Следившие за вчерашней пресс-конференцией гендиректора телеканала «Дождь» Натальи Синдеевой и ее мужа, инвестора телеканала Александра Винокурова, предполагали, что они заявят о закрытии проекта, поскольку накануне телеканал исключил из сетки вещания самый крупный поставщик его аудитории — оператор «Триколор ТВ». Однако этого не произошло — супруги-медиаменеджеры заявили о намерении пересмотреть условия сотрудничества с операторами сетей, с которыми после знакового визита на телеканал Дмитрия Медведева в 2011 году удалось договориться о платной трансляции контента. За ходом мероприятия следили и корреспонденты «БИЗНЕС Online».
МИНУС 273 ОПЕРАТОРА ЗА НЕДЕЛЮ
Гендиректор телеканала «Дождь» Наталья Синдеева и его инвестор Александр Винокуров провели накануне в Москве пресс-конференцию, в ходе которой рассказали о будущем своего проекта, которое оказалось под угрозой. Напомним, вечером 29 января сразу несколько крупных кабельных операторов начали отключать трансляцию телеканала после скандала с опросом, который был размещен на сайте «Дождя». Журналисты в преддверии 70-летия снятия блокады поинтересовались: «Нужно ли было сдать Ленинград, чтобы сберечь сотни тысяч жизней?» Телеканал был отключен от сетей операторов «Акадо», «Дом.ru», «НТВ-Плюс», «ЭР-Телеком», а также от подконтрольных «Ростелекому» «Онлайм» и «Твое TV». При этом в качестве причины отключения президент «Акадо» Виктор Кореш назвал «существенное изменение концепции вещания канала», а «НТВ-Плюс» — «вред репутации», который может принести затронутая на «Дожде» тема блокады Ленинграда.
3 февраля оператор спутникового телевидения «Триколор ТВ» объявил о разрыве соглашения с телеканалом «Дождь», которому «Триколор» предоставлял до половины аудитории, в результате доля потерь канала составила 85% технического охвата. Сегодня Синдеева сообщила, что до отключения охват «Дождя» составлял 17 млн. 400 тыс. домохозяйств, а осталось 2 миллиона. Телеканал в общей сложности отключили 273 оператора. Причем на данный момент проблема не в том, сколько операторов отключили «Дождь», а в том, что отключили крупнейшие.
Тем временем крупнейший татарстанский телекоммуникационный оператор «Таттелеком» оставался одним из последних трансляторов попавшего в негласную опалу телеканала. Однако прекратит трансляции и он, но по чисто технической причине. Источник, близкий к «Таттелекому», рассказал «БИЗНЕС Online», что решений об отключении «Дождя» не принималось и трансляция в кабеле пока идет. Но поскольку от передачи картинки «Дождя» отказался «Триколор», то «Таттелеком», получающий от него сигнал, не сможет продолжить трансляцию.
СПАСИБО, ГОСПОДИН ПРЕЗИДЕНТ
В ходе пресс-конференции Синдеева озвучила свою позицию предельно четко — руководство не собирается закрывать телеканал. По словам гендиректора «Дождя», для нее было мечтой сделать телеканал, который бы отражал интересы неравнодушных, канал для тех, кто перестал смотреть ТV и ушел в интернет. «В течение двух лет мы воплощали эту мечту, — объяснила Синдеева. — Это был непростой предпринимательский путь. Ты изучаешь все: от того, как передается телевизионный сигнал до того, как создаются программы».
Руководство «Дождя» считает, что скандал вокруг опроса, связанного с блокадой Ленинграда, был искусственно раздут и стал просто поводом для травли. Они в очередной раз признали, что формулировка вопроса была ошибочной и напомнили, что в СМИ на позицию SMM-менеджеров, отвечающих за продвижение в социальных сетях чаще всего ставят молодых людей, которых даже увольнять за такие ошибки нельзя. По мнению Синдеевой и Винокурова, больше всего «злопыхателей» раздражала независимость их телеканала.
