IMG_0043.jpg
Марат Шакиров

ГОД ОТ ГОДА В ДИНАМИКЕ

— Марат Мансурович, каким был 2013 год для компании МТС в Татарстане?

— Продуктивным. Сейчас уже можно заявить, что по итогам 2013 года мы сохранили лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке Татарстана по доходам и по количеству абонентов. Из года в год мы демонстрируем высокие результаты работы. Предварительно рост по выручке составил от 8 до 9 процентов, и на 7 процентов выросла наша абонентская база в регионе. Для телеком-отрасли это очень хорошие результаты!

— Что обеспечило такой успех?

— МТС работает на рынке в качестве универсального оператора связи, мы предлагаем клиентам полный набор телеком-услуг: фиксированная связь, мобильные услуги, широкополосный доступ в интернет (ШПД), телевидение. В 2013 году мы полностью интегрировали все бизнес-процессы фиксированного и мобильного бизнеса — сейчас полный операционный контроль и управление совмещены в единой точке. Это, скажем так, важное слагаемое успеха.

Второе — рост выручки от передачи данных! Вообще, услуги передачи данных за последние годы стали драйвером роста всего телекоммуникационного рынка. И приятно говорить, что МТС — лидер этого рынка, если сравнить третий квартал 2013 года с аналогичным периодом прошлого года, то объем переданного в сети МТС в Татарстане трафика вырос почти в 2 раза. Темпы роста выручки от data-услуг также были соответствующие — 70 процентов за год.

— А что изменилось по сравнению с 2012 годом, что повлияло на рост этих показателей?

Логика простая: мощная сеть и высокие скорости мотивируют абонентов активнее пользоваться всеми возможностями сетей. За прошедший год мы перевели половину базовых станций 3G в регионе на технологию DC-HSDPA+, это позволяет увеличить скорость интернета на загрузку в 2 раза, максимально до 42 Мбит/с. В центре Казани развернули сеть Wi-Fi, которая в часы пиковых нагрузок забирает часть трафика из сети 3G и в результате обеспечивает комфортную для работы в интернете скорость. Важно отметить и скачок в развитии абонентского оборудования за год сформировалась абсолютно новая ниша недорогих смартфонов и планшетов. Если в 2012 году более-менее приличные модели аппаратов стоили от 15 тысяч рублей, то сейчас средняя стоимость смартфона, продаваемого в салонах связи МТС, составляет 7 тысяч рублей, планшета около 10 тысяч рублей. Итак, у вас есть гаджет, есть удобная технология, я имею в виду нашу сеть, рано или поздно вы установите свое первое приложение, загрузите почту и после этого перестанете мыслить свою жизнь без мобильного интернета. Это я в целом говорю, но вот посмотрите, вы, например, со своим планшетом уже не расстаетесь (смеетсяред.)!

— Каково соотношение голосовых услуг и передачи данных в предпочтениях абонентов МТС?

— Доля голосовых услуг еще значительная, но постепенно они начинают сдавать позиции и уступают место передаче данных. Это мировая тенденция. Приведу в качестве примера рынок США. Там в 2013 году пройден исторический для телекома рубеж: на голосовых услугах операторы заработали меньше, чем на передаче данных. Этот пример показывает развитие отечественного рынка в пятилетней перспективе. Пока в России и в Татарстане операторы зарабатывают больше на «голосе», но динамика доходов от передачи данных сильно прибавляет от месяца к месяцу. Сегодня почти каждый второй наш абонент пользуется мобильным интернетом, и мы нацелены на дальнейший рост этого направления.

— В корпоративном сегменте схожие тенденции?

