460.jpg
Гульнара Сергеева: «Более 10 лет Татарстан лидирует по количеству мусульманских организаций — таких у нас насчитывается более тысячи. Этот показатель в 2 раза больше, чем в Башкортостане, хотя численность населения у нас меньше»

ЛИДЕР ПО КОЛИЧЕСТВУ РЕЛИГИОЗНЫХ НКО

Сегодня в ходе расширенной коллегии министерства юстиции Российской Федерации по Республике Татарстан руководитель ведомства Гульнара Сергеева привела любопытные данные о политической активности некоммерческих организаций в РТ. Особый интерес к этой статистике вызван тем, что весь прошлый год в стране активно муссировали тему так называемых «иностранных агентов», которые отныне фиксируются по двум критериям — получение иностранного финансирования и участие в политической деятельности. Впрочем, ни одна организация, зарегистрированная в Татарстане, в реестр «иностранных агентов» так и не заявилась. И на сегодняшний день в этом реестре по всей России фигурирует только одна НКО, которая добровольно вступила в реестр.

Тем временем Татарстан — лидер среди субъектов ПФО по количеству некоммерческих организаций религиозной направленности, их здесь 1683. На втором месте — Башкортостан, затем — Нижегородская и Самарская области. В последние годы, по данным минюста, рост подобных НКО происходит за счет создания объединений мусульман и православных христиан.

— Более 10 лет Татарстан лидирует по количеству мусульманских организаций — таких у нас насчитывается более тысячи, — напомнила Сергеева. — Этот показатель в 2 раза больше, чем в Башкортостане, хотя численность населения у нас меньше.

А вот православных НКО в Татарстане всего 315. По их количеству республика занимает пятое место в ПФО — наш регион опережает Нижегородская, Самарская и Пензенская области, Республика Мордовия.

НКО Республики Татарстан,
получившие иностранное финансирование в 2013 году

1.jpg
Общая сумма иностранного финансирования — 298 млн. рублей

Что касается иностранного финансирования, то 90% его суммы (275 млн. рублей) в минувшем году пришлось на некоммерческие организации, которые минюст классифицирует как «фонды», «учреждения», «автономные НКО». В Татарстане зарегистрировано более 1,5 тыс. таких организаций.

— Вообще, по данным финмониторинга, в некоммерческий сектор республики в прошлом году поступило 300 миллионов рублей иностранного финансирования, что в 3 раза больше, чем в 2012 году. Из них основную часть, 248 миллионов рублей, получили три спортивные организации — баскетбольный клуб «УНИКС», исполнительная дирекция Универсиады и федерация тенниса. Разумеется, это объясняется проведением Универсиады в Казани.

Около 18 млн. рублей из-за рубежа получили 11 образовательных организаций, более 7 млн. рублей было перечислено в пользу 5 религиозных организаций, 3 исследовательских организации получили более 10 млн. рублей, приблизительно 6,5 млн. рублей получили различные правозащитные организации.

70% НКО ОТКРЫЛИСЬ МИНЮСТУ

На финансировании религиозных НКО Сергеева остановилась отдельно, объяснив, что денежные потоки «извне» часто поступают для финансирования экстремистской деятельности. Деятельность таких организаций, по словам Сергеевой, тщательно изучается, причем минюст работает в этом направлении совместно с правоохранительными органами, в частности ФСБ.

35739.jpg
В «центре изучения Корана — Рашида» была выявлена экстремистская литература

— И наши усилия не напрасны, — заявила руководительница минюста РФ по РТ. — Так, при выездной проверке автономной некоммерческой организации «Центр изучения Корана — Рашида», получившей иностранное финансирование, была выявлена экстремистская литература. В адрес этой организации было вынесено предупреждение, изъята литература. Затем в поле нашего зрения попала общественная организация «Семья», пользовавшаяся иностранными денежными средствами. Она фактически занималась пропагандой радикального ислама.

«Семья» в итоге была ликвидирована в судебном порядке.

