Интрига вокруг фигуры возможного преемника главы Нацбанка РТ, будоражащая банковский мир весь последний год, похоже, в начале 2014 года отложена на определенное время. На днях стало известно о том, что первым замом 72-летнего Евгения Богачева стала опытнейшая Наиля Гильмутдинова, занимавшая в структуре Нацбанка и до этого важные позиции. Однако, как сообщают источники «БИЗНЕС Online», на пороге другая интрига: местному регулятору грозит реорганизация с сокращением штатов.
«РЕШЕНИЕ О ПРИГЛАШЕНИИ МУХАМЕТШИНА МОИМ ЗАМЕСТИТЕЛЕМ ПРИТОРМОЖЕНО...»
Как стало известно «БИЗНЕС Online», в минувшем январе у председателя Национального банка РТ появилось два новых заместителя. Одним из них стала начальник управления по надзору за деятельностью коммерческих банков Резеда Шигапова. А проверенный боец, многолетний заместитель Наиля Гильмутдинова получила пост первого зама Евгения Богачева, который, напомним, еще осенью минувшего года готовился для директора казанского филиала банковской группы «Зенит» Дамира Мухаметшина. Это в разговоре с «БИЗНЕС Online» признавал и сам Богачев: «Там будут смотреть в Центральном банке, но я, наверное, долго уже не буду тут работать. Надо мне, безусловно, готовить преемника».
Так почему же сын спикера Госсовета неожиданно сошел с дистанции? По словам самого председателя Нацбанка, вопрос с назначением повис в воздухе из-за ожидаемых структурных и организационных изменений в ЦБ, проводимых Эльвирой Набиуллиной в рамках процесса создания мегарегулятора.
— Я хотел пригласить Дамира Мухаметшина своим заместителем, даже с удовольствием хотел это сделать. Но не получилось из-за ожидающихся осенью структурных изменений в Центральном банке, а именно в системе управления. Пока эта реорганизация идет в Центральном округе, а в октябре или позднее дойдет и до Волжско-Вятского округа. В ходе запланированных изменений у меня будет трое заместителей, а сейчас их пятеро. Вопрос с приглашением Мухаметшина просто отложен. Хороший, порядочный парень, у него просто нет никаких отрицательных качеств, он зарекомендовал себя с самой лучшей стороны в банке «Зенит», где приобрел большой опыт, у нас работал начальником валютного управления — никаких претензий, отменный организатор. Повторюсь, решение о приглашении Мухаметшина моим заместителем приторможено из-за ожидаемых изменений в структуре управления Центрального банка России... — туманно объяснил газете «БИЗНЕС Online» Богачев.
Наиля Гильмутдинова в Нацбанке работает порядка 20 лет |
ВЫХОДЕЦ ИЗ ПРЕДШЕСТВЕННИКА «АК БАРС» БАНКА
Тем временем о трудовом пути Гильмутдиновой известно не так уж и много — в Нацбанке она работает порядка 20 лет. По словам руководителя пресс-центра Национального банка РТ Владимира Герасимова, Наиля Гашиковна пришла в команду Богачева в середине 90-х из Татпромстройбанка (ТПСБ), где была заместителем предправления Рафаэля Мингазова.
Напомним, в начале 90-х ТПСБ был крупнейшим банком Татарстана, обслуживая финансовые потоки правительства республики. Однако его позиции пошатнулись после создания в конце 1993 года «АК БАРС» Банка и перевода в новый банк средств ряда внебюджетных фондов Татарстана. Изъятие этих средств не помешало ТПСБ закончить 1994 год с прибылью, составившей 33,7 млрд. рублей, однако уже по итогам первого полугодия 1995 года банк понес убытки на 30 млрд. рублей, писала газета «Коммерсантъ». Летом 1995 года у ТПСБ появилась надежда поправить положение — власти республики приняли меры по поддержке банка, назначив его уполномоченным банком Госкомимущества Татарстана, возвратив некоторые ранее отобранные внебюджетные фонды и предоставив банку налоговые льготы.
Однако все это не спасло Мингазова, который официально ушел в отставку по собственному желанию в связи с плохим состоянием здоровья. Хотя наблюдатели говорили о том, что причина устранения Мингазова с поста председателя правления банка в том, что влиятельное Госкомпромимущество пожелало видеть во главе банка своего человека. Косвенным подтверждением этого стал тот факт, что исполнять обязанности предправления ТПСБ был назначен Марс Фатыхов — заместитель председателя Госкомпромимущества. Однако вместе с Мингазовым из банка ушли практически все руководители за исключением одного из замов и главбуха. Ушла и Гильмутдинова — в Нацбанк. А ТПСБ был ликвидирован осенью 2003 года в связи с отзывом лицензии.