— Конечно. Скажем так, базовые потребности бизнеса в голосовых услугах компания МТС уже удовлетворила, сегодня предприятия ожидают от телекома решений, которые позволят оптимизировать бизнес-процессы и, конечно, сократить издержки. Естественно, что большинство таких решений базируется на сервисах передачи данных, например, широко востребованные технологии M2M (Machine to machine (с англ.) — передача данных между устройствамиред.). При этом Татарстан занимает позицию лидера в Поволжье по продажам телематических SIM-карт МТС. Сейчас в основном М2М используются для мониторинга транспорта, в сфере ЖКХ, системах безопасности, банкоматах. У нас наиболее быстрорастущий сегмент, где применяются M2M — это сфера мобильной навигации, число SIM-карт, задействованных в этой сфере, достигло практически 30 тысяч. Cвязь МТС применяется и в инновациях, например, разработчики проекта «СпикФон» используют наши SIM-карты в системе оповещения казанских домофонов. Мы видим, что потенциал проникновения телематики еще очень большой. Следующий шаг развития — так называемый «интернет вещей», когда мобильная передача данных станет инструментом управления сотен тысяч устройств: автомобиль, система «умный дом», телемедицина.

— Чем еще 2013 год запомнится филиалу компании в Татарстане?

— Очевидно, что для татарстанских властей, жителей и бизнеса республики 2013 год, безусловно, прошел под знаком Универсиады. Для МТС крупным проектом в ушедшем году стала работа на летней Универсиаде в Казани. Мы проделали гигантскую подготовительную работу по обеспечению объектов мобильной связью и возможностью выхода в интернет. Один из уникальных проектов, пожалуй, не имеющий аналогов в России, — техническое решение на стадионе «Казань-Арена». Чтобы обеспечить равномерное покрытие связи на 45-тысячном стадионе, было установлено более 200 «разнесенных» антенн. По данным министерства связи, наибольшее число абонентов во время церемоний открытия и закрытия Универсиады на стадионе «Казань-Арена» было зарегистрировано именно в сети МТС. Всего оператор обеспечил indoor-покрытие 15 ключевых инфраструктурных и спортивных объектов, а для остальных оптимизировал настройку близлежащих базовых станций.

«ОПТОВОЕ» ПОТРЕБЛЕНИЕ УСЛУГ

Вы два года назад купили крупного регионального провайдера фиксированного интернета и кабельного телевидения ТВТ? Как развивается этот бизнес сегодня? Какие у компании планы по развитию фиксированного сегмента?

Как я уже отметил, за прошедший год мы провели большую работу по интеграции бизнес-процессов в компании, это еще один шаг для укрепления нашего конкурентного преимущества, мы получили возможность более рационально распоряжаться ресурсами. А что касается дальнейшего развития, то здесь наши основные усилия направлены на развитие технологии FTTB и перевод абонентов кабельного ТV с аналогового сигнала на цифровой. Среди фиксированных провайдеров республики мы входим в Топ-3 по количеству абонентов ШПД и ТV и постепенно наращиваем свой вес. Сейчас важно увеличить проникновение современных технологий за счет стройки и модернизации старых сетей. Только за 2013 год было отстроено более 15 тысяч домохозяйств крупных городах республики. Всего география присутствия фиксированных услуг МТС насчитывает более 750 тысяч домохозяйств в 15 городах республики. Большая часть инфраструктуры позволяет нам предоставлять сразу несколько услуг, поэтому в продажах мы делаем акцент на продвижение пакетных услуг «Домашний интернет + Цифровое ТВ». Пакеты позволяют нам предлагать абонентам специальные условия на «оптовое» потребление услуг, например, если вы пользуетесь одновременно и сотовой связью, и фиксированными услугами связи от МТС, то 20 процентов ваших ежемесячных затрат на «домашние» могут возвратиться на счет мобильного телефона.

Увеличение скоростей передачи данных в сотовых сетях не приведет к перераспределению трафика из фиксированных сетей в мобильные?

Прямой конкуренции между проводным и мобильным интернетом нет, скорее, они комплементарны между собой. Все идет к тому, что абоненту становится неважно, с помощью какой технологии он выходит в интернет: сидя дома за компьютером, он загрузит нужные ему документы посредством широкополосного доступа, в дороге перешлет их через сети 3G или уже скоро LTE, на работе или в кафе скачает их через Wi-Fi и т.д. Принципиально ли вам, какой именно технологией пользоваться, если соединение будет стабильным, а скорость передачи данных высокой? Особенно быстро сотрется граница, когда абонент перестанет задумываться о том, как оплачивать соединение и трафик во всех трех видах сетей, если денежные средства будут списываться с единого счета.

