В эти дни в центре Киева, где еще недавно проходили ожесточенные столкновения оппозиции с правительственным «Беркутом», установилось тревожное перемирие. В лагере протестующих готовят запасы камней и коктейли Молотова, укрепляют баррикады, а «Беркут» готовится к атакам. В эпицентре событий работает наш фотокорреспондент Егор Алеев. Он рассказал, какие настроения царят сейчас на баррикадах, как протестующие коротают время между атаками и где проходит граница между мирным Киевом и черным от горящих покрышек Крещатиком.
Егор Алеев |
ОТОЙДИ 100 МЕТРОВ ОТ КРЕЩАТИКА — И ТАМ ПРОСТАЯ МИРНАЯ КИЕВСКАЯ ЖИЗНЬ
Как только таксист в Киеве по говору понял, что я из России, сразу решил на мне навариться. За поездку от метро до майдана он взял 100 гривен, это около 400 рублей, что по местным меркам ощутимо много. Как мне потом объяснили, они ездят и за 60 гривен. Таксист рассказал, что каждый день кого-то возит с майдана и на майдан. Сам он протестующих поддерживает и ругает Януковича, мол, тот даже судим за изнасилование, и ненависть у него чувствовалась неподдельная.
Надо сказать, что стоит метров на 100 отойти от Крещатика, от Грушевской улицы, где разворачиваются основные столкновения, и все — там жизнь течет своим чередом, там обычный город. Кафе, магазины работают в своем режиме, гуляют горожане. Днем на Крещатике прямо возле баррикад девушки предлагали мне сфотографироваться с голубями, ростовые куклы раздают рекламу, туристы гуляют. Никакого режима осады, как может показаться по TV-сюжетам, тут нет. Киевляне сами с любопытством приходят посмотреть на происходящее: придут, пофотографируют, сходят на баррикады. Запомнилась мама с ребенком, которая пришла, чтобы, как она сказала, «посмотреть на живых «Беркутов». Говорит, видела по телевизору, что тут происходит. «Где они?» «Вон там! Но вас туда не пустят, у вас каски нет». «Ну, может, куда-то повыше забраться, глянуть на них?» И таких зевак довольно много. Правда, недовольны предприниматели, чьи магазины оказались в зоне столкновений. Видел, как негодует владелец одного из ларьков, что из-за этой революции он терпит убытки — покупатели к нему уже не приходят, поскольку все дороги просто перекрыты, а за аренду все равно приходится платить.
Каски на Майдане — это главный головной упор. Чаще всего используются сноубордические и мотоциклетные шлемы, строительные и армейские каски. Без них к баррикадам не подпустят, местные активисты за этим следят. Внутри баррикад находятся люди уже снаряженные, с щитами, некоторые в легких бронежилетах. Вечером, когда уже накаляется — то ли будет сегодня, то ли нет — туда уже не пускают ни женщин, ни детей, ни мужчин без защиты. Тебя просто покалечат и все — не суйся! Причем щиты, например, делают из подручных материалов, из дерева, из пластика, из дорожных знаков. Есть щиты, говорят, отнятые у «Беркута», но их не очень много.
«БЕРКУТ», ЗАПАСЫ БУЛЫЖНИКОВ И КОКТЕЙЛИ МОЛОТОВА
Первое, что бросилось в глаза по приезду, что удивило, так это слаженность в работе протестующих. Все достаточно хорошо организовано и их действия часто выглядят далеко не стихийными. Баррикады грамотно построены из подручного материала, в основном из мешков со снегом, которые поливают, чтобы они были тяжелее, из арматур, из покрышек, из каких-то бетонных блоков. С вышками, с наблюдателями, которые постоянно дежурят, сменяют друг друга.
Одни добровольцы долбят снег, вторые загружают его лопатами в мешки, из которых потом третьи делают новые или укрепляют старые баррикады. Есть координаторы. Есть даже курсы молодого бойца, там, говорят, люди, которые прошли Афган, обучают молодежь, как правильно ходить группой с щитами. Я был свидетелем тренировки, как такая группа продвигается, потом на счет три стоящие сзади бросают вперед бутылки, потом также отходит назад. Периодически для молодых парней проводят «мастер-классы», как действовать, если перед тобой противник с щитом.