РЕОРГАНИЗАЦИЯ В ГОД 150-ЛЕТИЯ
Что касается операции «Преемник», то она стартовала в Нацбанке РТ примерно год назад — с большим опозданием из-за поиска подходящей кандидатуры — после ухода на пенсию опытнейшего первого зампредседателя Ильдара Тукмакова. Он курировал в команде Богачева банковский надзор, но после расставания с ним было принято решение не закреплять этих функций за первым замом, а отдать их соответствующему управлению, возглавить которое должна была ставшая теперь замом Шигапова. Всего у Богачева пять заместителей — помимо Гильмутдиновой и Шигаповой это начальник управления сопровождения программных комплексов Михаил Магданов, начальник управления платежных систем, расчетов и налично-денежного обращения Геннадий Шаров и зам по хозяйственным делам Валентин Капитанов.
Интересно, что в борьбу за кресло, которое рано или поздно должен освободить нынешний патриарх банковской системы, в 2013 году включилось немало игроков. Сам Богачев не скрывал, что в свое время хотел видеть своим преемником Роберта Мусина — бывшего председателя совета директоров «АК БАРС» Банка и совладельца ТФБ, но сам Мусин не захотел. В прошлом году считалось, что преемником Богачева может стать Мидхат Шагиахметов — министр экономики РТ и доверенный человек президента РТ. Но переход, говорят, сорвался в последний момент — возможно, он не прошел ЦБ. Потом банковские наблюдатели называли целый ряд фигур, которые реально претендовали на переход в Нацбанк РТ: Айрата Шафигуллина (министр труда), Камиля Юсупова (ВТБ) и Мухаметшина («Зенит»). По последней кандидатуре, как было сказано выше, документы даже шли в Москву, но... Наши источники не исключают, что мог сработать целый ряд факторов. Начиная с того, что президент РТ мог неофициально не согласовать его в качестве будущего главы местного Нацбанка (все-таки Дамир Фаридович никогда не работал в орбите нынешнего руководителя республики), либо это можно объяснить тонкой игрой Богачева, который пока никуда не стремится уходить со своего поста — и зачем ему иметь в засаде потеницального преемника?
Богачев не скрывал, что в свое время хотел видеть своим преемником Роберта Мусина — бывшего председателя совета директоров «АК БАРС» Банка и совладельца ТФБ |
В общем, на нынешнюю дату можно вполне константировать, что операция «Преемник» в Нацбанке, длившаяся целый год, фактически сорвалась. Богачев продемонстировал, что он прочно сидит на своем кресле и контролирует ситуацию. Безусловно, это означает, как считают наши источники в банковской среде, пожелавшие остаться анонимными, что в таком случае резко повышаются шансы худшего варианта развития событий, когда Москва рано или поздно пришлет преемника извне... С другой стороны, Евгений Борисович может, действительно, готовить для прихода Мухаметшина благоприятную почву, отложив его назначение до того момента, как станут понятны структура, полномочия и, что немаловажно, штатное расписание Нацбанка после его превращения в отделение при крупном поволжском управлении регулятора со штаб-квартирой в Нижнем Новгороде.
Именно реорганизация является сегодня темой номер один в Нацбанке. Так совпало, что болезненный для такой мощной структуры вопрос поднят в год 150-летия со дня основания отделения Госбанка в РТ. При этом в праздничный для татарстанского регулятора отрасли год некоторых его сотрудников может ожидать сокращение. Для регулятора одного из крупнейших банковских рынков России, каким является Татарстан, и лично для Богачева это удар, причем весьма ощутимый.
Впрочем, это не мешает Евгению Борисовичу пока что набирать новых замов. Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», вскоре заместителем Богачева может стать начальник межрегионального управления службы Банка России по финансовым рынкам в Волго-Камском регионе (бывшая ФСФР) Сария Валеева, пришедшая в присоединяемую сейчас к ЦБ службу из департамента казначейства минфина РТ в 2006 году. В казанском офисе управления «БИЗНЕС Online» заверили, что ничего о скором уходе шефа в Нацбанке не знают. По словам замруководителя управления Светланы Мироновой, дальнейшая судьба службы разрешится после 3 марта, когда завершится интеграция СФР в ЦБ. Герасимов из Нацбанка о готовящемся приходе Валеевой не знает.