Серьезно пришлось подкорректировать бизнес-процессы для того, чтобы обеспечить описанную модель?

Самые существенные изменения произошли в части обслуживания клиентов мы смогли предоставить им услуги в режиме «одного окна». Теперь абонент может прийти в салон МТС и сразу же решить все вопросы по мобильной и фиксированной связи, согласитесь, это действительно удобно. Заключить договор, заплатить за услуги, купить оборудование в одном месте. Как универсальный оператор мы понимаем, насколько важно создать максимально удобные условия обслуживания, и продолжим совершенствоваться в этом направлении, так, например, в ближайшее время мы планируем начать продажи домашних услуг в «Связном».

«ЛУЧШЕ УДЕРЖАТЬ АБОНЕНТОВ, ЧЕМ ПРИОБРЕСТИ НОВЫХ»

Какие планы, цели ставите перед собой в следующем году?

Лидерство предъявляет повышенные требования, мы должны уделять внимание каждому направлению: стройка, повышение качества обслуживания, запуск новых тарифов и современных услуг. В Татарстане в ближайшие два года мы планируем инвестировать более 1,5 миллиарда рублей в развитие сети строительство новых базовых станций, расширение емкости текущих. Это позволит не только улучшить качество связи в тех районах Казани и республики, где это сейчас необходимо, но и ввести в эксплуатацию уже построенную сеть LTE, а также продолжить развитие нашего уникального проекта городской сети Wi-Fi в Казани и других крупных городах Татарстана.

Отдельной строкой в наших планах значится реализация проекта по переносу подвесных линий связи. Уже сегодня общее количество так называемых «подвесов», переведенных в канализацию, приблизилось к одной тысяче километров, мы продолжаем работу по этому проекту, и параллельно идет модернизация сети вместо старых подвесных линий мы прокладываем современное оптоволокно в подземных канализациях.

Как запуск сервиса переносимости номеров повлияет на вашу стратегию? Изменились ли подходы к обслуживанию абонентов на фоне введения MNP?

По статистике по всей России от услуг компании МТС при самой большой абонентской базе отказывается наименьшее количество абонентов в сравнении с конкурентами. Это говорит о высокой лояльности абонентов к компании. Абоненты ценят высокое качество связи и удобство обслуживания, выгодные тарифы, современные инновационные услуги, заботу о пользователях с точки зрения противодействия мошенничеству и спаму. Это и есть основные направления нашей работы, и мы не планируем менять тактику: в 2014 году будем делать особый упор на сохранение и развитие абонентской базы за счет предложения пакетов услуг и высоких стандартов обслуживания. Мы работаем на результат, а с финансовой точки зрения привлечение новых клиентов всегда дороже, чем удержание старых.

Что касается MNP, я не думаю, что запуск этого сервиса окажет заметное влияние на распределение долей операторов. Да, мы принимаем заявки о переходе в сеть МТС и показателями довольны, но я считаю, что обнародовать их пока рано. Выводы о количестве перехода абонентов к нам или нашим коллегам можно будет делать не ранее чем через полгода после качественной работы услуги, сейчас все новости по этой теме больше похожи на спекуляции общественным мнением. По крайней мере проведенное нами моделирование перетоков абонентов между операторами не показало большой потребности в этой услуге на рынке. Прошло уже два месяца после запуска услуги, а цифры переходов небольшие, ажиотажа никакого нет. И это при том что по опыту других стран максимальный спрос на MNP приходится на первое время после запуска услуги, это связано с накопленным эмоциональным эффектом. Если мы исходим из того, что у нас конкурентный рынок и мы предоставляем конкурентные услуги, может уйти только небольшое число самых недовольных. Просто потому, что им логотип не нравится или они неудачно поговорили с оператором call-центра. Убежден, что номер не является единственной якорной причиной для абонента, чтобы остаться у оператора в «рабах», как сейчас принято выражаться. С развитием соцсетей и online-сервисов телефон уже не является единственным идентификатором. А вот инвестиции, которые операторам пришлось затратить на реализацию MNP, было бы справедливее вложить в развитие сети, к примеру, расширить покрытие в малых населенных пунктах.

16+