28273.jpg
Руководство мечети «Аль-Ихлас» получало иностранное финансирование

Неожиданно стали известны новые подробности ликвидации в Казани прихода мечети «Аль-Ихлас». Как рассказала Сергеева, минюсту стало известно, что руководство прихода получает иностранное финансирование, а во время обыска в помещении мечети была найдена экстремистская литература. Поэтому минюст снабдил свои данные материалами о противоправной деятельности скандально известного прихода, которые были в распоряжении у прокуратуры, и обратился в суд о ликвидации «Аль-Ихлас».

— Отличным подспорьем в нашей работе стало заключение соглашения между минюстом России и Росфинмониторингом, благодаря которому мы получаем информацию о том, какие некоммерческие организации и в каком количестве получают иностранные средства, — рассказала Сергеева.

Ужесточение контроля дало первые результаты — если несколько лет назад отчетность сдавали лишь 35% НКО, то сейчас перед минюстом отчитывается более 70% некоммерческих организаций.

2.jpg
Сумма иностранного финансирования НКО Республики Татарстан

«СУЩЕСТВУЮТ НЕЛЕГАЛЬНЫЕ КАНАЛЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ, КОТОРЫЕ НЕ ОТСЛЕЖИВАЮТСЯ НИКАКИМ МИНЮСТОМ»

Распределение финансирования НКО в Татарстане газете «БИЗНЕС Online» прокомментировали эксперты.

Владимир Беляев — политолог:

— Разве может правозащитным организациям хватить 6,5 миллиона рублей? Ведь сейчас, если ты хочешь быть юридическим лицом, ты должен иметь свое помещение. Приходится снимать квартиру, офис. Затем нужны компьютеры, оргтехника, оплата коммунальных услуг, должно что-то остаться на жизнь. Разделите это все по месяцам — получится полная ерунда. И это 6,5 миллиона рублей на все правозащитные организации республики? А у нас действуют комитет против пыток, комитет солдатских матерей, Казанский правозащитный центр. Для них эти деньги — ничто! Они могли бы получать деньги от местных предпринимателей, если бы у нас бизнесмены не боялись, что их включат в список экстремистов за такое «спонсорство». А если тебя включили в список экстремистов, ты автоматически попадаешь в тотальный черный список — даже кредит в банке не сможешь взять.

Да и мало ли, с какими проверками могут прийти к людям, поддерживающим организации, которые оппонируют официальным государственным структурам. Поэтому у нас правозащитная часть слаба. А вот с религиозными НКО действительно есть опасность — они могут поддерживать не тех. 7 миллионов рублей, конечно, на дестабилизацию в Татарстане не хватит. Но радикальные настроения рождаются внутри уммы, духовных религиозных учреждений — там совершенно не требуется финансирование. Более того, если нужно перевод и издание экстремистской литературы, создание схронов, для этого существуют нелегальные каналы финансирования, которые не отслеживаются никаким минюстом. Поэтому эти деньги, зафиксированные минюстом, — лишь рябь на воде, а глубины этого океана отследить сложно.

3.jpg
Количество ежегодно создаваемых НКО

Александр Сидякин — депутат Госдумы РФ:

— Да, в прошлом году в реестр «иностранных агентов» вступила только одна организация, она всем известна, но были и такие, которые подверглись наказанию за то, что не вступили в эти ряды. Многие некоммерческие организации, которые занимаются политической деятельностью и получили гранты из-за рубежа, отказались от этого финансирования и живут в рамках грантовой поддержки Общественной палаты и президента России. Количество денег, выделяемых на эти цели, в прошлом году увеличилось почти в 2,5 раза. Предметом тщательного изучения прокуратуры стала деятельность многих региональных НКО, были направлены соответствующие иски по результатам.

Поэтому добровольное вступление не отображает реальную картину, но точно можно утверждать, что благодаря принятию этого закона мы четко дали сигнал тем НКО, которые работают в этом секторе: либо вы живете на отечественные деньги, либо перестаете заниматься политикой, либо становитесь «иностранным агентом». Мы ведь с вами прекрасно понимаем, что любые иностранные деньги — это деньги иностранных налогоплательщиков. А эти деньги, разумеется, должны работать в интересах иностранных государств. Когда эти деньги перестали быть предметом трансфертов между иностранными государствами и нашими НКО, пропала зависимость от чужих целей и задач.