Напомним, вещание «Дождя» было запущено 27 апреля 2010 года. Телеканал является частью созданного экс-генпродюсером радиостанции «Серебряный дождь» Синдеевой медиахолдинга, в который входят также издания Slon.ru, журнал и сайт «Большой город». Проект не приносит операционной прибыли, но и не привлекает банковских кредитов, живя на деньги Винокурова, экс-предправления санированного в 2008 году и проданного за 100 рублей РЖД и НПФ «Благосостояние» банка КИТ-Финанс. По оценке экспертов Forbes, инвестиции в телеканал составили $40 млн., при этом состояние Винокурова журнал оценивает в $230 миллионов. Ключевым в недолгой истории существования «Дождя» моментом считается (такое же мнение разделяет и Синдеева) визит на телеканал в 2011 году президента России Дмитрия Медведева, который, предположительно, организовала подруга Синдеевой, пресс-секретарь Медведева Наталья Тимакова. Именно после этого визита возросло количество рекламодателей, стали более сговорчивыми кабельные сети, а на программы потянулись крупные чиновники. Именно после визита первого лица страны «Дождю» удалось договориться о плате операторами кабельных и спутниковых сетей за контент. Благодя такому стремительному старту менее чем за три года интернет-телеканал выстрелил в топ медиарынка страны, заняв в марте 2013 года, по данным Медиалогии, по цитируемости второе место после «России 24», опередив Первый канал, НТВ и «Россию-1». Впрочем, Владимир Путин остался к телеканалу Синдеевой внешне равнодушен.
В ходе вчерашней пресс-конференции руководство телеканала спросили, не пытались ли они обратиться за помощью к властям.
— Если бы мы понимали, что это может решить проблему, мы бы это сделали, — заявил Винокуров. — Наша информация о том, кто является источником наших проблем, говорит о том, что это не имеет смысла. Я не знаю, как президент узнает о том, что происходит в стране. В последние дни я с грустным видом вижу, что название телеканала висит в топе новостей «Яндекса», и если бы президент мог вмешаться и помочь, мы были бы рады.
Синдеева призналась, что если останется последний шанс, то она напишет письмо Путину. Винокуров же подчеркнул, что проблемы у «Дождя» начались после сюжета про дачи чиновников по следам поста Алексея Навального о кооперативе «Сосны».
КАЖЕТСЯ, ТАК ЭТО НАЗЫВАЕТСЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
Тем временем вчера же Винокуров опубликовал пост в Facebook, в котором предложил операторам, транслировавшим «Дождь» в своих сетях, делать это бесплатно.
«В начале 2013 года мы приняли стратегию, которая предполагает, что наша компания будет развиваться как платный новостной кабельный и спутниковый телеканал. По аналогии с известными международными телеканалами CNN, Fox News, MSNBC. Такая стратегия предполагает, что операторы, транслирующие телеканал в своих сетях, платят за наш контент определенную сумму в месяц за каждого абонента, имеющего возможность смотреть канал в соответствующих пакетах, — написал бывший банкир. — Мы провели переговоры со всеми кабельными операторами. Многие операторы уже заключили с нами договоры, предполагающие плату за контент. Именно требования наших партнеров-операторов стали причиной введения платной подписки на сайт tvrain. Сегодня нет другой легальной бесплатной возможности смотреть наш канал в открытом доступе. Мы предполагаем, что это решение способствовало росту количества абонентов у всех кабельщиков, которые транслировали «Дождь».
По словам Винокурова, руководство канала не намерено отказываться от стратегии выхода на ТV, потому что смотреть «Дождь» так «намного красивее». «Но, принимая во внимание события последних дней, мы решили предложить нашим партнерам — российским кабельным операторам — временный льготный период для трансляции нашего телеканала. Мы готовы до конца 2014 года отдавать наш сигнал всем российским кабельным операторам бесплатно начиная с 1 февраля 2014 года», — предлагает инвестор «Дождя», отмечая, что с теми операторами, с кем у телеканала уже есть договор с платой за контент, возможно «незамедлительно подписать» соответствующие допсоглашения. В концовке же своего поста в Facebook бизнесмен, проводивший во главе банка «КИТ Финанс» многомиллиардные операции на финансовом рынке, трогательно добавляет: «Просим считать это заявление публичной офертой (кажется, так это называется в коммерческой практике)».
На пресс-конференции Винокуров объяснил: несмотря на недоумение по поводу происходящего, телеканал продолжит вести переговоры с кабельными операторами и верит в то, что те «приняли решение об отключении телеканала не по своей воле». Развернувшаяся в последние дни кампания, призывавшая оформлять платную подписку на интернет-трансляцию эфира, принесла свои плоды — аудитория «Дождя» в интернете выросла более чем в 2 раза, но точных цифр руководство раскрывать не стало. Причем при форс-мажорных обстоятельствах и закрытии канала деньги абонентам обещают вернуть.