«НАИЛЯ ГАШИКОВНА ВСЕГДА БЫЛА ОДНОЙ ИЗ ОПОРНЫХ ФИГУР В НАЦИОНАЛЬНОМ БАНКЕ»
По словам одного из участников банковской отрасли Татарстана, Гильмутдинова идеально подходит на пост первого зампредседателя Нацбанка РТ. «Она фактически стояла у истоков банковской системы республики, работает в банке уже очень давно. Зачастую Гильмутдинова вела одновременно несколько направлений, когда отсутствовали соответствующие руководители. Именно она занималась и занимается самыми важными участками. Опыт у нее колоссальный, понимание бизнеса в республике тоже очень глубокое», — отмечает источник «БИЗНЕС Online».
Венера Иванова — председатель правления ЗАО «Автоградбанк»:
— Работу Национального банка РТ отличает стабильность, предсказуемость в хорошем смысле этого слова и нацеленность на укрепление системы местных банков. Национальный банк РТ никогда не ограничивался просто надзорной функцией. Такая политика при поддержке руководства республики на протяжении многих лет реализовывалась и реализуется во многом благодаря тому, что у руля Национального банка стоит опытная команда профессионалов высокого уровня во главе с Евгением Борисовичем Богачевым. Результаты этой работы налицо: наша банковская система одна из самых развитых и успешных в России. Убеждена, что во главе Нацбанка должна стоять такая незаурядная фигура, как Евгений Борисович, который и сегодня по своему потенциалу и уровню понимания ситуации даст фору многим молодым.
Наиля Гашиковна всегда была одной из опорных фигур в Национальном банке РТ. Автоградбанку в этом году 23 года, и все эти годы я знаю Наилю Гашиковну как специалиста с очень широким кругозором, прекрасно знающим экономику республики, причем не только банковский сектор, но и промышленные предприятия. Обладая прекрасным аналитическим умом и необходимой в этой работе интуицией, она принимает решения, способствующие развитию экономики и банковской системы республики. Назначение Наили Гашиковны первым заместителем Национального банка лично у меня не вызывает никакого удивления. Это логичный шаг.
Что касается Дамира Мухаметшина, то, во-первых, для его утверждения на посту первого зампредседателя Нацбанка в ЦБ должны были быть отправлены документы. Не стала бы утверждать, что это уже сделано. Во-вторых, у Евгения Борисовича раньше было пять заместителей, сегодня их четыре. Кто знает, может, в скором времени их снова станет больше.
Стоит отметить, что Дамир Фаридович — очень хороший специалист, знающий изнутри как работу Центрального банка, так и коммерческих банков. Думаю, что все у него еще впереди, не исключено, что в системе Центрального банка.
Тахир Гайнутдинов — основатель банка «Казанский» (ныне «Рост»):
— Наиля Гильмутдинова — профессионал, она давно работает в Национальном банке, у нее есть огромный опыт и понимание проблем. Можно сказать, что Гильмутдинова стала руководителем одновременно со становлением нашей банковской системы. То же самое могу сказать и о Резеде Шигаповой, которая также стала заместителем председателя Национального банка.
Что касается Дамира Мухаметшина, который обсуждался как кандидат на пост первого зампредседателя Национального банка, то по профессиональному уровню он не уступает никому. Долго работал, возглавляя валютное управление нашего Национального банка, потом получил большой опыт, работая в крупном коммерческом банке. У него тоже достойный потенциал.
Дилюс Шавалиев — генеральный директор компании «Аттика»:
— Мне кажется, что процесс формирования центра банковской отрасли Поволжья в Нижнем Новгороде, а не Казани, начался со Сбербанка. Как известно, его поволжский куст формировался именно вокруг Нижнего, а не столицы РТ. То есть мы в свое время упустили момент, а создание именно там поволжского управления Центробанка, по сути, просто закономерность на примере Сбера. Отныне боссы будут сидеть в Нижнем Новгороде, а в Казани останутся исполнители, хотя первичное видение вопросов регулирования отрасли будет составляться на местах.
Раньше какие-то вопросы можно было решать у нас. Теперь, скорее всего, новая иерархия удлинит многие процедуры — согласования топ-менеджмента, изменений в банках, объединений и докапитализации. Я считаю, что увеличение капитала целым рядом банков было осуществлено недавно практически параллельно именно для того, чтобы успеть провести его со старой командой Казани, а не в Нижнем Новгороде.
Банковская отрасль — это кровеносная система экономики, и перенесение центра принятия решений из Казани в Нижний Новгород может уменьшить пространство для маневра, в том числе и руководства республики.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.