Есть свой госпиталь, он разместился в одном из захваченных оппозицией зданий. Правда, туда доступ только врачам, меня не пустили, но в окно видно — стоят капельницы, столы, все готово к приему пострадавших.
Во время перемирия многие развлекаются тем, что подходят к границе баррикад и кричат «Беркутам»: «Не позорьтесь!», «Годьба!», «Переходите к нам!» На майдане люди собираются совершенно разные и всех возрастов. Молодежь, понятное дело, рвется в бой. Есть старички, которые приходят поддержать протестующих, стоят скромно возле палаток, особо вперед не лезут. Но тоже ругают Януковича на чем свет стоит. И тоже держат палки в руках. Говорят, что для самозащиты. Иногда встречаются пьяные, но их, как только они начинают бузить, провоцировать, быстро утихомиривают.
Пока ситуация спокойная, оппозиционеры обновляют припасы. Собрано много камней, наготове лежат коктейли Молотова. Все готово пойти в ход сразу же...
ИХ НЕ АТАКУЮТ И ОНИ НЕ ОГРЫЗАЮТСЯ
Сейчас к «Беркуту» можно подойти вплотную, но попытался пройти за их «кордон» невозможно — не пускают. Во время одной из атак «Беркута» пострадали врачи, оказывающие помощь оппозиционерам. Был свидетелем того, как потом к силовикам подошла группа медиков с предупреждением, что они нарушают закон. Один из силовиков, сказав, что он от руководства, дал слово, что подобного не повторится.
Я видел два заслона, один на Банковой, другой, основной, — на Грушевской. Охраняют правительственный квартал. На Банковой «Беркут» почти не трогают, хотя ночью построили там новые баррикады и достаточно близко. Прежние были дальше.
«Беркутовцы», по моему мнению, довольно добродушно настроены. Они даже попросили меня передать апельсин бродящему рядом мужчине бомжеватого вида, видимо, пожалели, говорят, он, наверное, голодный. Ну, их не атакуют и они не огрызаются. Правда, они не любят, когда их снимают, прячут лица. Журналисты же, которые тут работают давно, в один голос не рекомендуют приближаться к «Беркуту». Сейчас хотя и перемирие, но камеру разбить могут, потом попробуй докажи, что не сам.
К ЯНУКОВИЧУ НА МАЙДАНЕ — ЛЮТАЯ НЕНАВИСТЬ
Сейчас в Киеве мороз, примерно минус 17 - 20, но собравшихся это особо не испугало, они жгут мусор, все, что попало в железных баках, прошлой ночью жгли резину, так греются. Прошлой ночью по лагерю даже ходили люди и предлагали бесплатно самогреющие стельки. Большинство активистов из оппозиции тут уже два месяца, и они, судя по настрою, не собираются отступать. Сейчас они устают ждать, когда закончится перемирие, говорят, им надоело, говорят, что «Янек» сам не уйдет, надо штурмовать. Но прошлой ночью толпу Кличко удалось успокоить, никаких штурмов не было.
Что будет этой ночью — пока непонятно. Может быть, опять выйдет Кличко, может быть, кто-то еще (на связь с Егором мы выходили на связь в 19.00 пятницы — прим. ред.). Главное желание у протестующих — чтобы Янукович ушел. Но люди уверены, что договориться мирным путем не получится. Но надеются, что хотя бы будут отменены законы, которые были приняты 16 января (ужесточают наказание за участие в беспорядках — прим. ред.), и распустят Верховную Раду.
К Януковичу на майдане — лютая ненависть, и это то, что объединяет собравшуюся тут разношерстную публику. Повсюду просто море надписей против Януковича, вплоть до призыва к убийству, множество различных граффити, множество наклеек. Считают, что он довел страну до края, чиновники воруют, менты продажные. Рассказывают случаи, когда на пресс-конференциях в ответ на неприятные вопросы от журналистов Янукович смеялся, а журналистов после избивали. Так или нет, не проверишь, но истории о том, что Янукович делает, что хочет, что ведет себя как мелкий тиран, тут очень популярны.
Путина тут тоже не любят, периодически звучат речи, что все это — провокация со стороны Москвы и Путина, что это он поддерживает «Беркут».
Егор Алеев
Киев-Казань
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 9
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.