Напомним, что в Казани телеканал «Дождь» представляет журналист Игорь Севрюгин. «Корпункт «Дождя» в Казани продолжает работать в штатном режиме, — рассказал Севрюгин газете «БИЗНЕС Online». — Никаких изменений в нашей работе не произошло. Я могу больше сказать, что теперь казанский корпункт будет работать на все Поволжье, где ключевыми городами будут Казань и Самара».
За последнее время «Дождь» рассказал про самый широкий спектр тем в Татарстане — помимо того что канал активно освещал Универсиаду, он также интересовался коррупционным скандалом вокруг открытия «Леруа Мерлен» с участием сына бывшего министра юстиции Мидхата Курманова, вручением дворянских титулов Минтимеру Шаймиеву и протестами, ознаменовавшими визит в Казань поп-звезды Элтона Джона. Новости из Татарстана появляются в информационной повестке дня телеканала примерно раз в неделю.
У НАС ДОСТАТОЧНО ЛЮДЕЙ, ЖЕЛАЮЩИХ ЗАПЛАТИТЬ ЗА ТО, ЧТОБЫ НЕ ЛЮБИТЬ СВОЮ СТРАНУ
Перспективы телеканала «Дождь» после его исключения из пакетов операторов по просьбе газеты «БИЗНЕС Online» оценили эксперты.
Дмитрий Абзалов — президент центра стратегических коммуникаций:
— Cама бизнес-модель телеканала при переходе на платное вещание в сети потерпит существенные изменения. В долгосрочной перспективе «Дождь» по предоставлению контента собирался перейти на модель 40 - 50 - 10, где 10 процентов — это подписка в интернете, 40 процентов — это реклама, а 50 процентов — это общая подписка. Так или иначе, большая часть бюджета держится за счет продажи контента. Сейчас эта модель оказалась под большой угрозой срыва. Теоретически можно было перейти на приставочный формат, но их охват намного уже, чем у сегмента, связанного с телевизионным сигналом. Компенсировать этот способ будет достаточно сложно.
В принципе, канал был убыточный, на окупаемость планировал выйти только в следующем году, плюс ко всему февральские рекламные бюджеты, я так понимаю, заморожены. Поэтому все зависит от прочности. Даже если канал будет предоставлять кабельным сетям бесплатный контент, то все равно потребуется очень много серьезных перестановок и очень серьезного сокращения информационной составляющей. Да, есть крупные частные инвесторы, но даже они не смогут компенсировать расходы.
Без дополнительного роста охвата, безусловно, позиции «Дождя» заметно ослабнут. И это вопрос выживаемости канала. Далеко не всех рекламодателей устроит вещание канала в интернете, тут играют два критерия: охват и картинка. Интернет не позволит провести такое качество картинки, а также поведение граждан в интернете и в TV-сфере несколько отличается друг от друга. Как правило, в сети пользователи «откликивают» рекламу.
Если канал полностью перейдет в интернет, безусловно, ему придется значительно сокращать производство, многие сегменты придется закрывать, придется сокращать штат корреспондентов, переходить на систему аутсорсинга и так далее. Вряд ли «Дождь» сможет претендовать на большие бюджеты, если потеряет кнопку.
Михаил Делягин — директор Института проблем глобализации:
— Людей, воспитанных этим каналом, немало. Достаточно взглянуть на тот самый опрос. Люди, которые отвечали на него положительно, я думаю, также положительно ответили бы и на вопрос о том, что нужно было капитулировать перед Гитлером.
Я думаю, что владельцы телеканала — это люди достаточно обеспеченные, чтобы содержать «Дождь». Другой вопрос, захотят ли они это делать. Одно дело — писать в Facebook и Twitter, другое дело — отчислять реальные деньги. Но если учитывать, какую рекламу сделал «Дождю» Медведев, посетив его в свое время, то канал прекрасно сможет существовать в условиях платной политики.
Кроме того, я еще не полностью уверен в этом переходе, потому что у канала много фанатов в руководстве страны, которые смогут повлиять на ситуацию, чтобы это заявление просто осталось заявлением.
Но если переход все же осуществится, то у нас достаточно людей, желающих заплатить за то, чтобы не любить свою страну.
Алексей Мухин — директор центра политических технологий:
— Я считаю, что все зависит от решения местных интернет-операторов заключать контракт на платное вещание в сети телеканала «Дождь», сколько их будет в общем. Таким образом, канал будет брать количеством, а не величиной операторов. Только за счет них канал имеет хоть какое-то будущее.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 95
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.