недостаточно образованный и непрактичный товарищ.

Таковы итоги памятной январской недели.